Фрагмент для ознакомления
2
Коммуникация, как слово греческого происхождения (komonia) и в латинском переводе (communio) означало участие в каком-либо совместном деле, но преимущественно и даже в наибольшей степени – в каком-то политическом союзе. Произошедшее же от них слово «communication» означало общение, совместную жизнь, деятельность и, можно сказать, с давних времен определяло саму суть понятия «общество». Античные мыслители, формируя свое представление об обществе, обращались к нему, моделируя идеальную «коммуну» и беря за исторический прототип возникающую на новом месте небольшую колонию. В XX в. возникают такие понятия как «коммуникация», «речевая коммуникация», «коммуникативное действие», «коммуникативное поведение», «коммуникативная революция» и некоторые другие, определяющие более детальные аспекты и стороны общения. В современной науке существует настолько большое множество расхожих определений коммуникации, или, другими словами, общения, что вопрос о дефиниции этого понятия становится, можно сказать, отдельной научной проблемой [9, с 67].
В общении люди постоянно передают друг другу информацию при помощи речи и выражения лица, движений тела, установления дистанции и др. В общении человек может говорить о том, как он себя ощущает, что думает, как хотел бы поступить.
Невербальные проявления психики человека – это, согласно многим исследованиям, основной канал получения информации во взаимодействии между личностями. На сегодня интерес к этой проблеме актуален. Но данный вопрос был актуален и во времена Древней Греции. Аристотель, философ и ученый, создал науку о лице – физиогномику. Она, до XVIII века, определяла основное направление анализа экспрессий лица, совершая попытки определить прямую корреляцию между чертами лица и характеристиками самой личности.
Целью данной работы является рассмотрение невербальных средств общения.
Задачи:
- описать общение и восприятие личности другого;
- рассмотреть невербальную сторону общения и ее составляющие;
- изучить важность жестов в невербальном общении;
- рассмотреть исследования восприятия человеческого лица;
- дать характеристику восприятия мимики и пантомимики в общении;
- рассмотреть вопрос распознавания лжи мимике и пантомимике;
- рассмотреть мимику и пантомимику в межкультурном деловом общении.
Объект исследования – особенности невербального общения. Предмет исследования – мимика и пантомимика в общении.
Глава 1 Общение как категория. Невербальные средства общения
1.1 Общение и восприятие личности другого
Восприятие личности – важная часть социальной психологии, которая включает в себя разные процессы психики, используемые для формирования впечатления о других. На основе этого мы делаем о них выводы.
Наше впечатление о других имеет основу в наших же ожиданиях, которые были созданы на основе прошлого опыта. Это происходит практически каждый день в самых различных ситуациях. Когда мы встречаем незнакомого человека, как правило, автоматически формируется впечатление о нем. Первое впечатление может измениться в будущем, в процессе коммуникации с этим человеком.
Ежедневно человек сталкивается с огромным количеством раздражителей. Если бы сознание анализировало каждый стимул отдельно, организм был бы перегружен. Поэтому, принимая во внимание прошлый опыт, взаимоотношения с другими, то, что мы когда-то прочитали или увидели, мы создаем конкретные мнения или впечатления, на основе которых и происходит оценка и классификация событий или людей, которые встречаются. Большая часть времени, как правило, не осознается человеком – он не осознает, почему он именно так подумал или сформировал именно такое мнение о человеке [3, с. 87].
Как происходит оценивание личности. Все зависит от цели воспринимающего. Люди, как правило, опираются на свои интересы и потребности, когда оценивают кого-либо. К примеру, если человеку важен статус и успех, крупный руководитель компании произведет более сильное впечатление, поскольку в этом человеке он видит удовлетворение своей потребности. Также поведение оценивается как адекватное в конкретных условиях. Человек может ожидать определенного поведения от людей в разных ситуациях, основываясь на норма общественного поведения. К примеру, находиться возле бассейна в купальнике – это нормально. Но если в таком виде человек выйдет прогуляться по улице, это будет неуместно.
Также за основу берется прошлый опыт. Если человек, к примеру, плохо учился в школе и проваливал экзамены, то спустя какое-то время в беседе, где будет затронута тема несерьезного отношения к работе, он вспомнит о своем опыте и выскажет мнение о том, что часто людям может не хватать усердия в их работе, не предполагая, что причина может быть в другом. Поэтому часто информация воспринимается через призму прошлого опыта [14, с. 94].
