Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современное общество предъявляет особые требования к выпускнику школы как сформированной активной, созидающей личности. Только человек, адекватно оценивающий свои поступки, отношения, качества и личностное развитие, может успешно реализовать собственные возможности [13].
Проблеме формирования самооценки посвящено большое количество исследований в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе: общетеоретический аспект (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.), методологический (А.В. Беляев, И.Ф. Исаев, М.И. Ситникова, В.И. Страхов, И.С. Якиманская), экспериментальный (Т.Ю. Андрущенко, Г.И. Катрич, А.И. Липкина, Г.А. Соболев и др.).
Проявление личности происходит через отношение к миру, который ее окружает. Социализация, в процессе которой личность приобретает привычку вести себя определенным образом в соответствии со стандартами общества и в конкретной социальной среде, осваивает ее мораль и идеологию, обладает целой серией важнейших нюансов и длится всю жизнь.
При общении в группах определяется общее направление работы, а также создаются стандарты группового поведения, которое помогает достигать поставленных целей. При этом складываются стереотипы общения и формируется предубеждение к их нарушениям. Важно отметить, что в какой-то мере они уменьшают желание членов группы получать новую информацию, которая не соответствует стандартам и позициям группы. Высший уровень развития группы подразумевает общение, при котором во внимания принимаются личные особенности каждого участника, с его уникальными мнениями и оригинальной позицией на общие стандарты и методы достижения целей [8].
Самоконтроль, самонаблюдение активные действия ребенка также оказывают на формирование самооценки большое влияние. Занятия, игра, общение на регулярном уровне обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен отнестись к себе определенным образом – не отклониться от конкретных требований, оценить свою способность что-то выполнять, проявить определенные качества характера.
Цель исследования: выявление взаимосвязи самооценки и социометрического статуса младшего школьника.
Объект исследования: самооценка и социометрический статус младших школьников.
Предмет исследования: уровень самооценки и социометрический статус детей младшего школьного возраста.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, сущность и виды самооценки, определить особенности развития самооценки детей младшего школьного возраста.
2. Провести исследование самооценки младших школьников.
3. Провести исследование социометрического статуса младших школьников.
4. Проанализировать полученные результаты и выявить взаимосвязь самооценки и социометрического статуса у младших школьников.
Методы исследования: аналитические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме), констатирующий этап психолого-педагогического эксперимента, тестирование, методы математической обработки экспериментальных данных.
База исследования:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Психолого-педагогические основы взаимосвязи самооценки и социометрического статуса младших школьников
1.1. Сущность самооценки и особенности ее формирования у младших школьников
Исследование самооценки всегда было объектом повышенного внимания как зарубежных, так и отечественных психологов. Особую актуальность эта проблема приобрела в последние годы в связи с требованиями к качеству образования, в достижении которого немаловажное значение отводится личности учащегося. Самооценка не только оказывает влияние на становление индивидуально-личностных особенностей детей, но и выступает одним из важнейших психологических факторов формирования учебной деятельности учащихся. Вопросы, связанные с ее развитием, входят в круг ключевых проблем различных отраслей психологической науки и практики [15].
С психологических, педагогических и социальных позиций исследованием самооценки как ведущего компонента самосознания личности занимались А. И. Липкина, И. И. Чеснокова, И. С. Кон, Р. Бернс, А. А. Реан и другие.
А. И. Липкина отмечает, что самооценка является одним из компонентов процессов, которые принадлежат к наиболее устойчивым характеристикам личности и формируют самосознание [12].
По мнению А. А. Реана, при наличии самооценки человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя и других людей, с которыми приходится находиться в непосредственном контакте. Таким образом, основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. При этом движущим механизмом развития самооценки служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху [17].
Б. Г. Ананьев, считая самооценку наиболее сложным результатом сознательной деятельности ребенка, говорит о том, что ее исходные формы являются прямым отражением оценок взрослых, а подлинная самооценка появляется тогда, когда она наполняется новым содержанием, благодаря «личному участию» в ее производстве самого ребенка [1].
Наибольший интерес в развитии самооценки имеет младший школьный возраст. Это сензитивный период для формирования и развития самооценки.
Л. И. Божович отмечает, что «это особый возраст, который обеспечивает интенсивное развитие всех качеств личности. В этот период начинается социальное и личностное развитие ребенка, его вхождение в жизнь общества. Ребенок получает определенный социальный статус, меняются интересы и ценности» [2].
