Фрагмент для ознакомления
2
Право не может функционировать без государства, как и государство отдельно не может существовать без права, так как правовые формы организации общественной жизни присущи лишь государства. Основной и решающей стадией при формировании права выступает правотворчество, которое одновременно является одной из характерных черт.
Правовая политика – это политика, которая основана на праве. Будучи консолидированной и осознанной, данная политика воплощается, в первую очередь, в законах, кодексах, конституциях, иных основополагающих юридических актах. В научной литературе говорится, что правовая политика, несмотря на всё многообразие отличительных особенностей и определений данного явления, понимается в обществе лишь как правотворческая политика.
На сегодняшний день, во время формирования единого юридического пространства, законодательная власть обращает свое внимание на необходимость построения правовой политика в правотворческой области.
Современные разработки ученых по проблемам правовой политики даже на стадии общей правовой теории ориентированы, в первую очередь, на нормотворческий процесс, на возможность воплощения теоретических концепций в жизни при определенных изменениях юридических актов. Проблема нормотворческой политики является одной из самых актуальных проблем теории юриспруденции .
Правоотворчество представляет собой структурную часть политика правотворчества, которая к тому же является широкой по объему и включает в себя помимо процесса создания, преобразования и отмены норм права, деятельность, связанную с формированием и управлением нормотворческим процессом (она немыслима без применения воздействия со стороны государства), разработку концепции, тенденций нормотворчества, целей, задач, приоритетов политика правотворчества.
В качестве субъекта правотворческой деятельности может выступать как государство, так и разные силы общества, в первую очередь, политические институты. Можно говорить о нормотворчестве определенного органа государства - Президента РФ, Государственной Думы РФ, Правительства РФ, о политике партии либо группы лоббистов. Государственное нормотворчество – это не что другое, как воздействие государства на процесс правотворчества, который должен иметь систематизированный и осмысленный характер.
Правотворческая форма практической реализации правовой политики по большей части определяет направление и стратегические основы юридической политики.
Однако выделять ее абсолютный характер, выделять ее как самую основную форму реализации юридической политики, в соответствие с мнением В. Н. Протасова, вряд ли является обоснованным. Так как известно, что любые, самые справедливые, выверенные и правдивые решения в сфере нормотворчества не будут реализованы в полной мере, если не будут закреплены сильной политикой в сфере применения права.
Именно в области применения права, как считает В. Е. Протасов, подлежит реализации сущность и потенциал законодательства, именно здесь очень ярко проявляется как культура права, так юридический нигилизм, правовое бескультурье.
Однако необходимо признать, что применение права возможно лишь при наличии установленной нормотворческой базы, то есть нормотворчество, а равно нормотворческая политика обладают первенством во времени по отношению к применению права и правоприменительной политике. Без юридической базы, которая была создана по итогам процесса нормотворчества, сформировавшегося под воздействием политики нормотворчества, существование и функционирование правоприменения невозможно.
В любом случае политика нормотворчества предшествует и устанавливает правоприменительную политику, а в связи с этим считаем, что лидерство в механизме существующих направлений юридической политики Российской Федерации принадлежит нормотворческой форме, реализуемой и воплощаемой в научно обоснованном принятии, преобразовании и отмене уполномоченными органами юридических актов и правовых договоров, в формировании массива правовых положений, которые образуют регулятивную базу юридической политики. В соответствие с утверждением ученых, главная проблема здесь состоит не в количестве правовых документов, а в том, чтобы они были увязаны в единый механизм. А для этого необходимо решить задачи нормотворческой политики, учесть приоритеты и соблюсти принципы.
Принципы правотворчества – основные идеи государственно-правового характера, требования, которые выступают в качестве ориентиров, методологической базы нормотворческой деятельности. Нормотворчество достигает своих целей и соответствует собственному настоящему предназначению только в том случае, когда оно основывается на принципах, реализованных на практике .
К таким принципам следует отнести:
1) принцип гуманизма, либо соответствия нормотворческой деятельности гуманистической правовой природе, означающий, что принимаемые нормотворческим субъектом юридические акты призваны формировать, защищать ценности человека, естественные человеческие права, правовыми средствами (средствами нормативного регулирования) создавать условия и систему воплощения их в жизнь;
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998
3. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) О референдуме Российской Федерации// Российская газета, N 137-д, 30.06.2004
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Российская газета, N 202, 08.10.2003
5. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 22.02.2022) О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. N 7 ст. 801
6. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 13.04.2022) О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Парламентская газете от 19 февраля 2002 г. N 35-36
Научная и учебная литература:
7. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 497 с.
8. Ахметзянова Р.Р. Основные стадии правотворческого процесса // Право и государство: история и современность, перспективы развития. Сборник научных статей. – 2019. – С.14-18
9. Кагерманов А.С.С. Некоторые аспекты правотворчества в Российской Федерации // Журнал «Право и практика». - 2019. - № 1. - С. 53-57.
10. Корнев, В.Н. Правотворчество, правоприменение и содержание права [Текст] / В.Н. Корнев // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. – 2017. – № 8 (48). – С. 35-38
11. Листратов И.В. Правотворчество: понятие, виды, функции и принципы // Журнал «Ученые записки». -2022. - № 1 (41). - С. 91-94.
12. Магомедова Е.А., Нефедов К.В. Актуальные проблемы правотворчества в контексте механизма правового регулирования // Журнал «Аллея науки». - 2018. - Т. 1. - № 9 (25). - С. 618-621.
13. Марудина И.Э. Правотворчество: понятие, принципы, виды // Журнал «NovaUm.Ru». - 2019. - № 17. - С. 205-206.
14. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права России: учебное пособие : в 2 т. Т. 1. Государство. — Москва : Проспект, 2019. — 640 с.
15. Махрова Е.И. К вопросу об определении понятия «правотворчество» в юридической науке // Государство и право: проблемы и перспективы совершенствования. Сборник научных статей. - 2018. - С. 142-146.
16. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 464 с.
17. Орешкина И. Б. Проблемы правотворчества в условиях представительной демократии // Вестник СГЮА. - 2019. - №4 (129). – С. 57-60
18. Пискунова О.В. Правотворчество как форма обеспечения реализации правовых норм // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2019. - № 5 (130). - С. 23-29.
19. Поленина С.В., Гаврилов О.А., Колдаева Н.П., Лукьянова Е.Г., Скурко Е.В. Некоторые аспекты развития правотворчества в современной России // Правовая политика и правовая жизнь. -2018.- N 1. С. 7-9
20. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум / В. Н. Протасов. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 495 с.
21. Ромашов Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата / Р. А. Ромашов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 443 с.
22. Сехин И. В. Принцип своевременности правотворчества: проблемы реализации // Журнал «Актуальные проблемы российского права». — 2020. — Т. 15. — № 2. — С. 26-28
23. Симонов Г.С. Правотворчество как вид юридической деятельности // Журнал «Актуальные вопросы права, экономики и управления». - 2017.- С. 156-161.
24. Теория государства и права: учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А.А. Клишаса. – М.: Статут, 2019. – С. 106
25. Теория государства и права: учебник / С.Б. Зинковский [и др.]. — Москва: Статут, 2019. — 512 c.
26. Шабуров А.С. Правотворчество: понятие и содержание // Журнал «Личность, право, государство». - 2019. - № 2. - С. 67-69