Существуют и стереотипы. К примеру, относительно того, как «должен» или «не должен» одеваться мужчина на встречу/в спортзал/на конференцию. Существуют стереотипы относительно национальностей, профессий и др. Как правило, частая апелляция к стереотипам приводит к негативным последствиям. Если человек наделяет определенную группу негативными качествами, он не дает ей в своем сознании способность трансформироваться.
Поэтому и существует наука – имиджелогия, которая учитывает все особенности формирования впечатления.
Имидж (от англ. image) в переводе с английского означает «образ». В свою очередь, английское «image» берет свое начало от латинского «imago» – производного от «imitari» («имитировать»).
В русском языке рассматриваемый термин анализируется как мнение или суждение, которое обозначает оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь. А термин «образ» обозначается через вид, облик, представление, интегрированное отражение, порядок и характер.
Имидж представляет собой не просто образ, а целенаправленно созданный облик определенного человека или процесса, страны и пр. Имидж содержит в себе ценностные свойства. Он призван оказать эмоциональное и психологическое воздействие на целевую аудиторию для популяризации, рекламы и пр.
Понятие «имиджа» применял и З. Фрейд, который в 1930 году издавал журнал под одноименным названием.
В сроковых годах прошлого столетия термин «имидж» стал применяться в рекламе и деятельности по связям с общественностью. Носителями имиджа являются люди, компании, предприятия, товары, услуги, государства, профессии и пр. Существует персональный имидж, имидж компании, страны, профессии и пр.
Рассмотрим некоторые уточнения в понимании имиджа.
1. Имидж представляет собой итог типизации. Последняя – это неотъемлемая часть обычной практики коммуникации, когда сложные и многоструктурные явления постоянно сводятся к упрощенным видам. Имидж – это стереотип, сжатая характеристика кого-либо или чего-либо, не зависимо от того, создается она спонтанно или есть итог целенаправленного имиджирования [15, с. 36].
«Солидная компания», «порядочный человек», «неприятный тип», «фанатик», «романтик» - это распространенные типажи, которые создаются в восприятии окружающего мира. Информация о стереотипе является неполной. Имидж как созданный типаж имеет отличия от реального облика носителя.
2. Имидж представляет собой часть символического мира, который формируется в типизации. Символизация и типизация представляют собой непосредственно связанные между собой явления. Окружающий мир воспринимается, осознается и интерпретируется людьми в структуре символов. Вещи, люди, природные явления, процессы и события запечатлеваются в сознании при помощи символов. И имидж в этом помогает самому социуму.
3. Имидж является условием общения. Имидж часто выступает посредником в коммуникации между носителем имиджа и воспринимающим лицом. Сознательный менеджмент имиджа всегда нацелен на реализацию определенных целей отправителя. Тот, кто создает имидж, нацелен на определенные реакции и их создание.
4. Имидж представляет собой итог сложной полемики определений и оценок, который вырабатываются получателем информации. Имидж предполагает общность интерпретаций мыслительного характера, собственных и получаемых из внешних источников. Формирование имиджа – это сложная комбинация восприятий, представлений, мышления и воображения. В восприятии реципиента предметы или явления находят свое отражение при непосредственном воздействии на органы чувств. В представлении отражаются наглядные образы предметов или явлений, которые создаются на основе прошлого опыта при помощи воспроизведения в памяти или воображении. Мышление перерабатывает восприятие и представление. Воображение увеличивает границы мышления [9, с. 261].
5. Имидж представляет собой впечатление, которое формируется на абстрактном уровне. Дифференцируют три уровня абстракции:
–имидж как сложная структурированная сеть представлений (высокий уровень полноты впечатления);
– имидж как оценочная установка (средний уровень);
– имидж как общее впечатление (низкий уровень).
Эксперты связывают рост популярности имиджа с тенденциями современного мира: повышение роли самовыражения личности и бурным развитием средств коммуникаций.
Сейчас выражение личности стало одним из ведущих ценностей самой личности, а ее личный успех определяется, в том числе, имиджем.
В истории психологии темой формирования первого впечатления начали заниматься еще в середине прошлого столетия. Внушительная часть работ посвящена прояснению специфики формирования у людей впечатления друг о друге, когда между ними начинают формирования отношения.
Первое впечатление представляет собой сложный феномен в психологии, в котором соединяются компоненты чувств, логики и эмоций [7, с. 216]. Другими словами, в него входит:
1) Специфика облика и человеческого поведения (то, что открыто зрению);
2) Эмоциональное отношение;
3) Оценки и суждения (предписывание).
