Фрагмент для ознакомления
2
Конечно, практика каждого педагога уникальна, но большинство учителей отдают предпочтение упражнениям. Причем упражнения должны быть систематическими и длительными. Беседа, показ и упражнение становятся постоянными формами работы с детьми, которые со временем обогащаются игровыми моментами и инсценировками [9].
Занятие по изучению правил поведения за столом сопровождается показом, упражнениями. Изучение правил уличного движения лучше получается в игровой форме, а занятия о внимательности и предупредительности на улице можно составить в виде беседы.
Каждое направление в общей культуре поведения ребенка включает в себя небольшое количество элементарных правил. Некоторые правила повторяются каждое занятие: например, умение пропускать вперед девочек отрабатывается как на занятии «Поведение в театре», так и на занятии «Правила поведения на школьном утреннике»; умение пользоваться столовым прибором - на занятиях «Поведение за столом» и «В гостях». Эти повторения полезны тем, что закрепляют уже знакомые правила.
Мышление детей младшего школьного возраста отличается конкретностью и образностью, поэтому от учителя требуется подготовка средств наглядности.
Усвоение конкретного правила происходит в рамках определенной ситуации, в которой оно применяется.
Сначала это ситуация класса, школы, которая в наибольшей степени подконтрольна учителю и в которой он прежде всего должен научить ребенка правильно действовать.
Затем, работая в контакте с родителями, учитель знакомит детей с правилами культуры поведения дома, на улице и в общественных местах. Постепенное расширение конкретных ситуаций, в которых детям надо соблюдать определенные правила, позволяет приучить их к выполнению правил культурного поведения при различных обстоятельствах.
Выводы по первой главе
В первой главе курсовой работы были сделаны следующие выводы:
1. Под культурой поведения можно понимать набор поведенческих проявлений личности, которые так или иначе формируются и развиваются в процессе социализации, в зависимости от той обстановки, в которой личность существует и функционирует. Только значимое лицо может оказать эффективное влияние на формирование культуры поведения развивающейся личности. Это могут быть как родители или педагоги, так и сверстники, которые завоевали авторитет у малой группы.
2. Культура поведения современных детей воспитывается на социальной основе, опирающейся на формирование определенных нравственных качеств любого человека. К подобным качествам можно отнести чуткость, доброжелательность, коллективизм, справедливость, отзывчивость.
3. Успешность педагогической работы по воспитанию у младших школьников культуры поведения зависит и от того, какие ресурсы при этом использует учитель. Средства и методы работы всегда влияют на её конечный результат. На современном этапе развития школьной образовательной системы каждый педагог в начальных классах может выделить время на систематические занятия по формированию культуры поведения посредством классных часов, или внеурочной деятельности.
Глава 2. Исследование процесса формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности
2.1. Организация исследования уровня сформированности культуры поведения у младших школьников
Цель эмпирического исследования: выявить уровень сформированности культуры поведения у детей младшего школьного возраста.
Задачи эмпирического исследования:
1) подобрать экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ);
2) подобрать методику диагностики уровня сформированности культуры поведения у детей младшего школьного возраста и провести с её помощью констатирующий эксперимент в ЭГ и КГ;
3) организовать формирующий эксперимент по повышению уровня сформированности культуры поведения у детей младшего школьного возраста в ЭГ;
4) провести контрольную диагностику уровня сформированности культуры поведения у детей младшего школьного возраста по ранее использованной методике в ЭГ и КГ;
5) проанализировать результаты исследования и сделать выводы.
Исследование проводилось поэтапно:
1) подбор ЭГ и КГ, диагностической методики;
2) констатирующий эксперимент;
3) формирующий эксперимент;
4) контрольный экспеимент.
Для проведения исследования была скомплектована экспериментальная группа из 10 человек 2 «А» класса МКОУ «СОШ №_», города __.
Данное исследование предполагает формирующий эксперимент, поэтому требуется контрольная группа младших школьников. Для этого была скомплектована контрольная группа из 10 человек 2 «Б» класса МКОУ «СОШ №_», города __. В ЭГ будет проводиться формирующий эксперимент по повышению сформированности культуры поведения, а КГ будет заниматься по привычной программе. Выводы об эффективности предложенного нами цикла занятий по повышению уровня сформированности культуры поведения будут сделаны в сравнении результатов контрольной диагностики КГ и ЭГ.
