Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На судьбу цивилизации большое влияние оказывают три религии: буддизм, христианство, ислам и их религиозные священные книги, которые являются древнейшими памятниками культуры. Около трех тысяч лет назад они начали формировать и формируют процесс развития народов Европы, Америки и Азии. Все религии взаимосвязаны, потому что на самом деле они прославляют одного и того же Бога.
Одной из великих религий является ислам, который в настоящее время исповедует почти миллиард верующих мусульман на нашей планете. На протяжении веков ислам стал частью существования миллионов людей в разных странах по всему миру. Для них такая религия - это образ мышления и действий, надежда на справедливость в мирской жизни и надежда на возвращение к другой жизни. Для мусульман самое главное - это искреннее благочестие, смирение и желание служить Богу. В этом краткий смысл и цель ислама. В ближайшие годы он во многом будет определять поведение большого числа людей в нашем едином, взаимозависимом и противоречивом мире.
Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю национального развития и законы некоторых восточных стран. В наше время сфера его действия как правового и идеологического фактора все еще очень широка, что во многом определяется тесной связью между мусульманским правом и исламом как религиозной системой. Ислам по-прежнему имеет практически решающее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах.
Кроме того, среди всех религий мира ислам наиболее тесно связан с государством и законом. Связь здесь заключается в мусульманском праве и исламской идеологии. В свою очередь, подчеркивая национальный характер ислама, мусульманское право является центром его преподавания и считается не только нормативной системой, но и универсальной политико-правовой доктриной.
Мусульманское право можно рассматривать с двух точек зрения. В светском смысле она представляет собой единую систему исламских социальных норм, включающую правовые нормы и неправовые регуляторы, в основном религиозные и моральные правила поведения. Возникновение ислама стало событием из трех мировых религий в мировой истории, и оно является самым "молодым". Общее число мусульман на нашей планете достигло почти миллиарда.
Цель работы: изучить право и правосудие в арабо-мусульманской культуре средневековья.
Задачи исследования:
– изучить исторические особенности становления пространства арабо-мусульманской правовой культуры ,
– рассмотреть мусульманское право средневековья,
– выделить основные институты уголовного права в системе шариата,
– изучить возникновение и развитие института права собственности,
– рассмотреть регулирование отношений земельной собственности в мусульманском праве.
Объектом исследования выступает мусульманское право.
Предмет исследования – право и правосудие в арабо-мусульманской культуре средневековья.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
.
1. ИСТОРИЧЕСКОЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕРТЫ И ПОНЯТИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
1.1.Исторические особенности становления пространства арабо-мусульманской правовой культуры
Становление арабо-мусульманской культуры связано с зарождением и укреплением Арабского халифата – великой державы, простиравшей свои владения на огромной территории – от Индии до Испании. Процесс взаимодействия культур различных народов, подчиненных арабами, породил новую высокоразвитую культуру, идеологической основой которой стал ислам, а языком – арабский. Эта арабо-мусульманская культура на много веков вперед определила пути развития народов, исповедующих ислам, и сказывается в их жизни до настоящего времени. Многим обязана ей и европейская культура. Арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест в истории мировой культуры.
Знание специфики и достижений этой культуры позволяет лучше понять особенности культуры многих современных народов. Отправной точкой для развития арабо-мусульманской культуры стало возникновение ислама, третьей по времени появления мировой религии. Ислам возник на территории Аравийского полуострова. Аравия была издавна населена семитскими племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей; часть кочевала в степях и пустынях, занимаясь скотоводством. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами – Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Через Аравию шли торговые пути в эти страны. Один из важнейших узлов пересечения торговых путей находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря.
В VII веке начинается родоплеменное разложение среди арабских племен, проживающих на аравийском полуострове. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейх (глава племен) и сайды (племенные старейшины) захватывают лучшие земли оазисов. В их собственность переходит большое количество скота. Появляются рабы. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей.
