Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы связана со следующими обстоятельствами. Юридическая защита инвалидов в нашей стране выступает приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации и представляет собой систему мер их поддержки, которые направлены на формирование равных с иными гражданами возможностей реабилитации и участия в жизни общества на основании со ст. 7 Конституции РФ. Большое увеличение количества населения с ограниченными возможностями и трудности их интеграции в разнообразные области общественной жизни поставило на повестку дня трудные и многообразные проблемы. Их решение требует как практического, так и научного анализа, который связан с надобностью реализации комплекса мероприятий по предоставлению инвалидам доступной среды обитания с учетом имеющегося законодательства и международных стандартов.
3 мая 2012 г. наша страна ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов 2006 г. в полном объеме (то есть без каких-либо изъятий). Данную Конвенцию можно обозначить всеобъемлющим кодексом прав инвалидов, так как она определяет права инвалидов во всех сферах общественной жизни, а также имеет определения важных понятий, общие принципы и обязательства государств-участников. Ст. 28 Конвенции требует от всех стран-участниц обеспечить для инвалидов и их семей, государственную помощь для покрытия связанных с инвалидностью расходов, в том числе, надлежащее обучение, консультирование, финансовую помощь и временный патронажный уход. Помимо этого, инвалиды обязаны получать пенсии, пособия и иные социальные выплаты, а также включаться в программы обеспечения государственным жильем.
В связи с этим возникает необходимость гармонизации отечественного законодательства о социальной защите и пенсионном обеспечении инвалидов в соответствии с требованиями международного законодательства. Как показывает анализ судебной практики, споры о пенсионном обеспечении инвалидов возникают довольно часто, что говорит о несовершенстве правового регулирования общественных отношений в указанной сфере.
Данные обстоятельства заставляют в очередной раз обратить внимание на особенности современного правового регулирования пенсионного обеспечения инвалидов в России.
Объектом курсовой работы выступает пенсия по инвалидности, как один из видов страховых пенсий, устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ.
Предметом курсовой работы выступает законодательство РФ о пенсиях, в том числе о пенсиях по инвалидности, а также материалы судебной практики.
Целью курсовой работы является изучение института пенсий по инвалидности в РФ.
Задачами курсовой работы выступают:
1) раскрытие понятия страховой пенсии;
2) охарактеризовать правовое регулирование назначения пенсионного обеспечения по инвалидности;
3) установить категории граждан, имеющих право на пенсию по инвалидности;
4) определить условия назначения и выплаты пенсии по инвалидности;
5) рассмотреть порядок назначения и выплаты пенсии по инвалидности.
Методологическая основа исследования включает в себя общенаучные методы познания (анализ, синтез, моделирование, классификация, дедукция, обобщение) и частнонаучные методы (исторический и статистический).
Структура курсовой работы состоит введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ИНВАЛИДНОСТИ
1.1 Правовое регулирование назначения пенсионного обеспечения по инвалидности
Нормативно-правовые акты, которые регулируют страховую пенсию по инвалидности, можно выделить с учетом двух уровней: международного и национального (российского). Рассмотрим подробнее каждый из этих уровней.
Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения касаются, во-первых, права на социальное обеспечение и, во-вторых, права на соответствующий его уровень . Необходимо отметить, что в международных актах пенсии именуются пособиями. Среди данных нормативно-правовых актов можно к примеру отметить Всеобщую декларацию прав человека 1948 года (согласно ст. 22 Декларации каждый человек имеет право на социальное обеспечение и на осуществление прав в социальной области) ; Международный пакт от 16 декабря 1966 года «Об экономических, социальных и культурных правах» (ст. 9 Пакта закрепляет признание права каждого человека на социальное обеспечение и социальное страхование) и т.д.
На российском уровне нормативно-правовых актов обеспечение страховыми пенсиями по инвалидности базируется на нормах Конституции Российской Федерации. Так, согласно ч.1 ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по инвалидности, а согласно ч.2 данного правового документа, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются соответствующим законом .
Законодательство РФ, закрепляющее условие назначения страховой пенсии по инвалидности, порядок ее назначения и размеры, является весьма обширным. Среди нормативно-правовых актов можно выделить следующие: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»; Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Каждый из этих нормативно-правовых актов играет свою роль в вопросе обеспечения граждан страховой пенсии по инвалидности. Более подробно об этом будет сказано во 2 главе данной дипломной работы.
