Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее существенных проблем, стоящих перед людьми на современном этапе развития общества, это сохранение здоровья и соответственно повышение качества жизни. В то же время одной из наиболее популярных тенденций в потребительском поведении сегодня является стремление к здоровому образу жизни и сохранение работоспособности на длительную перспективу. Достижению этой цели способствует популяризация профессионального и любительского спорта.
В современной России идёт планомерная и масштабная реформа спортивных школ, призванная повысить эффективность подготовки юных спортсменов. С 2018 года обычные и специализированные – олимпийского резерва – детско-юношеские спортивные школы осуществляли переход к обучению по федеральным стандартам. Задача реформы – сформировать единую систему подготовки спортивного резерва.
Особое место спортивных школ в спортивной индустрии и постоянная естественная ротация воспитанников определяет объективное наличие спроса на их услуги, но при этом существует система острой конкуренции за время детей и деньги их родителей со стороны иных способов развития и развлечения – общеобразовательных и музыкальных школ, детских центров, военно-спортивных клубов, компьютерных игр и т. п. инструменты маркетинга в такой конкурентной среде играют значительную роль.
Объем государственного финансирования учебных заведений снизился до критической точки. Значительно выросла их самостоятельность. В таких условиях необходимость поиска путей повышения конкурентоспособности учебных заведений не вызывает сомнений. Исходя из этого, можно говорить о внедрении маркетингового подхода к формированию рынка образовательных услуг. В настоящее время идёт формирование подходов и принципиальных позиций, последовательное накопление, наращивание маркетинговых конструкций и инструментария в решении конкретных проблем рынка образовательных услуг. В России эти проблемы возникли сравнительно недавно и наряду с поддержкой встречают непонимание, сомнения и даже сопротивление. Однако переход к рыночным отношениям в сфере образования уже конституировался в обществе как свершившийся факт и получает всё большую основу во всех звеньях, сегментах системы образования. Все эти условия, предпосылки и факторы свидетельствуют об актуальности и необходимости исследования данной проблематики.
Обеспечение развития физической культуры и спорта через пути рекламной деятельности на сегодняшний день важно и актуально, она может помочь сохранению их традиционных ценностей, которые в процессе растущей коммерциализации и профессионализации спорта во многих случаях отходят на второй план, снижая, тем самым, педагогическую направленность влияния физической культуры и спорта на общество и личность.
Главной и важной составляющей маркетинга физкультурно-спортивных организаций является реклама, и ее предназначение состоит в донесении до аудитории определенной информации.
Объектом является ГБУ «СШОР № 29 «Хамовники» Москомспорта
Предмет исследования - маркетинговое исследование и маркетинговый анализ ГБУ «СШОР № 29 «Хамовники» Москомспорта.
Цель курсовой работы заключается в последовательном маркетинговом исследовании и маркетинговом анализе ГБУ «СШОР № 29 «Хамовники» Москомспорта.
Задачи курсовой работы:
– провести исследование тенденций развития спортивных школ в России,
– провести анализ маркетинговой активности ГБУ «СШОР № 29 «Хамовники» Москомспорта,
– провести конкурентный анализ и оценка конкурентоспособности ГБУ «СШОР № 29 «Хамовники» Москомспорта,
– разработать мероприятий по укреплению рыночной позиции ГБУ «СШОР № 29 «Хамовники» Москомспорта.
Информационной основой исследования стали:
– Нормативно-правовые документы;
– Материалы государственной и ведомственной статистики;
– Результаты вторичного анализа научной литературы;
– Публикации в периодических изданиях.
Структура работы: введение, 4 главы, заключение, список литературы, приложение.
1 ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ В РОССИИ
1.1.Анализ развития спортивных школ в России
Спортивная индустрия — часть национальной экономики, связанная с производством, продвижением и сбытом спортивных товаров, услуг, а также организацией, проведением спортивных событий и спонсорством в спорте.
К индустрии спорта относятся:
– спортсмены (участники Олимпиад и иных значимых соревнований — то есть спорта высоких достижений, профессиональные спортсмены, а также любители, желающие улучшить свое здоровье и внешний вид);
– тренеры, в том числе фитнес-тренеры;
– болельщики;
– спонсоры;
– производители спортивной продукции (снаряжения, одежды, обуви, организаторы спортивных мероприятий, СМИ).
Мировой спортивный рынок активно развивается. Если в 2010 году он составлял $121,4 bln, то к 2015 году вырос на 3,7% и достиг $145,3 bln.
