Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством живописи составляет предмет художественно-эстетического воспитания. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии. В процессе художественно-эстетического развития постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование художественно-эстетического воспитания, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств художественной деятельности. Развитие детей следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира.
Художественно-эстетическое воспитание осуществляется под влияние действительности природы, быта, труда, общественной жизни, искусства, литературы произведений художественно-эстетического воспитания. Пронизывая многие стороны жизни ребёнка, оно тесно связано с умственным развитием детей и реализуется в основных формах организации их деятельности на занятиях, в быту, труде, на праздниках и развлечениях.
Воспитывая в детях художественно-эстетический вкус, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь её «Лучше сохранить цветок на клумбе, а, чтобы он доставил радость другим и расцвёл, за ним надо ухаживать».
Старший дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором закладываются основы художественно-эстетического, творческого отношения к действительности. Этот период, по определению Л.С. Выготского, является «первой ступенью в системе непрерывного художественно-эстетического воспитания, цель которого - наиболее плотно раскрыт весь огромный творческий потенциал ребёнка».
Современные достижения теории и практики в области художественно-эстетического воспитания отражают различные направления развития у дошкольников художественно-эстетического понимания действительности, способности художественного ведения мира искусства и развитие художественно-эстетических способностей.
Важнейшим средством активизации процесса художественно-творческого развития является искусство, а конкретнее живопись. Произведения изобразительного искусства, благодаря художественно-образной форме отражения действительности, не только глубоко волнуют человека, вызывая сопереживание, но и учат эстетически воспринимать действительность, образно мыслить и вносить элементы творчества в собственную деятельность. Освоение действительности в форме художественных образов является наиболее универсальным средством развития личности дошкольников, так как этот возраст характеризуется потребностью в различных формах познания мира и особой сензитивностью к разным видам художественной деятельности.
В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое создал сам, огорчается, если что-то не получается, уточняются и углубляются его представление об окружающем мире, о природе.
Задача воспитателя вызвать интерес к рассматриванию картины, помочь понять сюжет и «настроение» картины, помочь понять детям за замысел художника и «увидеть» за картиной его автора.
Исследователи особо выделяют возможность педагогического руководства изобразительную деятельность в целях развития художественно- эстетическое воспитание ребёнка Л.С. Выготский, И.А. Варки, Н.А. Вершинина, О.М. Дьяченко, И.Я. Михайленко, Н.Н. Подьяков, Я.А. Пономарев, Р.М. Чумичева.
Их исследования требуют дальнейшего изучения вопроса об особенностях формирования художественно-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством живописи.
Также в исследованиях этих авторов подчёркивается необходимость решения проблемы художественно-творческого развития личности средствами изобразительного искусства, в том числе посредством живописи, начиная с дошкольного возраста. Отмечается значимость живописи в приобщении детей к социальной культуре, к художественной деятельности, в развитии способности воспринимать прекрасное в жизни и искусстве.
Детям доступно понимание содержания живописных произведений, восприятие их средств выразительности (Н.А. Вершинина, Н.М. Зубарева, Р.М. Чумичева).
Обзор источников позволяет отметить интерес исследователей и достаточную разработанность многих вопросов, связанных с художественно-эстетическим развитием дошкольников, в том числе и посредством живописи, но следует отметить отсутствие четкого выделения особенностей формирования художественно-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством живописи.
Соответственно, можно сформулировать противоречие между необходимостью формирования художественно-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством живописи в ДОУ и недостаточной разработанностью особенностей, учет которых позволит обеспечить успешность данного процесса. Это противоречие обуславливает проблему исследования: каковы особенности формирования художественно-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством живописи?
Цель работы: изучить особенности формирования художественно-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством живописи.
Объект исследования: процесс развития художественно-эстетических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности формирования художественно-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством живописи.
Гипотеза исследования: успешность развития художественно- эстетических представлений посредством живописи у детей старшего дошкольного возраста будет определяться учётом в образовательном процессе следующих особенностей:
необходимость использования в процессе формирования художественно-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста всех жанров живописи, поскольку они все доступны для восприятия и понимания детьми и способствуют формированию всех групп представлений;
необходимость соблюдения этапности в процессе ознакомления детей с живописью, позволяющая последовательно формировать у детей представления о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом, возвышенном и низменном в поведении людей и героев картин;
необходимость организации художественной творческой (изобразительной) деятельности самих детей.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание», «художественно-этетические представления» и особенности формирования художественно-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Дать характеристику живописи как средства формирования художественно-эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить уровни сформированности художественно-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста и специфику учета особенностей формирования художественно-эстетических представлений у детей посредством живописи в старшей группе ДОУ.
