Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребёнка, становления его самосознания. Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений детей в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение.
Проблема межличностных взаимоотношений детей со сверстниками достаточно подробно изучалась (В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г.Утробина, Д.И. Фельдштейн и др.). В ходе многочисленных исследований в этой области накоплено большое количество данных применительно к дошкольному и подростковому возрастам.Младший школьный возраст наименее изучен с этой точки зрения и остаётся открытым периодом в генетической линии развития межличностных отношений.
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, на формирование межличностных отношений школьника в группе, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки и межличностного общения в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Но, помимо общения на уроке, младшие школьники вступают в достаточно сложные межличностные отношения между собой, и психологические особенности этих отношений остаются не изученными.
Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с личностно- ориентированной направленностью педагогического процесса в современной начальной школе, что предполагает более внимательное отношение к психологическому благополучию детей. Кроме того, данные по этому вопросу сделают более полной психологическую характеристику младшего школьного возраста.
В этой связи, мы предприняли попытку исследовать психологические особенности общения и межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Цель: изучение взаимосвязи межличностных отношений в группе младшего школьника.
Объект исследования: личностная сфера младшего школьника.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений младшего школьника.
Задачи:
1.Изучить особенности формирования самооценки младшего школьника.
2.Определить особенности межличностных отношений младшего школьника в группе.
3.Выявить связь самооценки и межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Методы:
Анкета «Представления младших школьников о нормах межличностных взаимодействий» Т.В. Безродных; Социометрия (Дж. Морено) -психологический климат классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева); Методика «Психологический климат классного коллектива» (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева) ;Наблюдения
Структура курсовай работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «межличностных отношений» в современной педагогике и психологии
Проблема межличностных отношений учеников младшего школьного возраста вызывает интерес у многих ученых. Актуальность этой темы не снижается уже многие годы, не смотря на то, что одно поколение детей сменяет другое, одни интересы, ценности приходят на смену другим, а также меняются взаимоотношения между детьми. [12]
Анализируя психолого-педагогическую литературу по вопросам межличностных отношений, я столкнулась с множеством подходов к раскрытию понятия «межличностные отношения». Чаще всего в научных публикациях понятие «межличностные отношения» сравниваются с такими понятиями как «межличностное взаимодействие», «межличностное общение», «взаимоотношение», «взаимодействие» и т.д. По мнению Т.А. Репиной, межличностные отношения редуцируются к общению и предметным взаимодействиям, «особенно часто отождествляются понятия отношение и взаимодействие, отношение и любая связь между людьми, общение и совместная деятельность» [17].
Впервые категория «отношения» было выдвинуто А.Ф. Лазурским, в концепции личности которого главным понятием при изучении человека было «отношение личности к разного рода внешним возбудителям» [6].
В.Н. Мясищев предложил свою «психологию отношений личности», в которой понятие «отношение» раскрывается как «психологическая связь человека с окружающим его миром вещей и людей». Отношения личности образуют систему, которая включает в себя отношение к предметам и 6 явлениям внешнего мира (субъект-объектные отношения), отношения к другим людям (субъект-субъектные, межличностные отношения) и отношение к себе (самоотношение). [3].
Межличностные отношения существенно отличаются от общественных отношений тем, что в их основе лежит эмоциональное начало, они строятся на почве чувств, эмоций, которые возникают у людей по отношению друг к другу.
Для того чтобы охарактеризовать понятие «межличностные отношения», необходимо рассмотреть, как настоящее понятие трактуется разными авторами в социальной психологии. По определению А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, «межличностные отношения – это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияниях, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения» [10].
В трудах Е.В. Андриенко межличностные отношения являются уникальной социальной системой, в центре которой находится сам человек со своими потребностями и мотивами, доминирующими индивидуальными особенностями, социальными сторонами [4]. Еще одно определение межличностным отношениям дает Е.О. Смирнова. По мнению ученой, межличностные отношения обуславливают статус человека в коллективе, его эмоциональное благополучие или неблагополучие в данной группе [5].
В нашем исследовании мы опираемся на определение межличностных отношений в детском возрасте, предложенное В.В. Абраменковой, в котором межличностные отношения выступают как «субъективно переживаемые связи между детьми, определяемые их межличностным взаимодействием и содержанием совместной деятельности» [2]. Межличностные отношения детей младшего школьного возраста представляют собой совокупность определенных установок и ожиданий у ребенка, в основе которых лежат цели, содержание и организация его совместной деятельности, как со сверстниками, так и с педагогами. Таким образом, формирование и развитие межличностных отношений выступает одним из компонентов организации образовательного процесса [18].
Большинство исследователей сходятся во мнении, что основой межличностных отношений является общение как существенная общественная потребность человека. Ученые рассматривают общение как общепсихологическую категорию, охватывающую все виды и формы взаимодействия и отношений между людьми. В своей концепции М.И. Лисина делает акцент на взаимную связь общения и отношений, т.е. неотъемлемой стороной общения и его продуктом выступают взаимоотношения [17]. Процесс общения является основным способом объединения людей, неотъемлемым элементом их личностного развития. К.Маркс отмечал: «Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которым люди как физически, так и духовно творят друг друга…» [1].
Но существует и противоположное мнение психологов и педагогов о взаимосвязи общения и межличностных отношений. Так, В.Н. Мясищев считает, что «общение и отношения имеют различную природу и могут быть дифференцированы по своим функциональным характеристикам» [3]. В своем диссертационном исследовании Н.А. Шкуричева рассматривает общение как самостоятельный и специфический вид деятельности в межличностных отношениях младшего школьника [7].