Растет и российский спортивный рынок. По данным на 2021 год, финансовый оборот составляет около $200 млрд в год, что в два раза превышает объемы рынка отечественной автомобильной промышленности.
По состоянию на начало 2021 года в России работают 253 000 объектов спорта, из которых 133 600 составляют плоскостные сооружения (спортивные поля, конькобежные дорожки, лыжные и горнолыжные трассы и др.), 74 300 — спортивные залы и 4 400 — плавательные бассейны.
В течение последних трех лет сектор физической культуры и спорта (ФКС) развивался быстрыми темпами и по некоторым оценкам его ежегодный прирост составлял 25% и более. За 2021 г. объем услуг ФКС в сравнении с предыдущим периодом увеличился на 4,2%, показав самый высокий рост среди всех наблюдаемых видов услуг в стране.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) жители России считают, что здоровье – это важнейшая составляющая всей жизни. При этом только 13% отмечают, что на сохранность здоровья влияют физическая нагрузка и спортивные занятия.
В нашей стране этот показатель зафиксировался на уровне 11%, из которых 3% вовлечены в занятия фитнесом, в то время как в США и Европе отметка достигает более 14% от общего числа населения, в Германии – 8,5%, в Голландии –15,5%.
Для формирования положительных тенденций в отрасли правительство РФ стабильно разрабатывает программы и стратегии развития ФКС. Уже вступила в силу федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», результатом которой являются создание условий, обеспечивающих возможность для всего населения систематически заниматься ФКС.
Стремительный рост отрасли ФКС привлекает внимание частных инвесторов, которые осуществляют активные вклады, спонсируя средние пообъему спортивные объекты – фитнес-клубы, доля которых на данный момент составляет 75% в общем объеме спортивных сооружений.
На территории Российской Федерации действует чуть более 3000 представителей индустрии фитнеса. В 2020 г. в стране действовало 276,7 тыс. спортивных сооружений, из них: спортивных залов, включая фитнес-клубы 71,8 тыс.; плавательных бассейнов 4956 ед. и плоскостных спортивных сооружений – спортивные поля, конькобежные дорожки, лыжные и горнолыжные трассы и др. – 145,6 ед. Подробная структура представлена в таблице 1.
Общее количество спортивных сооружений за 2020-2021 гг. возросло на 4% или на 10,7 тыс. ед. Спортивные залы имеют наименьший темп прироста (2,4%) из всех представленных видов сооружений, но, тем не менее, их число увеличилось на 1,7 тыс. ед. При сохранении данной тенденции в 2022 г. количество спортзалов может достигнуть 73,8 тыс. ед.
Государство РФ предоставляет возможность развития финтес- направления, как проявления массового спорта, путем финансовой поддержки. Из общего объема бюджетных ассигнований в России на развитие массового спорта расходуется до 2%, в то время как, например, в Германии, расходы составляют 8%. Оставшуюся часть приходится самостоятельно финансировать местным и региональным бюджетам.
Финансовые вложения в развитие области ФКС происходят за счет оплаты населения страны услуг спортивно- оздоровительного характера. Подробная информация о расходах населения Европы на оплату услуг ФКС в 2020 г., в том числе и на спортивно- оздоровительные, представлена в таблице 2.
Большую долю затрат на услуги ФКС занимают в структуре расходов Великобритании (8,1%). На втором месте Венгрия (7,6%), на третьем – Германия (7,1%), причем среднедушевые расходы в Германии превышают расходы Венгрии почти в 1,5 раза, что связано с относительно низким уровнем средней заработной платы в стране (прил. 1).
Российский рынок фитнес-услуг имеет достаточный потенциал для развития. Об этом свидетельствуют результаты проведения маркетинговых исследований. Опрос россиян, проводимый исследовательским центром «РОМИР», показал, что почти 80% жителей стремятся к здоровому образу жизни, причем 23% указали, что готовы приступить к занятиям в ближайшее время.
В настоящее время в Российской Федерации (по данным федерального статистического наблюдения по форме № 5-ФК) 5020 организации участвуют в подготовке спортивного резерва:
– училища олимпийского резерва;
– специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва;
– детско-юношеские спортивные школы;
– спортивные школы;
– спортивные школы олимпийского резерва;
– центры олимпийской подготовки;
– центры спортивной подготовки;
– иные организации: ШВСМ, ЭШВСМ, ЦСП-ШВСМ, ЦСП-УОР, ЦСП-ДЮСШ, ЦФК, ЦОВС, ЦИВС, СК, ДЮКФП, ДСШ, ДЮЦСП, КСДЮСШОР, СДЮСШ, ДЮСАШ, ЦРСВД и др.
