Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Перемены, произошедшие в последнее время в обществе, обозначили проблему развития личности, как центральную для педагогики и психологии. Особую остроту приобрела проблема формирования самооценки ребенка. Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Для психологов и педагогов все более очевидно влияние самооценки дошкольника на поведение, межличностные контакты. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок.
Периодом возникновения сознательного «Я» выступает дошкольный и младший школьный возраст. По мнению психологов, данный период является критическим для формирования самооценки и рассматривается как психический процесс в переходном возрасте.
Актуальность данного исследования позволяет рассмотреть особенности самооценки в дошкольном возрасте, как важном периоде личностного развития. В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования «Особенности самооценки детей дошкольного возраста».
Изучению самооценки в дошкольном возрасте посвящены исследования Л.И. Божович, Р. Бернса, О.А. Белоборыкиной, М.И. Лисиной, А.И. Сильвестру, Е.Е. Кравцовой, Т.А. Репиной, Г.А. Урунтаевой и других. Данные работы описывают динамику развития самооценки, механизмы ее формирования на каждом возрастном этапе, роль взрослых и сверстников в формировании самооценки.
Объект исследования: процесс формирования самооценки у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия и приемы, способствующие формированию самооценки детей дошкольного возраста.
Целью исследования является выявление особенностей развития самооценки детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность понятия «самооценка»;
2) изучить особенности самооценки детей дошкольного возраста;
3) провести диагностику уровня самооценки детей дошкольного возраста;
4) выделить педагогические условия и приемы формирования самооценки у дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что реализация методов и приемов по формированию самооценки старших дошкольников обусловлена ее направленностью на развитие позитивной самооценки, а также на снижение тревожности и создание благоприятного общения с окружающими.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирические (опрос, тестирование, наблюдение).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие «самооценка» в психологии
В отечественной психологической литературе имеются фундаментальные труды детских психологов, уделявших значительное внимание различным аспектам развития личности ребенка-дошкольника.
Одна из центральных проблем психологии личности, является проблема формирования самооценки. Она изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов, педагогов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, И.И. Чеснокова,Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, В.С.Мухина, Б.Г.Мещерякова, А.Г. Спиркиной, В.П.Зинченко, С.Л. Рубинштейн
Самооценка — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции .
Л.И. Божович и И.И. Чеснокова отмечают, что самооценка – это личностное образование, принимающее непосредственное участие регуляции поведения и деятельности как самостоятельная характеристика личности человека, ее главный компонент, который формируется при активном участии личности и отражает качественное своеобразие ее внутреннего мира. Самооценка - относительно устойчивое личностное образование, компонент самопознания и самооценивания .
По мнению А.Г. Спиркина, самооценка - это то насколько человек представляет свою личность важной в обществе, это то на сколько он чувствует себя нужным обществу, и то как человек оценивает себя, свои качества, чувства, достоинства и недостатки, выражает их открыто или закрыто . И.С. Кон определяет самооценку как компонент самосознания, включающий наряду со знанием о себе оценку себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков .
Таким образом, самооценка, являясь специфическим индивидуально-личностным образованием, представляет собой направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности, обладающий комплексом функций, среди которых наиболее существенной является функция регулирования отношений человека с социумом при сравнении собственной самобытности. Формируясь в раннем детстве, самооценка личности длительное время остается довольно пластичной, что позволяет создать некоторые условия для ее изменения в случае нарушения адекватности и позитивности. Формирование адекватной самооценки, то есть реалистического, устойчивого, внеситуативного отношения субъекта к себе, непосредственно связано с проблемами воспитания, обучения и развития.
Самооценка - результат интегративной работы в сфере самопознания с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностных самоотношений, с другой. Самооценка - непостоянный конструкт, она постоянно видоизменяется, совершенствуясь. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания человека и его возможности.
В психологической науке самооценка человека характеризуется (а соответственно и делиться на определенные виды) многими параметрами, а именно:
– в зависимости от уровня (или величине) самооценки она может быть высокой, средней или низкой;
– по ее реалистичности выделяют адекватную и неадекватную самооценку, среди которой выделяют заниженную и завышенную;
– в зависимости от особенностей строения самооценки она бывает конфликтной и бесконфликтной (можно еще назвать конструктивной и деструктивной);
– прогностическая, актуальная и ретроспективная;
– в зависимости от стойкости самооценки она может быть устойчивой и неустойчивой .