С целью выявления уровня сформированности культуры поведения детей используется диагностическая методика в виде индивидуальной беседы. Каждому ребенку предлагается выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Коли, который также ходит в школу. В рассказе содержится 4 ситуации. Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Коли [5].
Диагностический материал:
1) Мальчику Коле 4 года, он ходит в такую же школу, как и ты. По утрам Коля берет с собой портфель, и мама провожает его до школы. Сегодня мама привела Колю в школу, а сама ушла на работу. Коля вошел в группу – а там не Елена Викторовна, которая давно работает в классе, а какая-то новая учительница. Коля не знал, как ее зовут, и поэтому не стал здороваться, а сразу пошел за парту.
2) На перемене Саша – друг Коли, увидел у него в руках новую игрушку и вежливо попросил дать посмотреть ее. Коля решил, что Саша может сломать игрушку, и поэтому отвернулся от него и не дал посмотреть. Саша обиделся, а Коля пошел играть с другими мальчиками.
3) За обедом в столовой ребята кушали творожную запеканку, Коля вертелся за столом и опрокинул Катин стакан с молоком на стол. Учительница поругала Колю за то, что он вертелся, поэтому и пролил молоко
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Бобков Ф.А., Марьенко И.С. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. – М.: Просвещение. – 1982. – 159 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000023/index.shtml
2) Валиева Ф.Г. Формирование навыков культуры поведения у детей младшего школьного возраста. – Киберленика. – 2009. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-kultury-povedeniya-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-narusheniem-zreniya
3) Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. – СПб.: Питер. - 2012. – 304 с.
4) Воронина Н.Н. Формирование культуры поведения младших школьников. – Социальная сеть работников образования. – 2012. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/04/07/formirovanie-kultury-povedeniya-mladshikh
5) Выявление исходного уровня сформированности культуры поведения у детей младшего школьного возраста. – Deal Education. Новая педагогика. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dealeducation.ru/gowems-1484-1.html
6) Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России. - 2013. – 512 с.
7) Карсакова О.А. Формирование культуры поведения младших школьников в условиях школы-интерната. – Автореф. диссерт. – 2007. – 171 с. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kultury-povedeniya-mladshikh-shkolnikov-v-usloviyakh-shkoly-internata
8) Крупская Н.К. О школьном воспитании. – М.: Педагогика. – 1973. – 302 с.
9) Меркурьева Т.С. Воспитание культуры поведения детей младшего школьного возраста через занятия по этикету на ГПД. – Фестиваль «Открытый урок». – 1 сентября. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/538816/
10) Нетребина В.В. Методы и средства воспитания культуры поведения младших школьников. – Социальная сеть работников образования. – 2013. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/11/17/metody-i-sredstva-vospitaniya-kultury-povedeniya
11) Палунина Ю.А. Воспитание культуры поведения младших школьников. – В помощь учителю и менеджеру школы. – 2016. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://pedsovet.pro/index.php?option=com_content&view=article&id=233:vospitanie-kulturi-povedeniya-mladshih-shkolnikov&catid=78:educational-work
12) Пузина Т.А. Воспитание культуры поведения младших школьников. – Социальная сеть работников образования. – 2014. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/02/22/vospitanie-kultury-povedeniya-mladshikh-shkolnikov
13) Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М: НИИ школьных технологий. - 2006. – 816 с.
14) Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
15) Талызина Н.Ф. Педагогическая психология учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.koob.ru/talizina_n_f/ped_psihologiya
16) Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – Т 1. – М.: Педагогика. – 1974. – 584 с.
17) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) . - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922Федеральный Закон «Об образовании» № 273 от 29.12.2012. – 126 с.
18) Шадриков В.Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах. – М.: Логос. - 2011. – 232 с.
19) Шемякина Е.В. Внеурочная деятельность по ФГОС в основной школе. – Фестиваль «Открытый урок». – 1 сентября. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/657336/
20) Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М.: Педагогика. – 1984. – 318 с.