1.2. Изучение спроса со стороны населения и спортивных специалистов/ организаторов
В последнее время наблюдается устойчивый интерес к занятиям спортом и здоровому образу жизни со стороны населения.
Для выяснения спроса на спортивные услуги в городе (районе или микрорайоне), обычно проводится опрос населения. Одним вопросом анкеты можно выяснить предпочтения жителей относительно предпочитаемых способов досуга в настоящее время. На представленном примере более трети опрошенных жителей исследуемого городка проводят свое свободное время, занимаясь спортом и физкультурой. Почти такая же доля ответов связана со спортивными занятиями детей.
При рассмотрении этого результата следует иметь в виду, что на рисунке показана реальная (реализованная) структура спроса. Вполне возможно, что в настоящее время по ряду спортивных услуг предложение отсутствует и при появлении нового объекта/инфраструктуры ситуация изменится.
Примечательно, что в разных городах или даже районах доля лиц, заинтересованных физкультурой и спортом может различаться.
Рисунок 1 – Предпочитаемые способы проведения свободного времени
Государственная политика направлена и на пропаганду большого спорта и на развитие массовой физкультуры. Олимпиада в Сочи и Чемпионат мира по футболу вдохновили молодежь, малышей и их родителей заниматься спортом. В целях укрепления здоровья нации и популяризации спорта в Российской Федерации разработана федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и порта в Российской Федерации в 2016-2020 годах».
Все это требует строительства, модернизации и развития спортивной базы и инфраструктуры. Развитая инфраструктура территории спортивного кластера предполагает, что это не только чисто спортивный, но и досуговый объект: для людей, сопровождающих детей на занятия спортом должна быть предусмотрена возможность проводить на территории много времени. Это могут быть не только спортивные и оздоровительные услуги, но и услуги питания (кафе/ ресторан), зоны отдыха, прогулок, места для работы с ноутбуком и т.д. В современных спортивных комплексах также должна быть предусмотрена дополнительная инфраструктура для особых сегментов: параклиентов, детей, приехавших в составе группы сопровождения. Территориальная удаленность спортивного кластера предполагает возможность провести там несколько дней в местах размещения различного формата и с разным уровнем сервиса (кемпинги, коттеджи, гостиничные номера). Также услуги отеля необходимы при планировании проведения соревнований высокого уровня.
Маркетинговые исследования при строительстве спортивных центров, спортивных клубов, фитнес-центров позволяют получить структуру спроса на спортивные, досуговые и инфраструктурные решения; изучить потребности жителей и подстроиться именно под них. В каждом городе есть какие-то наиболее популярные виды спорта (Ярославль – хоккей, Ханты-Мансийск – биатлон и т.п.), а есть виды спорта, которые только начинают развиваться (керлинг, паркур, скиджоринг, сапсерфинг и др.). Иногда заинтересованность в каком-либо виде спорта связана с наличием успешного тренера, известного чемпиона – выходца из исследуемого города.
Отдельного внимания требует изучение предпочтений молодежи и особенности их субкультуры, т.к. некоторые виды спорта привязаны не столько к спортзалам, сколько к городской уличной инфраструктуре (воркаут, паркур, скейтборд и пр.). Услуги танцевальных школ также можно отнести к сфере спорта и физкультуры.
Некоторые виды спорта или спортивные игры могут быть полноценными участниками массовых мероприятий, например, праздников или даже выходных. Наличие спортивной инфраструктуры актуально для организации досуга в парках, скверах, площадях и прочих общественных пространствах. Могут быть предусмотрены как традиционные виды спорта, так и не самые массовые: оздоровительная гимнастика, йога, фризби, сквош, футбэг, черлидинг, петанк, лапта, городки, крокет. Программа Олимпийских игр также
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С. Г. Божук. – Москва: Юрайт, 2021. – 304 с.
2. Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум / Е. П. Голубков. – Москва: Юрайт, 2019. – 474 с.
3. Григорьев, М. Н. Маркетинг: учебник / М. Н. Григорьев. – Москва: Юрайт, 2021. – 559 с.
4. Григорян, Е. С. Маркетинговые коммуникации: учебник / Е. С. Григорян. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 294 с.
