Фрагмент для ознакомления
2
Любые попытки совместить конституционный принцип разделения властей и систему Советов потерпели крах, так как теоретическое обоснование необходимости разделения властей входило в противоречие с полновластием партийных и советских структур. Именно поэтому в Конституцию РСФСР 1978 г. были внесены изменения, и принцип разделения властей был закреплен в качестве одной из основополагающих конституционных идей. И, наконец, концепция разделения властей в форме конституционного-правового принципа была закреплена Конституции Российской Федерации 1993 года.
Кроме того, в отношении принципа в его классическом понимании, когда речь идет о трех ветвях власти, есть два противоположных подхода. В президентском подходе разделение властей означает абсолютную изоляцию каждой из трех ветвей власти, когда одна ветвь ни при каких обстоятельствах не может взять на себя функции другой. Именно поэтому в таких системах, например, запрещается сочетание должностей в органах, принадлежащих к различным ветвям власти. Исходя из этой позиции, очевидно, Конституция РФ 1993 года трактует принцип разделения властей в рамках президентского подхода. Об этом свидетельствует ч. 2 ст. 97 Конституции Российской Федерации «одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и местного самоуправления». Закрепление принципа разделения властей в качестве основы для организации государственной власти является важным показателем признания Россией общих демократических ценностей, верховенства закона, правовой гарантией продолжения и углубления демократических реформ.
Конституция Российской Федерации с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года, аккумулировала в себе важные предложения и по расширению полномочий президента, и по усилению прерогативы представительной власти, и по контролю над судебной системой, что позволяет сделать государство действительно сильным.
Новая редакция Конституции оперирует понятием публичной власти, призванным подчеркнуть единство властной вертикали «центр — субъекты федерации — органы местного самоуправления». [2] В частности, в результате конституционной реформы были скорректированы предметы ведения Российской Федерации. К исключительному ведению федерации относится организация публичной власти, что подчеркивает единоличный контроль центра за формированием и функционированием вертикали. Понятие публичной власти также используется как интегрирующее в рамках вертикали управления в условиях государства федеративного типа. Так, в ч. 3 ст. 132 Конституции теперь указывается, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории [3].
Государственная Дума теперь получает право утверждать по представлению Президента РФ Председателя Правительства РФ, его заместителей и большую часть федеральных министров. Конституционные полномочия, связанные с влиянием на исполнительную ветвь власти, усиливают парламент, и по мере развития многопартийности и совершенствования электорального процесса возможность оказывать влияние на персональный состав Правительства укрепит роль и значение Государственной Думы во внутриполитическом процессе и повысит роль данной палаты парламента в системе разделения властей [4].
Процессы подготовки важных конституционных изменений вовлекли общество в процесс законотворчества. Государство запустило механизм трансформации политической системы, который, возможно, уже привел к появлению новых партий и лидеров, способных на качественный прорыв во всех сферах жизнедеятельности, что продемонстрируют парламентские выборы 17—19 сентября 2021 года.
Необходимо выстраивание партнерских отношений между властью и обществом, где общество, прежде всего, будет выступать в роли партнера и ставить задачи для реального исполнения через механизмы государственного управления. Соответственно, посредником между ними выступят политические партии в лице политических лидеров, общественное мнение может быть реализовано с учетом существующих экономических и политических возможностей государства [5].
Мировой опыт показывает, что внутриэлитная структура и уровень социально-политической активности населения являются определяющими в процессе политической трансформации. Полем, на котором происходит взаимодействие этих групп, является политико-административная система — система реализации политических решений, где осуществляется организация (политическое администрирование) процесса предоставления услуг населению. Таким образом, государственная бюрократия вновь перемещается в центр политической системы.
1.2 Парламентские выборы 2021 года как индикатор активности региональных партий
Выработка российской политики в настоящее время во все большей степени опирается на общественное мнение, которое выступает в качестве «всепроникающей и динамической силы» [6]. Все больше людей стали понимать, что «влияние на умы, формирование сознания — более глубокая и устойчивая форма доминирования, нежели власть над телом посредством устрашения или насилия» [7, с. 9]. В системе разделения властей главенствующие позиции занимает парламент. Высший законодательный орган представляет интересы граждан страны и издает законопроекты. Выборы в парламент — это, своего рода, индикатор настроений в социуме. Они выражаются в разнонаправленных политических партиях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Слинько Е. А. Истоки и предпосылки разделения властей в контексте системного подхода / Е. А. Слинько, И. Э. Власова // Теории и проблемы политических исследований. — 2020. — Т 8. № 1А. — С. 136—142.
2. Бухвальд Е. М. Конституционные изменения и новый этап развития российского федерализма / Е. М. Бухвальд // Федерализм. — 2021. — Т. 26. 1 1 (Id). — С. 44—61.
3. Бухвальд Е. М. Новые горизонты преобразований в местном самоуправлении России / Е. М. Бухвальд // Самоуправление. — 2021. — N 5 (122). — С. 13-16.
4. Грудинин Н. С. Перспективы укрепления системы разделения властей в России в свете конституционной реформы 2020 г. / Н. С. Грудинин // Вєстник Московского университета МВД России. — 2021. — № 5. — С. 43—45.
5. Слинько А. А. Сильное государство, сильные регионы и консолидация политического опыта / А. А. Слинько, В. С. Брылев // Регион: системы, экономика, управление. — 2022. — № 1 (52). — С. 212—217.
6. Брум Г. Общественность и ее мнение [Электронный ресурс] / Г. Брум // Элитариум. — 2021. — 17 ноября. — URL: http://www.elitarium. ru/obshhestvennost_i_ee_mnenie/
7. Кастельс М. Власть коммуникации / М. Кастельс. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 564 с.
8. Слинько А. А. Поиски новой модели политического участия в регионах: праймериз «Единой России» и политические процессы в Европе / А. А. Слинько, Е. О. Дякина // Регион: системы, экономика, управление. — 2021. — № 2 (53). — С. 87—92.
9. Выборы в Госдуму 2021: кто победит? Рейтинг партий по результатам опросов ВЦИОМ. Мнение экспертов. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.9111.ru/questions/7777777771524154/
10. Особенности конкуренции-2021: итоги выдвижения и регистрации кандидатов и партийных списков на региональных и федеральных выборах 19.09.2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://liberal.ru/reports/ osobennosti-konkurenczii-2021-itogi-vydvizheniya- i-registraczii-kandidatov-i-partijnyh-spiskov-na- regionalnyh-i-federalnyh-vyborah-10-05-2022
11. Преображенский Б. Г. Государственное управление: развитие кадрового потенциала и трансформация функций : монография / Б. Г. Преображенский. — Воронеж : ИПЦ «Научная книга», 2020. — 140 с.