Кроме того, вопросы об обеспечении страховыми пенсиями по инвалидности затрагиваются Трудовым кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ и Уголовным кодексом РФ. Так, ч. 10 ст. 15.19 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за просрочку выплат пенсий негосударственным пенсионным фондом ; ст. 145.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат .
В границах присоединения нашей страны к Конвенции «О правах инвалидов» на федеральном уровне выполнялась законопроектная деятельность по внесению различных изменений в некоторые законодательные акты России по проблемам социальной защиты инвалидов.
Разработчиками законопроектов были подняты вопросы улучшения законодательства в части кодификации социально важных категорий инвалидности в зависимости от вида и тяжести ограничений жизнедеятельности, технического регламентирования в сфере реабилитации инвалидов, работы федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации, объектам социальной инфраструктуры, организации статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом (ведение федерального реестра инвалидов).
Следовательно, нормативная правовая база в нашей стране в области защиты инвалидов неизменно формируется и трансформируется, вместе с тем в нынешнем отечественном обществе присутствует объективная потребность в принятии концепции правового регламентирования государственной политики, которая была бы направлена на реализацию конституционных принципов соцзащиты инвалидов.
Таким образом, понятие страховой пенсии раскрывается в ст. 3 ФЗ «О страховых пенсиях», где под ней понимается денежная выплата, которая выплачивается ежемесячно для того, чтобы компенсировать застрахованным лицам заработную плату и иные выплаты и вознаграждения.
В этом же нормативном акте выделяются виды страховых пенсий: по случаю потери кормильца, по инвалидности и страховая пенсия по старости.
Нормативно-правовые акты, регулирующие страховую пенсию по инвалидности предусмотрены на двух уровнях: международном и национальном.
1.2 Категории граждан, имеющих право на пенсию по инвалидности
В ст. 4 Закона о страховых пенсиях установлены лица, которые имеют право на страховую пенсию. Почти точно такие же нормы, которые определяют лиц, имеющих право на трудовую пенсию, находились в ст. 3 Закона 2001 г. о трудовых пенсиях. Ряд аналогичных норм зафиксирован в ст. 4 Закона 2014 г. о накопительной пенсии, которая определяет лиц, имеющих право на накопительную пенсию.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - № 67. - 05.04.1995.
3. Международный пакт от 16.12.1966 года «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. - 1994.
4. Конвенция о правах инвалидов (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // Собрание законодательства РФ. -11.02.2013. - № 6. - Ст. 468.
5. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 27.11.1995. - № 48. - Ст. 4563.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
7. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - Ст. 3686.
8. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.12.2001. - № 51. - Ст. 4832.
9. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001. - № 52 (1 ч.). - Ст. 4920.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1(ч.1). - Ст. 1.
11. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 03.06.2002. - № 22. - Ст. 2031.
12. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2002. - № 30. - Ст. 3032.
13. Федеральный закон от 04.07.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» // Собрание законодательства РФ. - 2011. № 23. Ст. 3266.
14. Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» // Собрание законодательства РФ. - 04.01.2016. - № 1 (часть I). - Ст. 5.
15. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // Собрание законодательства РФ. - 27.02.2006. - № 9. - Ст. 1018.
16. Приказ Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» // Российская газета. - № 301. - 28.12.2012.
17. Приказ Минтруда России от 19.01.2016 № 14н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 № 41131) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 13.03.2018.
Литература
18. Захаров М.Л. Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения и российская страховая пенсионная система // Журнал российского права. 2015. № 7. С. 5.
19. Лещенков Ф.А. Пенсии и льготы для инвалидов I, II и III групп в соответствии с законодательством Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2015. № 4. С. 47 - 54.
20. Миронова Т.К. Понятие стажа в свете новейших изменений в законодательстве о социальном обеспечении // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 7. С. 101 - 106.
21. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. - М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 5. - 176 с.
22. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. М.: Редакция "Российской газеты", 2016. Вып. 5. 176 с.
23. Что влияет на размер страховой пенсии по инвалидности? // Электронный журнал «Азбука права». 2016.
Судебная практика
24. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 2. – 2013.