Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Когда путешествуешь по миру, иногда хочется чего-то знакомого. И это что-то - кофейни Starbucks. Где бы ты ни был, там будет кофейня Starbucks Coffee Company. Эта кофейная компания меньше чем за трид-цать лет выросла из небольшого регионального бизнеса до мирового ли-дера в индустрии кофе. Рост компании значителен - начав в 1985 году с одного кафе, сегодня число кофеен Starbucks неумолимо приближается к 20 тысячам более чем в 60 странах, при этом сохранив свою первоначаль-ную изюминку.
История компании Starbucks началась в 1971 году, когда три друга и любителя кофе - Джерри Болдуин, Зев Сигл и Гордон Боукер решили открыть свой магазин по продаже кофе в Сиэтле. Каждый из них вложил по 1350$ и взял кредит еще на 5000$. Так появился на свет первый мага-зин Starbucks, название которого связанно с героем известного американ-ского романа Германа Мелвила «Моби Дик», а интерьер помещения заду-мывался в классическом морском стиле. В 1982 году Говард Шультц при-соединяется к Starbucks в качестве директора по розничным операциям и маркетингу, который позднее сделал компанию одной из крупнейших ко-феен в мире.
Целью данной работы, является анализ опыта крупной междуна-родной компании Starbucks по освоению российского рынка и завоеванию на нем лидерских позиций.
Перед данной работой ставиться несколько задач:
. Исторический анализ менеджмента компанией охватывающий период от ее становления до настоящего момента.
. Выявления стратегических особенностей и конкурентных пре-имуществ компании, которые позволили стать ей мировым лидером на рынке кофеен.
Глава 1. Описание и анализ организационной культуры компании «Starbucks»
1.1 Дело не в кофе: корпоративная культура Starbucks
"Starbucks" - самая большая сеть кофеен в мире. В центре Сиэтла открылся маленький магазин по продаже кофе и через несколько лет он стал практически монополистом в своей сфере деятельности. "Starbucks" придерживается стратегии предпринимательства, то есть предпочтение от-дается молодым людям, которые имеют высокий потенциал и компетен-цию, готовы работать в коллективе, и хотят достичь максимального ре-зультата. Прежде всего, человек должен быть веселым, общительным и жизнерадостным. Поскольку его ждет работа в кофейне, где каждую се-кунду нужно дарить людям хорошее настроение и варить лучший кофе. Руководство "Starbucks" уделяет своей корпоративной культуре очень много времени, именно поэтому, эти кофейни - лучшие кофейни в мире. Именно поэтому там должны работать только лучшие.
Самая нижняя ступень структуры компании - это бариста, человек, который напрямую работает с гостями, варит кофе и другие напитки, а также поддерживает чистоту в зале. Затем идет старший по смене. Эти лю-ди следят за сейфом, решают организационные вопросы, помогают своим сотрудникам, отвечают за то, чтобы вся смена прошла безукоризненно, отвечают за официантов и за кофейню в целом. Старшие по смене отчиты-ваются перед заместителем управляющего и самим управляющим, а те, в свою очередь - перед территориальными управляющими. Такая структура заманчива для молодого поколения, так как возможен быстрый рост по карьерной лестнице. Политика компании мотивирует молодых и энергич-ных людей старательно работать. кофейня предпринимательство персонал компетенция
"Starbucks" постоянно старается мотивировать своих сотрудников. Благодаря разнообразным мероприятиям, которые проводятся практиче-ски каждую неделю, человек осознает, что является частью чего-то целого. Происходит обмен опытом, раздаются ценные советы, как сделать свою работу еще более приятной и эффективной. Например, регулярно прово-дятся партнерские форумы. На них награждают самых лучших, угощают вкусной едой и готовят лучшие кофейные напитки. После таких мероприя-тий человек осознает, что о нем заботятся, его уважают, и старается мак-симально работать.
Также существует другие способы мотивирования персонала, к ним относятся всевозможные проверки, такие, как аудит Shoppi. Он проводит-ся каждый месяц и заключается в том, что каждую кофейню посещает тай-ный гость и проверяет уровень обслуживания, чистоту в кофейне и квали-фикацию тех, кто там работает. Он задает вопросы о кофе, о продукции, заказывает самые сложные напитки и ждет, когда с ним заведут разговор. Так же он контролирует, как работает кассир, четко ли он называет сумму заказа и сумму сдачи. В том случае, когда работники хорошо прошли тайного гостя, им выдаются премии, всевозможные награды, о них расска-зывают всей компании. Если же бариста оказались не компетентны, то сле-дуют разные штрафы и санкции, которые могут довести даже до увольне-ния. Таким образом, каждый работник кофейни знает, что любой из гостей может оказаться тайной проверкой. Но никто не подозревает, когда он придет, и как будет выглядеть. Такие проверки мотивируют сотрудников компании всегда работать с полной отдачей, выполнять все требования компании и делать что-то сверх этого.