4. Разработать методические рекомендации для воспитателей ДОУ по формированию художественно-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством живописи.
Методы исследования – теоретические (обобщение, анализ, сравнение и др.), эмпирические (беседа, опрос).
Практическая значимость определяется возможностью использования разработанных методических рекомендаций по формированию художественно-эстетических представлений в старшем дошкольном возрасте посредством живописи.
Структура работы – введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Глава 1. Теоретические обоснование проблемы формирования художественно-эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством живописи
1.1. Сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание», «художественно-этетические представления» и особенности формирования художественно-эстетических представлений детей старшего дошкольного возраста
На основании изученной литературы Л.А. Венгера, Е.А. Дубровской,
Т.С. Комарова, В.С. Угаровой, Н.Ю. Эльконона выявим сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание» применительно к детям старшего дошкольного возраста.
В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности формирование эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно плотно в трудах отечественных и зарубежных педагогов психологов. Среди них Д.Н. Джола, А.Н Леонтьев, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.М. Торошилова, В.Н. Шацкая.
В используемой литературе имеется множество различных подходов к определению данного понятия, выбору путей и средств художественно-эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.
А.В. Запорожец определяет: художественное и эстетическое воспитание, как организацию деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных способностей, чувств ребенка; формированию элементарных представлений, первичных знаний о прекрасном в искусстве, окружающей действительности; эстетических оценок и эстетического отношения к миру. В определении речь идет о том, что эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического сознания прекрасного в искусстве и в жизни правильно понимать, воспринимать и оценивать его. Общаясь с эстетическими явлениями в жизни и искусстве, ребёнок, так или иначе, художественно и творчески развивается. Но при этом он не осознает эстетической сущности предметов. А развитие за частую, обусловлено стремление к развлечению, и без педагогического воздействия на ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах [7, с.190].
Рассматривая, понятие художественно-эстетическое воспитание следует выделить, основные утверждения, говорящие о его сущности:
1. Это процесс целенаправленного воспитания у ребенка чувства прекрасного, способности чувствовать красоту вокруг себя.
2. Формирование способности воспринимать и видеть красоту в жизни и в различных видах искусства, учиться давать эстетическую оценку.
3. Формирование художественного вкуса.
4. Развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию нового и прекрасного.
5. Развитие изобразительных навыков для осуществления творческого продукта (рисунок, аппликация).
Сущность художественно-эстетического воспитания обуславливает различные подходы к его целям и задачам.
Большинство педагогов: Г.С. Лобковская, Д.Б. Лихачёв, Е.М. Торшилова выделяют несколько задач художественно-эстетического воспитания.
Главная задача, создание и формирование определённого запаса элементарных художественно-эстетических представлений и ощущений, без которых не может возникнуть желание, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям в жизни и искусстве.
Следующая задача, состоит в том, чтобы на основе сформированных представлений развивалась способность понимания и восприятия произведений изобразительного и музыкального искусства. Формировались специальные качества, которые обеспечат ребенку возможность эмоционального переживания и оценивать эстетические значимые предметы и явления, наслаждаться ими.
Знакомство с шедеврами искусства определяет один из главных элементов эстетического отношения - любование. С любованием тесно связана способность к глубокому переживанию содержания и смыслов произведений искусства.
И последняя задача, связана с формированием у детей художественно-эстетической творческой способности, изобразительной способности, которые превращают ребенка в маленького художника, творца, позволяют ему не только видеть и созерцать красоту мира, но и преобразовывать его «по нормам необыкновенной красоты». Понимать и замечать прекрасное, уметь им любоваться и творить по законам красоты. Активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, стремиться создавать продукты творчества [11, с. 180].
Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть окружающую красоту мира искусства и создавать ее так считает Т.С. Комарова [8, с. 178].
По мнению Е.А Дубровской, художественно - эстетическое воспитание имеет деятельную созидательную направленность, которая, ограничивается не только созерцательной задачей, а также формирует способность создавать прекрасное в жизни и искусстве [4, с. 256].
Это процесс, направленный на развитие творческой личности, личности способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности, считает Б.Т. Лихачев. [10, с. 180].
