Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в теории и практике дошкольного воспитания происходят значительные изменения, которые направлены на обновление и совершенствование учебно-воспитательного процесса. Одна из задач детского сада – подготовка детей к школе. Необходимо готовить ребенка к школе на протяжении всего дошкольного детства, заботясь, прежде всего, о развитии познавательных психических процессов, творческого мышления, памяти, внимания, развитии мелкой моторики руки.
Как правильно подготовить руку ребёнка к школе? Этот вопрос волнует многих педагогов.
Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, данные физиологов и психологов последних лет подтверждают, что у детей 6-7 лет несовершенна координация движений рук. Тренировка движений пальцев кисти рук является важнейшим фактором подготовки руки к письму, способствующим улучшению артикуляционных движений, стимулирующим речевое развитие ребёнка и мощным средством повышающим работоспособность коры головного мозга.
Насколько трудно протекает становление у дошкольников (особенно шестилетних) умения писать разборчиво, ровно с соблюдением пропорций, одинакового наклона и т.д. Для того чтобы научиться более умело управлять этим процессом, необходимо хорошо представить себе, во-первых, те трудности, которые испытывают дети, а во-вторых, порождающие их причины [10].
Подготовка руки к письму – одна из важнейших составляющих дошкольного обучения. Многие родители не уделяют этому аспекту достаточно внимания или не знают, как начать двигаться в этом направлении. В результате в школе у ребенка могут возникнуть трудности, связанные с письмом, такие как неуверенный или неаккуратный почерк, медлительность. Подобных проблем можно избежать, если заниматься подготовкой руки к письму в дошкольном возрасте.
Над данной проблемой работали такие известные педагоги как: Н.А. Федосова, Н. Баренцева, А. Роговин, Цвынтарный В.В., Е. Карельская, Е.А. Нефедова, О.В. Уварова и др.
Актуальность обусловила выбор темы исследования.
Цель исследования – рассмотреть теоретические и методические аспекты подготовки руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму.
Объект исследования: процесс подготовки руки ребенка.
Предмет исследования: подготовка руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть характеристику понятия готовности руки к письму.
2. Изучить особенности развития письма у старших дошкольников.
3. Ознакомиться с методикой подготовки руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; сравнение; обобщение.
Практическая значимость: рассмотренные теоретические и методические аспекты по подготовки руки к письму старшего дошкольного возраста может быть использован в практике педагогов ДОО, педагога- психолога, а также родителей старших дошкольников, что позволит дополнить организуемую целенаправленную работу по подготовке детей к школе.
Курсовая работа состоит из ведения, двух глав, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы подготовки руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму
1.1.Характеристика понятия готовности руки к письму
Вся история развития человечества доказывает то, что движения руки тесно связаны с речью.
Различные авторы по разному трактуют понятие письмо.
В психологической литературе письмо - это сложный
процесс, характеризующийся соотношением речевых звуков,
воспринимаемых на слух, букв, видимых зрением, и производимых
человеком речедвижений.
По мнению Л.С.Цветковой, письменная речь и, в частности, один из ее видов – письмо – это сложный психический процесс. Письмо имеет много особенностей, одной из которых является его более позднее появление в психической сфере человека.
В словаре русского языка понятие письмо трактуется как умение писать.
В своей работе мы будем придерживаться понятия письмо как сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
Итак, письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако и в дошкольные годы в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому процессу и облегчить будущему первоклашке процесс овладения письмом.
Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, необходимо создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости [6].
В исследованиях различных авторов навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма» (Н.А.Агаркова, М.М.Безруких, О.Б.Иншакова, Р.Д.Тригер, Н.С.Пантина, О.С.Филиппова и др.). Понятие «графический навык» вбирает все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Ворошнина Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу: практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2019.
3. Венгер Л. А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопр. психол. 1983. № 2. С. 43 50.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. -- М.: Педагогика, 1983. - 368 с.,
5. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 425 с.
6. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет. Сценарии образовательной деятельности. - М.: Вентана-Граф, 2012. – 96 с.
7. Жукова, О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание, 2011. - №11. –С. 12-15.
8. Илюхина В.А. Готовим руку к письму и учимся писать красиво / В.А. Илюхина, И.В. Илюхина. – М.: Дрофа, Астель, 2017. – 96 с.
9. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.
10. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н и Запорожца А.В -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
11. Матвеева Л. Н. Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму / Л. Н. Матвеева, Е. М. Галкина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 15 (149). - С. 604-607.
12. На пороге школы. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет по программе «Радуга» / Сост Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2002. – с. 41-95
13. Нижегородцева Н.В, Шадрикова. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе.- М.: «Владос», 2001.-256с.
14. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - 335 с.
15. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркина И.Т., Щербина С.В. - Ярославль: «Академия», 1997.- 56с.
16. Система работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста : практические разработки / сост. М. П. Быкова. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2009. - 112 с.
17. Сиротюк Л.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001.
18. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - М.: Знание, 1978 –с.96 .
19. Тонкова Ю. М. Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). ‒ М.: Буки-Веди, 2012. ‒ С. 137–139.
20. Чудакова А. О подготовке руки к письму // Дошкольное воспитание. – 2005. - №9. – С. 29.
21. Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ред.–сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стереотипное. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.