В современной психологии, учитывая представленную выше классификацию, уровни, виды и характеристики самооценки, принято разделять самооценку на завышенную самооценку, среднюю (адекватную) и заниженную .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания: Избр. психол. труды / Б.Г. Ананьев. – М., 2009. – 119 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,2004.- 136 с.
3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: Вопросы психологии / Л.И. Божович. – М., 2009. №2. – 56 с.
4. Бороздина Л. В. Новая концепция личности и характера на основе теории деятельности А. Н. Леонтьева /Л. В. Бороздина / /Вестник Московского университета. Психология.2013.- 100 с.
5. Васильева В. Ю. Специфика развития самосознания в старшем дошкольном возрасте / В. Ю. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 366-367.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений [Текст] : в 6-ти томах / Л. С. Выготский ; сост. М Г. Ярошевский ; вступ. ст. А. Н. Леонтьев ; АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1983. - 369 с.
7. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. –– М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.
8. Гонина О.О. Практикум по общей и экспериментальной психологии. М.: Издательство «Флинта», 2014. – 452 с.
9. Гуткович И.Я. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов / И.Я. Гуткович, О.Н. Самойлова. – Ульяновск: Мир книги, 2015. – 40 с.
10. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
11. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Издательский дом «Питер», 2011. – 142 с.
12. Кон И. С.Психология ранней юности : Кн. для учителя / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1989. – 254 с.
13. Корепанова М. В. Феномен образа Я и особенности его развития в дошкольном детстве : Учеб. пособие к спецкурсу / М.В. Корепанова; М-во образования Рос. Федерации. Волгогр. гос. пед. ун-т. Каф. педагогики дошк. образования. - Волгоград : Перемена, 2000. - 119 с.
14. Леонтьев А. А. Деятельность, сознание, личность / А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. - М. : Смысл, 2005 (ППП Тип. Наука). - 431 с.
15. Маслова Е.А., Общие закономерности динамики самооценки в онтогенезе [электронный ресурс]: Режим доступа: http://ucheba.com/met_rus/k_psihologiya (дата обращения 12.03.22).
16. Мерлин В. С. Психология индивидуальности : избранные психологические труды / В. С. Мерлин ; под ред. Е. А. Климова. - 2-е изд., стер. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО "МОДЭК", 2009. – 542 с.
17. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. - М.: 2002-630 c.
18. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования. Учебное пособие/ Молчанова О. Н. - М.: Флинта, 2010.-С.45
19. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития : учебник для студентов, обучающихся по специальностям "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / В. С. Мухина. - 11-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2007. - 637 с.
20. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте [электронный ресурс]: Режим доступа: http://doshkolnik.ru/psihologiya/9663-samosonanie.html (дата обращения 12.03.22).
21. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов : Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности 031000- педагогика и психология / К.Н. Поливанова. - М. : Academia, 2000. – 180 с.
22. Понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов [электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/43905/ (дата обращения 12.03.21)
23. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Изд-во «Питер». 2010. – 178 с.
24. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 287 с.
25. Руденко, А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы / А.М. Руденко. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2015. – 125 с.
26. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси, 1989. – 288 с.
27. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. - М., 2006г.– 160 c.
28. Столин В. В. Самосознание личности : [Пер. с рус.] / В. Столин. - М. : Прогресс, Б. г. (1987). – 252 с.
29. Тиринова, О.И. Основные этапы формирования самоконтроля и самооценки // О.И. Тиринова. Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа, №9. – 2009. – С. 14 – 17.
30. Тутушкина, М.К. Самосознание: самооценка и рефлексия// Современная практическая психология: Учеб. пособие/ Под ред. М.К. Тутушкина. – М.: Изд. центр АКАДЕМИЯ, 2010. – С. 180 – 187.
31. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 г.
32. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М: Наука, 2010. – 144 с.
33. Шакирова,Е.В. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада: содержание и подходы к организации [Текст] / Е.В. Шакирова, В.Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник. –2018. –№3.– С. 40-45.,
34. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
35. Яковлева М. В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников // Концепт. – 2015. – Актуальные проблемы формирования и развития инновационной культуры её носителя. Выпуск 1. – 2015.