Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Мода в теории социологии 5
1.1 Мода как социально-психологическое явление: эволюция изучения 5
1.2 Мода в социологических исследованиях 9
1.3 Социологический дискурс одежды 13
Глава 2 Потребление и мода: современная точки зрения 20
2.1 Тенденции развития потребления 20
2.2 Мода, дизайн и эволюция потребления. Концепция всеобъемлющей сети товаров Ж. Бодрийяра 24
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мода - чрезвычайно емкое понятие, вмещающее в себя различные проявления культуры и социальной адаптации человека. Термин «мода» имеет латинское происхождение и дословно он переводится как образ, правило, способ, предписание, а также как мера, вид, представление. Впервые это слово было употреблено ещё Петром I, что позволяет сделать вывод, что сама мода имеет такие же далекие корни, как и история костюма.
В каждом европейском языке есть слово, аналогичное русскому «мода»: французское mode, итальянское moda, немецкое Mode, английское mode (чаще употребляется fashion) . Мода является одной из форм массового поведения в современном обществе. Классическое определение моды звучит так: мода - это временное превосходство определенного стиля в жизни человека или в сфере культуры. Это понятие довольно многогранно: мода определяет не только стиль, но и направленность идей, тип поведения, этикета, искусств, литературы, архитектуры, развлечений и т. д., и даже образа жизни, и чаще всего моду можно охарактеризовать как нестабильную и эфемерную популярность.
Мода влияет на все предметное окружение современного человека -оформление интерьеров и витрин магазинов, дизайн бытовых приборов и организацию массовых праздников, индустрию развлечений. Мода в современном мире является «рычагом» управления массой.
Целью данной работы является рассмотрение моды в классических социологических теориях (В. Зомбарт, Т. Веблен, Г. Зиммель, Г. Тард, И. Кант и др.).
Задачи:
- изучить моду как социально-психологическое явление;
- рассмотреть моду в социологических исследованиях;
- описать вопрос социологического дискурса одежды;
- рассмотреть тенденции развития потребления;
- проанализировать концепцию всеобъемлющей сети товаров Ж. Бодрийяра.
Объект исследования – мода как социальное явление. Предмет исследования – особенности моды с точки зрения социологических теорий.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 2008.
2) Арславская Н.М. Мода, вкус, красота. - М.:Профиздат,2011.
3) Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. — Екатеринбург, 1999.
4) Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. Пер. с фр. С.Н. Зенкина. М.: Издательство им.Сабашниковых, 2003. – 512 с.
5) Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М.: РОССПЭН, 1998.
6) Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. – 387 с.
7) Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999.
8) Бузгалин А. В. Человек, рынок и капитал в экономике XXI века / А. В. Бузгалин, А. И. Колганов // Вопросы экономики. 2019. № 3. С. 125-141.
9) Булганина С. Н. Природа и структура экономических субъектов: монограф. / С. Н. Булганина. – Оренбург: ГОУ ВПО ОГУ, 2019.
10) Веблен Т. Теория праздного класса / пер. с англ.; вступит. ст. С.Г. Сорокиной; общ. ред. В.В. Мотылева. — М., 1984.
11) Веркор. Квота или «Сторонники изобилия»: Роман / Веркор, Коронель ; Пер. с фр. И. Эрбург. - Москва: Прогресс, 1970// https://mir-knig.com/read_247124-1
12) Вершина В.С., Долгова Е.М., Оберемко О.А., Тхагужокова О.А. Этюд о барбершопах в России: кейс связи микро- и макроуровней в качественном исследовании // Мониторинг общественного мнения: экономические исоциальные перемены. 2021. No4. С.99-105
13) Гофман А.Б. Мода и люди или новая теория моды и модного поведения. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2012.
14) Гофман А. Мода и обычай//Рубеж: альманах социальных исследований, выпуск 3, 2008. С. 128-135
15) Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.: КДУ, 2013. – 228 с
16) Емельянова М.А. Семиотика искусства в зеркале французского постструктурализма: Барт и Бодрийяр: дис. ... канд. филос. наук. Курск, 2009. – 150 с.
17) Зимбардо Ф. Социальное влияние / пер. с англ. Н. Мальгина, А. Федорова. — СПб., 2000.
18) Зиммель Г. Мода. Избранное: Том. 2. М.: Юрист, 1996. – 608 с.
19) Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. — М., 1996.
20) Зомбарт В. Народное хозяйство и мода // Избранные работы. — М., 2005.
21) Ильин В. И. Показное потребление [Электронный ресурс] / В. И. Ильин. – Режим доступа: http://www.consumers.narod.ru/book/pokaznoe.html (дата обращения: 05.05.2022).
22) Кастильоне Б. Придворный // Сочинения великих итальянцев XVI века. СПб.: Алетейя, 2002.С. 181–247.
23) Кернберг О. Отношения любви, норма и патология. М.: Класс, 2006. 256 с
24) Киреева Е.В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX в. — М., 1976.
25) Коломенский А. Что такое Aha-moment — как искать и работать с «моментом озарения» [Электронный ресурс] // LeadStartup: Accelerate Revenue Growth. URL: https://leadstartup.ru/db/aha-moment (дата обращения 05.05.2022).
26) Краснощеков В.А., Белько Т.В. Императив дизайна в обществе потребления//Искусство и дизайн, 2021. № 3. С. 40-46
27) Лотман Ю.М. Статьи и исследования / Семиосфера. С. – Петербург: Искусство – СПБ, 2000. – С. 462–663
28) Манасян Л. Ю. Семиотика костюма в контексте феномена моды: междисциплинарный аспект//Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 6 (15), 2015. С. 65-70
29) Нагорских Т.Н. Мода как ценностно-формирующий фактор современной западноевропейской культуры: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2009. – 26 с.
30) Сеннет Р. Коррозия характера / пер. В.И. Супрун. — Новосибирск, 2004.
31) Стаффорд История моды. От древности до наших дней. - М.:Фактор, 2014.
32) Тард Г. Законы подражания. — М., 2012. С. 157
33) Троцук И. В., Морозова А. В. Социальные функции одежды: костюм как объект социологического интереса//Обсерватория культуры, 2015. № 2. С. 97-101
34) Ядова, М. А. Поведенческие установки молодежи постсоветского периода // Социологические исследования. –2006. No 10. С. 78 -87
35) Ян Цзя. Семиотика моды (костюма) в контексте межкультурной коммуникации: автореф. дис. ...канд. культурологии. Шуя, 2011. – 16 с.