5. Егоров, Ю. Н. Основы маркетинга: учебник / Ю.Н. Егоров. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 292 с.
6. Егоров, Ю. Н. Управление маркетингом: учебник / Ю.Н. Егоров. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 238 с.
7. Егоршин, А. П. Эффективный маркетинг организации: учебник / А. П. Егоршин. — Нижний Новгород: НИЭМ, 2020. — 302 с.
8. Калюжнова, Н. Я. Современные модели маркетинга: учебное пособие для вузов / Н. Я. Калюжнова, Ю. Е. Кошурникова; под общей редакцией Н. Я. Калюжновой. – Москва: Юрайт, 2021. – 170 с.
9. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: учебник и практикум / А. П. Карасев. – Москва: Юрайт, 2021. – 315 с.
10. Карпова, С. В. Маркетинговый анализ. Теория и практика: учебное пособие / С. В. Карпова, С. В. Мхитарян, В. Н. Русин; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва: Юрайт, 2021. – 181 с.
11. Корнеева, И. В. Маркетинг: учебник и практикум / И. В. Корнеева, В. Е. Хруцкий. – Москва: Юрайт, 2021. – 436 с.
12. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник / под ред. А. Л. Абаева, В. А. Алексунина, М. Т. Гуриевой. – Москва: «Дашков и К°», 2020. – 433 с.
13. Музыкант, В. Л. Основы интегрированных коммуникаций: теория и современные практики в 2 ч. Часть 2. SMM, рынок M&A: учебник и практикум для вузов / В. Л. Музыкант. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 384 с.
14. Наумов, В. Н. Стратегический маркетинг: учебник / В.Н. Наумов. — 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 356 с.
15. Наумов, В. Н. Стратегическое взаимодействие рыночных субъектов в маркетинговых системах: монография / В. Н. Наумов, В. Г. Шубаева. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 270 с.
16. Овсянников, А. А. Современный маркетинг. В 2 ч. Часть 1: учебник и практикум / А. А. Овсянников. – Москва: Юрайт, 2021. – 374 с.
17. Овсянников, А. А. Современный маркетинг. В 2 ч. Часть 2: учебник и практикум / А. А. Овсянников. – Москва: Юрайт, 2021. – 219 с.
18. Основы маркетинга. Практикум: учебное пособие / С. В. Карпова [и др.]; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва: Юрайт, 2021. – 325 с.
19. Реброва, Н. П. Стратегический маркетинг: учебник и практикум для вузов / Н. П. Реброва. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 186 с.
20. Рыжикова ,Т. Н. Маркетинг: экономика, финансы, контроллинг: учебное пособие / Т. Н. Рыжикова. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 225 с.
21. Секерин, В. Д. Инновационный маркетинг: учебник / В.Д. Секерин. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 237 с.
22. Стратегический маркетинг: учебник и практикум для вузов / Н. А. Пашкус [и др.]. – Москва: Юрайт, 2020. – 225 с.
23. Тультаев, Т. А. Маркетинг услуг: учебник / Т.А. Тультаев. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 208 с.
24. Фарахутдинов, Ш. Ф. Современные тенденции и инновационные методы в маркетинговых исследованиях: учебное пособие / Ш.Ф. Фарахутдинов. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 231 с.
25. Цахаев, Р. К. Маркетинг: учебник / Р. К. Цахаев, Т. В. Муртузалиева. – 5-е изд., стер. – Москва: «Дашков и К°», 2020. — 548 с.
Маркетинговые исследования спортивного центра, спортивного кластера, фитнес центра, ФОК [Электронный ресурс] Режим доступа: https://scanmarket.ru/markets-detail/sport-klaster?
Федеральное статистическое наблюдение / Росстат — «Сведения о физической культуре и спорте» — форма № 1-ФК — № 562, 2021.
Спортивные школы России [Электронный ресурс] Режим доступа: https://aspektcenter.ru/sportivnyye-shkoly-rossii-tablitsa/?
Тренды спортивной индустрии в 2021-2022 годах [Электронный ресурс] Режим доступа: https://deloros-msk.ru/publikatsii/trendy-sportivnoy-industrii-v-2021-2022-godakh/?
ГБУ «СШОР № 29 «ХАМОВНИКИ» МОСКОМСПОРТА [Электронный ресурс] Режим доступа: https://s29.mossport.ru/
Устав ГБУ "СШОР №29 "Хамовники" [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ias.sport.mos.ru/Reference/CommonDocument/0/FileGetForSovetnik?fileId=93807