А. В. Захарова указывает, что «в младшем школьном возрасте ребенок представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Он осознает, что обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая общепринятые коллективные знаки (речь, ноты, цифры и др., понятия, знания, идеи, которые существуют в обществе. Самосознание младшего школьника развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями относительно окружающего мира и самого себя» [18].
Ученые Л. И. Божович, А. И. Липкина, М. И. Лисина выделяют несколько основных факторов, влияющих на формирование самооценки младшего школьника :
1. Мнение родителей, стиль домашнего воспитания. Адекватная высокая или адекватная устойчивая самооценка у детей формируется в том случае если внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, если родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает».
2. Оценка учителя и навыки учебной деятельности. Данный фактор обусловлен невозможностью формирования учебной самостоятельности без контроля и оценки, в том числе и самооценки. И. В. Шаповаленко ставит самооценку школьника на первый план, поскольку считает ее обязательным условием формирования самостоятельности школьника и дальнейшего развития личности. Учитель же, со своей стороны, оценивая деятельность учащихся, должен способствовать становлению их объективной самооценки. Таким образом, оценочная составляющая становится внутренней мотивацией школьника на освоение учебно-познавательного материала [12].
3. Оценка товарищей. Для дальнейшего развития умения объективно оценивать собственные знания, ребенок должен научиться объективно оценивать знания одноклассников, занимая позицию учителя. Обучение школьников объективной оценке своих знаний невозможно, без их обучения объективно оценивать знания своих одноклассников.
4. Собственный жизненный опыт. Самооценка складывается непосредственно под воздействием жизненного опыта, являясь результатом пережитых человеком своих успехов или неудач. Именно поэтому важно, прежде всего, привить школьникам навыки анализа причин, способствующих их успеху или неудаче в конкретной ситуации, научить делать выводы и строить свою дальнейшую деятельность с учетом полученных выводов.
Таким образом, самооценка опосредует отношение младшего школьника к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Социум является одним из основных факторов, влияющий на формирование самооценки. Формирование у учащихся адекватной самооценки обусловлено учебной и воспитательной деятельностью.
Первоначальная оценка ребенком своих поступков, личностных качеств – это простое отражение оценки, которую родители, учителя и воспитатели дают этим качествам и этой деятельности. Именно поэтому данную стадию в становлении самооценки называют «предсамооценкой».
О.Л. Зверева отмечает, что главным институтом воспитания является семья. Человек сохраняет на протяжении всей жизни все, что он приобрел в семье. Основы личности закладываются именно в семье. Воспитание детей – это благодарное, но сложное занятие. Каждый родитель должен держать в голове то, что его роль в развитии ребенка очень важна [7, c.7].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. П/Под ред. А. А. Бодалева и др. - М.: Педагогика, 1980. - 288 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович.-М., 2017. – 464 с.
3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 2007. с.77-82
4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – 6-е изд. – СПб., 2008. с. 25-41
5. Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 12.– С. 17-24.
6. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / А.В. Запорожец // Принцип развития в психологии. – 2016. – С. 243.
7. Зверева О. Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей. – М.: Сфера, 2009. – 152 с.
8. Зимняя И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. - 3-е изд., пересмотр. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010.- 480 с.
9. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и
сред. пед. учеб. Заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. –
Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
10. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 2018. – 318 с.
11. Лозовая Г.В. Методологические проблемы изучения самооценки личности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2013 года: в 8 т. – СПб.: 2013. – Т. 5. – С. 172-176.
12. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1976. - 64 с.
13. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 21 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др -М.: Просвещение, 1984.-256с.
14. Морено Я.Л. Социометрия. – М. 2007. с. 41-45
15. Олийных Л.В. Как помочь школьнику повысить самооценку/Л.В. Олийных // Воспитание школьников. - 2014 - №1. - С.29-36.
16. Практика по возрастной психологии./Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2011. – 114 с.
17. Реан А. А. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Академия-пресс, 2010. – 166 с.
18. Сластёнин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шилов.- М.: Издательский центр «Академия», 2004 - 345 с.
19. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе. – М.: Академия, 2008. с. 103-109
20. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников // Начальная школа. - 2003. - №10. - С. 99-102.
21. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2004. - 349 с.
22. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / М., 1989.- 560с.