В психолого-педагогической литературе большое количество исследований межличностных отношений школьников посвящено эмоциональному развитию, настрою коллективе (А.А. Бодалев, А.И. Донцов, А.Н. Лутошкин, И.Г. Тиханова и др.). Ученые отмечают, что степенью удовлетворенности ребенка в совместной деятельности, в коллективе являются его эмоциональные предпочтения, что выступает одним из показателей межличностных отношений в начальной школе [5]. Деятельностная основа опосредования характера межличностных отношений раскрывается в концепции Н.Н. Обозова. По мнению автора, межличностные отношения «опосредованы содержанием совместной групповой деятельности» [4]. На особенности становления личности оказывает влияние развитие группы в целом.
В своих трудах С.Г. Якобсон выделяет два типа взаимоотношений: отношения, которые формируются в самом процессе деятельности, и отношения, направленные на организацию последующей совместной деятельности. При решении задач, стоящих перед участниками совместной деятельности, от отдельных детей требуются изменения их поведения для того, чтобы их поведение соответствовало общим конечным задачам деятельности. На первое место выходит необходимость развития у младших школьников умений подчинять свои желания целям и задачам совместной деятельности [6].
Обобщая вышесказанное, мы пришли к выводу, что формирование межличностных отношений младших школьников представляет собой процесс становления у ребенка определенных установок, ориентаций, ожиданий и др., которые определяются содержанием, целями, ценностями и организацией их совместной деятельности; это процесс постоянный и непрерывный.
1.2 Психологическая характеристика межличностных отношений у младших школьников
Младший школьный возраст – это особый период жизни ребёнка. К младшим школьникам относятся дети 6 (7) – 10лет, обучающиеся в 1 – 4 классах современной школы.
Исследования особенностей данного возраста представлены в работах отечественных психологов и педагогов: Л.С. Занкова, А.К. Марковой, Ю.А. Полуянова. В.В. Репина, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина, и др. По мнению Д.Б. Эльконина, с началом обучения в школе происходят изменения отношений ребёнка к окружающей действительности. Л.С. Выготский выделяет особенностью младшего школьного возраста смену ведущей деятельности ребёнка. Именно начало учебной деятельности, которая пришла на смену игровой деятельности, оказывает влияние на начало перестройки психических процессов и функций в организме ребёнка [10].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Антоненко,Т. В. Доверие: социально-психологический феномен / Т.В. Антоненко. – М., 2018. – 126с.
2.Бодалев, А. А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 2018. – № 1. – С. 124 – 126.
3.Бодалев, А. А. О качествах личности, нужных для успешного общения // Личность и общение. Избр. труды. – М., 2017. – С. 198 – 201.
4.Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. – М., 2016. – 215 с.
5. Веденов, А. В. Потребность в общении // Советская педагогика. 2018. – 145 с
6.Головаха, Е. И., Панина, И. В. Психология человеческого взаимопонимания / Е. И., Головаха, И. В. Панина. – Киев, 2017. – 216 с.
7.Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. – М., 2017. – 206 с.
8.Гринина, Елена Межличностные конфликты подростков с интеллектуальным недоразвитием / Елена Гринина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 220 c.
9.Кидинов, А.В. Межличностные отношения в контексте социально-динамической теории / А.В. Кидинов. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 177 c.
10.Мокина, Я. А. Особенности межличностных отношений младших школьников [Текст] / Я.А. Мокина // Вестник Науки и Творчества. 2016. – 118-122 с.
11.Нагорнова, А. Ю. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников [Текст] / А.Ю. Нагорнова // Воспитание школьников. 2015. - 38-42 с
12.Немчинова И. Ю. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте // ООО «Инфоурок» 2017. URL: https://multiurok.ru/files/miezhlichnostnyie-otnoshieniia-v-mladshiemshkol-n.html
13.Определение психологического климата группы [Электронный ресурс] // А.Я. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи. URL: http://azps.ru/tests/tests_climat.html (дата обращения: 23.03.2022).
14.Развитие творческих способностей учащихся через систему внеклассных мероприятий [Электронный ресурс] Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-- 55 (дата обращения: 16.04.2022)
15.Рахимова З.Ф. Формирование у младших школьников культуры взаимодействия в детском коллективе: Дис… канд. пед. наук: Тольятти: ТГУ, 2018.- 81с.
16.Собчик, Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Практическое руководство к традиционному и компьютерному вариантам теста / Л.Н. Собчик. - М.: БОРГЕС, 2010. - 474 c
17.Скиндирева, М.И. Развитие познавательной активности младших школьников во внеурочное время [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnaya-rabota/2013/10/27/razvitiepoznavatelnoy-aktivnostimladshikh (дата обращения: 28.03.2022).
18.Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] : учеб. Пособие / Е. О. Смирнова. – М.: Академия, 2012. – 160 с..
19.Толстая С.В. Проблема развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте // С.В. Толстая, М. П. Рошка. Кишенёв. 2016.
20.Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии // Под общей ред. проф. Шапковой Л.В. 2018. URL: https://www.eti-deti.ru/korrekt/90.html
21.Эльконин, Д. Б. Психология игры // Д. Б. Эльконин. М.: Книга по Требованию, 2013. 228 с