Разложение родоплеменных отношений особенно далеко зашло в Хиджазе (районе побережья Красного моря). Здесь вокруг оазисов концентрировались полуоседлые племена, занимавшиеся не только скотоводством, но и земледелием. В этом районе были торгово-ремесленные города: Мекка, Ясриб, через которые пролегал большой караванный путь с юга на север. В городах доминировали богатые купцы-ростовщики. Помимо этого, в этих районах находилось большое количество обездоленных бедуинов. Рушились вековые связи, узы и традиции взаимопомощи, связавшие всех соплеменников. Бедствием для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь. Постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота.
Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось новое (классовое) общество. И этот процесс приобрел религиозную форму.
Возникновение новой религии - Ислама - связано с именем Мухаммада. Мухаммад провозглашал необходимость нового порядка, исключавшего прежнюю племенную рознь. Все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их главой должен быть Пророк - «наместник Бога на земле». Единственным условием вступления в эту общность являлось признание новой религии и строгое соблюдение ее предписаний.
Среди простых людей новые идеи нашли сторонников, не сразу, но постепенно люди приходили в ислам. Также одной из причин принятия единой религии стало то,что люди давно потеряли веру в могущество племенных богов, не защитивших их от бедствий и разорений.
Народный характер первоначального движения отпугнул богатых, но это продолжалось недолго. Наблюдая за действиями мусульман, знать начала понимать, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман.
К этому времени (20-30 гг. VII века) было завершено организационное оформление религиозной мусульманской общины, возглавляемой Мухаммадом. Созданные военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем Ислама. Деятельность этой религиозной военной организации постепенно приобретала политический характер.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Источники:
1. Абу Йусуф Йа‘куб ибн Ибрахим ал-Куфи. Китаб ал-харадж. Пер. с араб. и коммент. А. Э. Шмидта, супракоммент. к пер. А. С. Боголюбова, подготовка к изд., вступит. ст. и указ. А. А. Хисматуллина. СПб.: Диля, 2001.
2. Ибн Маммати. Правила диванов. Пер. с араб., предисл. и коммент. С. Б. Певзнера. М.: Наука, 1990.
3. Коран. Пер. с араб. акад. И.Ю. Крачковского. М.: Наука, 1963.
4. Мухаммад ибн Харис ал-Хушани. Книга о судьях. Пер. с араб. М.: Наука, 1992.
5. Низам аль-Мульк. Сиасет-намэ. Книга о правлении вазира XI в. Низам аль-Мулька. Пер., введ в изучение памятника и примеч. Б. Н. Заходера. М.–Л.: ОГИЗ, 1949.
6. as-Sadr, Muhammad Baqir. Lessons in Islamic Jurisprudence. R. Mottahedeh, trans. Oxford (UK): Oneworld, 2003.
Литература:
1. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. М.: Наука, 1965; 2-е изд. М., 1966.
2. Большаков О.Г. История Халифата. Т. 1–4. М.: Наука, 1989–2013.
3. Государство и право зарубежных стран. Учебник. М.: Юридическая литература, 1986.
4. Ислам: энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991.
5. Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978.
6. Мец А. Мусульманский Ренессанс. Пер. с нем. и предисл. Д. Е. Бертельса. М.: Наука, 1973 или Изд-во ВиМ, 1996 (2-е изд.).
7. Мусульманское право: структура и основные институты М.: Наука, 1984.
8. Садагдар М. И. Основы мусульманского права. М.: Наука, 1968.
9. Сурдель Д., Сурдель Ж. Цивилизация классического ислама. Пер. с франц. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
10. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право в правовых системах стран Арабского Востока // Государство и право в развивающихся странах. М.: Наука, 1976, с. 41-65.
11. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986.
12. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М.: Юридическая литература, 1997.
13. Шарль Р. Мусульманское право. Пер. с франц. Под ред. Е.А. Беляева. М.: Наука, 1959.