По утверждению Т.С. Комаровой и Е.А. Дубровской, художественно- эстетическое воспитание в дошкольном возрасте способствующий насыщению чувственного опыта ребенка, эмоциональной сферы, развитие эмоциональной отзывчивости влияющий на познание нравственной стороны действительности, повышающий познавательную активности дошкольников [5, с. 257].
По определению Т.С. Комаровой, художественно-эстетическое воспитание – это организация жизни деятельности детей, ориентированная:
1. Развитию художественно-эстетических чувств ребенка.
2. Формирование представлений знаний о прекрасном в жизни и искусстве.
3. Способность давать художественные и эстетические оценки и формирование художественно-эстетического отношения ко всему, что окружает. [8, с.119].
Существуют разные определение понятия художественно- эстетического воспитания: Е.А Дубровской, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой, Б.Т. Лихачева, но рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.
Целенаправленный процесс воспитания прекрасного чувства, формировать способность, воспринимая и видеть красоту в искусстве и жизни умение ее оценивать. Из всего выше перечисленного, можно сделать вывод о том, что, задача художественного и эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса и развитии творческого потенциала ребенка. Развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, умения создавать изделия ручного труда. Понимание сущности данного вида воспитания, обуславливает и подбор различных подходы к достижению его целей. Поэтому проблема целей и задач художественно- эстетического воспитания требует особого внимания.
В жизни общества стремительных изменений возникает много вопросов, решить которые способны лишь творчески одаренные люди. Ребёнок будущего должен быть творцом, личностью с развитым чувством
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беляева, Е. В. Эстетика: курс лекций. 2-е изд / Е.В. Беляева// Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005.
2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика - Пресс, 2006. 450 - 536 с.
3. Волошкина, М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений / М.И. Волошкина, Начальная школа. - 2009, 240с.
4. Дубровская, Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Е.А. Дубровская. - М., 2010. - 256 с.
5. Дубовская, Е.А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.А. Дубровская [и др.]; под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 185 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс. Модуль.). – 78с. .
6. Егорова, Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание – 1999. – №1. – С. 3-6
7. Запорожец, И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника/ И.Д. Запорожец – М.: Астрель, 1985. -186 с
8. Комарова, Т.С. Занятие по изобразительной деятельности / Т.С. Комарова. - М.: Мозайка-синтез, 2011. - 16-20с.
9. Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2008. - 119 с.
10. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская, Р.Г. Казакова, Н.Б. Халезова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. - 255 с.
11. Котикова О.П., Эстетическое развитие дошкольников: пособие для учителей, педагогов внешкольных учреждений/ О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак // Науч.- метод. центр учебн. кн. средств обучения. Минск, 2001. 192 с.
12. Лихачев, Д.Б. «Теория эстетического воспитания дошкольников»/ Д.Б.Лихачев. - М.: Педагогика, 2002. - 176с.
13. Маслова, Л. Педагогика искусства: Теория и практикa /Л. Маслова// Новосибирск: НИПК и ПРО, 1997. – 136 с.
14. Некрасова, И.В. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства [Текст] / И.В. Некрасова // Детский сад. –2015. - № 4 (40). – 9 с.
15. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.В. Погодина. — 5-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 352 с.
16. Поддьяков H.H. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддъяков. — М.: Просвещение, 1988. 192 с.
17. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1987. - 226 с.
18. Флерина, А.Е. Эстетическое воспитание дошкольника / А.Е. Флерина - М., 2006, 173с.
19. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. М., 1961. – с.189
20. Чумичева, Р.М., Взаимодействие искусств в формировании личности дошкольника [Текст]/ Р.М. Чумичева: Ростов - на Дону, 2005, 361с.
21. Чумичёва, Р.М. «Дошкольникам о живописи». Книга для воспитателя детского сада [Текст]/ Р.М. Чумичева: М: «Просвещение», 2002, 187с.
22. Чумичева, Р.М. Ребёнок в мире культуры / Р.М Чумичева. Ставрополь, 2010. - 68 с.
23. Чумичева P.M. Ознакомление с социальной значимостью содержания жанровой живописи детей дошкольного возраста (шестой год жизни) / Чумичева, Раиса Михайловна: Дис. . канд. пед. наук. - М., 1985. - 223 с.
24. Эстетическое воспитание старших дошкольников средствами искусства. /Под ред. Р.И. Капустиной. - Шадринск, 1999, 81с.
25. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002, 256с
26. Платонова, Н.И., Синюков, В.Д. Энциклопедический словарь юного художника. - М., 1996. – с. 285