"Starbucks" всегда старается поддерживать своих сотрудников в их начинаниях. Помимо продвижения вверх по карьерной лестнице, суще-ствует очень много программ по повышению уровня знаний в разных сферах деятельности. Одна из самых занимательных - Кофе-мастер. Со-трудники всех кофеен объединяются в группы, затем проводятся мастер-классы. После всего этого дается время на самостоятельную подготовку и заканчивается это все тем, что сотрудники проходят специальный тест, ко-торый проверяет уровень знаний. Тем, кто успешно прошел проверку, по-четно вручается черный фартук (обычно все носят зеленые), и эти работ-ники провозглашаются людьми, которые знают о кофе все. Эта программа является примером нематериальной мотивации, ведь за это не выдается никаких денежных вознаграждений. Сотрудник становится тем человеком, к которому в первую очередь обратятся за помощью и советом, мнение которого будут уважать и ценить. Безусловно, кофе-мастерам легче повы-шаться в должности, так как руководители осознают, что такие люди гото-вы отдавать все свое время и силы компании, что очень ценится.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Проценко, Е.А. Корпоративная культура как один из ключевых фак-торов успешной деятельности компании // Факторы успеха. - 2017. - № 1 (8). - С. 54-59.
2. Колетвинова, Е.Ю. Стратегическое управление персоналом. Краткий курс: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2016. - 144 с.
3. Говард Бехар «Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks»
4. Официальный сайт Starbucks http://starbuckscoffee.ru/ru/
5. Wikipedia http://ru.wikipedia.org/wiki/Starbucks
6. http://www.fiolet-korova.ru/starbucks/
7. Статья Дмитрия Лисицина «Starbucks не продает кофе» в журанле «Секрет Фирмы» от 22.10.2021 http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=858891
8. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст.М.: Маркетинг, 2001. 39 с.
9. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Феде-рации: (федер. закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2001г.: по состоянию на 7 февр.2005г.). М.: Омега-Л, 2005.183 с.
10. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской
Федерации. Части первая, вторая, и третья: (федер. закон: принят Гос. Ду-мой
21окт. 1994г.: по состоянию на 15 сент. 2003 г.).М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 448 с.
11. Анохин В. С. Предпринимательское право: Учебник для вузов / В.С. Анохин. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 392 с.
12. Виханский О.С. Стратегическое управление: рек. МО РФ в качестве учебника для студ., обуч. по спец. и направ. “Менеджмент” / О.С. Вихан-ский. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2003. 296 с.
13. Гаджинский А.М. Логистика: рек. МО РФ в качестве учебника для студ. высш. и сред. учеб. заведений / А.М. Гаджинский, Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К, 2003. 408 с.
14. Доблаев В.Л. Организационное поведение: Книга для студентов, аспи-рантов и преподавателей / В.Л. Доблаев. М.: Экмос, 2002. 320 с.
15. Егоршин А.П. Управление персоналом: учебное пособие по образова-нию в области менеджмента / А.П. Егоршин. Нижний Новгород: НИМБ, 1999. 624 с.
16. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хело-урн. пер. с англ. М.:Дело, 2000. 704 с.
17. Переверзев М.П. Менеджмент: учебник для вузов / М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский. М.: ИНФРА-М, 2005. 288 с.
18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК: / Г.В. Савицкая. 3-е изд. испр. М: Новое знание, 2003. 696 с.
19. Смоленский, М. Б. Правоведение: учебник для студентов вузов / М. Б. Смоленский. 2-е изд., исп. и доп., Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 416 с.
20. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020)
21. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом развивающейся организации [Текст] / Т. Ю. Базаров. — М.: Академия, 2018. — 320 с.
22. Большая разница: чем различается корпоративная культура боль-ших корпораций и IT-стартапов // Официальный сайт Forbes. – URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/348291-bolshaya-raznica-chem-razlichaetsya-korporativnaya-kultura-bolshih
23. Влияние корпоративной культуры на эффективность бизнеса// Офи-циальный сайт Корпоративный менеджмент. – URL: https://www.cfin.ru/management/controlling/corporate_culture.shtml
24. Волошин, Ю. Ю. К понятиям «организационная культура» и «кор-поративная культура» / Ю. Ю. Волошин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 35 (169). — С. 29-35. — URL: https://moluch.ru/archive/169/45483/
25. Гримашевич О.Н. Формирование корпоративной культуры пред-приятий в современных российских условиях//Вестник Саратовского госу-дарственного социально-экономического университет, 2018. - №3. – С.55-58.
26. Дуракова, И.Б. Управление персоналом: Уч. / И.Б. Дуракова, Л.П. Волкова, Е.Н. Кобцева. - М.: Инфра-М, 2019. - 384 c.
27. Исследование предпочтений сотрудников//Официальный сайт PWC – URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/pwc-preference-survey.html
28. Козлов, В. В. Корпоративная культура: опыт, проблемы и перспек-тивы развития / В. В. Козлов. — М.: Гардарика, 2016. — 269 с.
29. Корпоративная культурf в России// Исследование OLIVER WYMAN – URL: https://www.oliverwyman.com/content/dam/oliver-wyman/europe/ru/files/corporate-culture-in-russia.pdf
30. Корпоративная культура организации: что это такое этапы , этапы формирования//Официальный сайт «Бизнес-навигатор» – URL: https://bizneskontent.ru/kadry/drugoe/korporativnaya-kultura-organizatsii-chto-eto-takoe-etapy-formirovaniya