Существенными характеристиками первого впечатления является зависимость этого впечатления от особенностей возраста, индивидуальных и профессиональных особенностей воспринимающего человека. Также определяющей является ситуация, в условиях которой происходит восприятие другого.
Несмотря на то, что структура формирования первого впечатления является достаточно сложной, само первое впечатление формируется крайне быстро. К примеру, группа специалистов под руководством профессора Макса Планка из Баварского института (Германия) установила, что достаточно 30 секунд, чтобы два человека узнали – «в первом приближении», - что они «подходят» друг другу. Но даже в таком непродолжительном по времени психологическом процессе были попытки выделить его стадии. Так, выделяют две стадии в формировании первого впечатления. На первой стации мы оцениваем, насколько нам нравится/не нравится другой человек. А на второй стадии мы оцениваем его с точки зрения личностных качеств [1, с. 117].
На формирование первого впечатления влияют такие факторы:
1) особенности внешнего вида человека (одежда, стиль, прическа, имидж);
2) невербальное поведение (мимика, жесты, позы и др);
3) непосредственно поведение;
4) качества личности;
5) особенности личности человека, которого воспринимают.
6) Стереотипы, которые касаются связи внешних проявлений и внутреннего содержания внешности, эталоны
Важная роль при формировании первого впечатления о человеке отводится установке как фактору, определяющему процесс межличностного восприятия и притяжения.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. - М., 2019
2) Базовые ценности россиян: социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. – М.: Дом интеллектуальной книги, 2017
3) Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. Учебное пособие / Г.П. Бакулев. - М.: Аспект пресс, 2019
4) Барабанщиков В. А., Хозе Е. Г. Восприятие экспрессий лица, обусловленных его конфигурацией // Лицо человека в науке, искусстве и практике / Под ред. К. И. Ананьевой, В. А. Барабанщикова, А. А. Демидова. М.: Когито-Центр, 2016. С. 159–182.
5) Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. – М., Изд-во ИПРАН, 2014, 480 с
6) Барабанщиков В. А., Жегалло А. В., Королькова О. А. Перцептивная категоризация выражений лица. М.: Когито-Центр, 2016.
7) Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2019
8) Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -М., 1982
9) Головлева Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование: Учебное пособие. - М.: Феникс. 2020
10) Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2019.
11) Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Смысл: Академия, 2018
12) Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: пер. с англ. - М.: Дело, 2019
13) Моул Джон. Особенности национальной психологии народов новой Европы: бизнес, общение, успех / Джон Моул; пер. с англ. О.Л. Сергеевой. - М.: Астрель: АСТ, 2019
14) Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента: - М.: Дело. 2019. - 224 с.
15) Почепцов, Г. Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 2018
16) Пушных В.А. Межкультурный менеджмент/ В.А.Пушных; изд.-во Томского политехнического университета, 2019.
17) Собчик Л. Н. Метод портретных выборов – адаптированный тест Сонди. Практическое руководство. СПб.: «Речь», 2017. 123 с.
18) Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. - М.: Слово/Slovo, 2015. - 624 с.
19) Экман, П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П. Экман. — Спб: Питер, 2019
20) Хозе Е. Г. Восприятие индуцированных экспрессий лица: Дис. ... канд. пси-хол. наук. М.: ИП РАН, 2013.
21) Хрисанфова Л. А., Крюкова Е., Суслова Л. Ф. Особенности восприятия лица незнакомого человека и особенности воспринимающего, влияющие на формирование доверия к незнакомцу. Лицо человека в науке, искусстве и практике / Отв. ред. К. И. Ананьева, В. А. Барабанщиков, А. А. Демидов. М.: Когито-Центр, 2014.
22) Frijda N. H. & Tcherkassof A. Facial expressions as modes of action readiness / J. A. Russell & J. M. FernandezDols (Eds). The psychology of facial expression. Cambridge: UK. Cambridge Univerity Press, 1997.P. 57–77
23) Fridlund Alan. Human Facial Expression. An Evolutionary View. San Diego: Academic Press,1994.
24) Kendon A. Conducting Interaction: Patterns of Behavior in Focused Encounters. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
25) Tanaka J. W., Farah M. The holistic representation of face // Perception of Face, Objects and scenes /M. A. Peterson, G. Rhodes (Eds.). Oxford: Oxford University Press, 2003.
26) The psychology of facial expression / J. A. Russel, J. M. Fernandez-Dols (Eds.). Cambridge University Press, 2002