14. Abou El Fadl Kh. Rebellion and Violence in Islamic Law. Cambridge (UK): Cambridge University Press, 2002.
15. El-Alami D.S. The Marriage Contract in Islamic Law. London: Graham&Trotman, 1992.
16. Azami M.M. On Schacht’s Origins of Muhammadan Jurisprudence. New York: John Wiley, 1985.
17. Brockopp J. E. Early Mālikī Law: Ibn ‘Abd al-Hakam and his Major Compendium Jurisprudence. Leiden: E.J. Brill, 2000.
18. Burton J. The Sources of Islamic Law: Islamic Theories of Abrogation. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1990.
19. Calder N. Studies in Early Muslim Jurisprudence. Oxford (UK): Clarendon Press, 1993.
20. Coulson N. J. A History of Islamic Law. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1964.
21. Crone P. Roman, Provincial and Islamic Law: The Origins of the Islamic Patronate. Cambridge (UK): Cambridge University Press, 2002.
22. Dutton Y. The Origins of Islamic Law: The Qur’an, the Muwatta’ and Medinan ‘Amal. Richmond (Surrey): Curzon, 1999.
23. Encyclopedia of Islamic Law: A Compendium of the Major Schools. Bakhtiar L., trans. and ed. Chicago (IL): Kazi Publ., 1996.
24. The Formation of Islamic Law. Hallaq W. B., ed. Aldershot: Ashgate, 2004.
25. Gleave R. Inevitable Doubt: Two Theories of Shī‘ī Jurisprudence. Leiden: E.J. Brill, 2000.
26. Hallaq W.B. A History of Islamic Legal Theories: an introduction to Sunnī usūl al-fiqh. Cambridge (UK): Cambridge University Press, 1997.
27. Hallaq W. B. Law and Legal Theory in Classical and Medieval Islam. Aldershot: Ashgate / Variorum, 1995.
28. Islamic Law: Social and Historical Contexts. al-Azmeh A., ed. London: Routledge, 1988.
29. Islamic Law: Theory and Practice. Gleave R. and Kermeli E., eds. London: I.B. Tauris, 2001.
30. Kamali M.H. Principles of Islamic Jurisprudence. Revised ed. Cambridge (UK): The Islamic Texts Society, 2000.
31. Khadduri M. Al-Shāfi‘ī’s Risāla: Treatise on the Foundations of Islamic Jurisprudence. Cambridge (UK): Islamic Texts Society, 1999.
32. Makdisi G. Religion, Law and Learning in Classical Islam. Aldershot: Ashgate / Variorum, 1991.
33. Melchert Ch. The Formation of the Sunni Schools of Law, 9th-10th Centuries. Leiden: E.J. Brill, 1997.
34. Motzki H. The Origins of Islamic Jurisprudence: Meccan Fiqh before the Classical Schools. Leiden: E.J. Brill, 2001.
35. Powers D.S. Studies in Qur’an and Hadīth: The Formation of the Law of Inheritance. Berkeley (CA): University of California Press, 1986.
36. Rosen L. The Anthropology of Justice: Law as Culture in Islamic Society. Cambridge (UK): Cambridge University Press, 1989.
37. Schacht J. An Introduction to Islamic Law. Reprint ed. Oxford (UK): Clarendon Press, 1984.
38. Schacht J. The Origins of Muhammadan Jurisprudence. Oxford (UK): Clarendon Press, 1950.
39. Serjeant R.B. Customary and Shari‘ah Law in Arabian Society. Aldershot: Ashgate / Variorum, 1991.
40. Stewart D.J. Islamic Legal Orthodoxy: Twelver Shiite Responses to the Sunni Legal System. Salt Lake City (UT): University of Utah Press, 1998.
41. Studies in Islamic Legal Theory. Weiss B.G., ed. Leiden: E.J. Brill, 2002.
42. Weiss B.G. The Spirit of Islamic Law. Athens (GA): University of Georgia Press, 1998.