Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В период дошкольного детства у ребенка развивается речь, мышление, память, воображение, фантазия, творческие способности, ценности, нормы поведения в обществе, мелкая и крупная моторика. На данном возрастном этапе у ребенка происходит становление познавательных процессов, особое место среди которых занимает сенсорное развитие.
«Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе» [13, с. 36]. Значение сенсорного развития в жизни дошкольника велико, именно в этом возрасте происходит совершенствование деятельности органов чувств, накапливаются представления об окружающем мире.
Актуальность исследования сенсорного развития заключается в том, человек с рождения начинает познавать окружающий мир, это происходит с помощью ощущений (познает определенные свойства предметов, которые воздействуют на его органы чувств) и восприятия (процесс отражения многих признаков предмета, с которыми он соприкасается). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием цветов, красок, форм, величин, это могут игрушки, предметы домашнего обихода, он знакомиться с произведениями искусства, музыкой, живописью, скульптурой. С первых этапов жизни ребенка окружает природа с её многообразием цветов, запахов, шумов. Каждый ребенок может все это воспринимать без целенаправленного воспитания, но если это усвоение происходит стихийно, без целенаправленного руководства взрослого, то оно оказывается поверхностным и неполноценным. Поэтому возникает необходимость целенаправленного сенсорного развития детей дошкольного возраста для освоения культурных эталонов и психологических способов обработки сенсорной информации.
Проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста нашла отражение в психолого-педагогических исследованиях. В частности, З.М. Богуславская, Л.С. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.А. Катаева, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова выяснили, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий.
А.В. Запорожец доказал, что через усвоение систем сенсорных эталонов происходит присвоение индивидом общественного сенсорного опыта [9]. Указанные исследования позволили выдвинуть проблему сенсорно-перцептивного развития детей на приоритетное место. Особый пласт научных работ посвящен сенсорному воспитанию, которое неразрывно связано с развитием сенсорной сферы детей. Так, Я.А. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, И. Песталоцци разработали подходы и методики для сенсорного воспитания дошкольников. Но проблема сенсорного воспитания не является до конца решенной, её продолжают изучать и исследовать и в настоящее время.
Актуальность изучаемой проблемы, ее недостаточная разработанность позволили определить тему исследования: «Особенности восприятия у детей».
Цель исследования – изучить особенности восприятия у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития восприятия детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «восприятие» в психолого-педагогической литературе;
2. Описать особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста;
3. Выявить уровень развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста;
4. Описать методические условия развития восприятия у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Методы исследования:
- теоретические - анализ научной и методической литературы, синтез, сравнение, обобщение;
- эмпирические – тестирование, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных ученых: Л.С. Венгер, А.В. Запорожец, О. С. Жукова, С. А, Козлова и др.
База исследования:
В эксперименте приняли участие 24 ребенка в возрасте 5-6 лет.
В работе были использованы следующие методики:
- методика «Изучение восприятия цвета»;
- методика «Разрезные картинки»;
- методика «Коробочки».
Практическая значимость данной курсовой работы усматривается в в возможности продолжения работы в рамках апробации предложенных игр на развитие восприятия у детей дошкольного возраста.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
1 Теоретическая часть
1.1. Исследование проблемы развития восприятия в трудах отечественных педагогов и психологов
Понятия «восприятие» является объектом многочисленных исследований психологии, педагогики. Проблема развития восприятия проанализирована в многочисленных исследованиях и широко представлена в зарубежной и отечественной психолого-педагогической и дефектологической литературе. Вместе с тем, данные вопросы остаются актуальными и востребованными и в настоящее время [20, c. 197]. Наша жизнь – это процесс постоянного и активного взаимодействия с окружающей средой, которое невозможно без сложных и совершенных органов чувств. Человек воспринимает и познает окружающий мир с помощью осязания, обоняния, вкуса, слуха и зрения. Однако значение их далеко не одинаково.
В настоящее время в психолого-педагогической литературе существуют разные варианты определения понятия «восприятие» [10, с. 350]:
отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств;
целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств;
психический процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта;
психический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств предмета или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы).
Несмотря на некоторые различия, во всех определениях можно заметить, что восприятие рассматривается исследователями в качестве результата деятельности системы анализаторов, возникающего на основе ощущений. Это активный процесс предметного усвоения и отражения окружающей действительности. Особенности многомерной иерархии данного системного образования обусловлены включением в процесс ощущений, в определенной мере процессов внимания, мышления, памяти, а иногда эмоциональных и других компонентов.
Понятие о сенсорном развитии может быть выделено в сопоставлении со сходным понятием о сенсорном воспитании.
Содержание термина сенсорное воспитание раскрывается А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяковым как педагогическая деятельность, ориентированная на совершенствовании сенсорных процессов.
Методологической основой отечественной теории сенсорного воспитания XX века исследователи Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов представляли как формирование систем перцептивных действий и сенсорных эталонов основанных на познавательной и практической деятельности детей.
Л.А. Венгер предложил формировать перцептивные действия (компоненты восприятия) в период детства с применением индивидуально ситуативных средств, обосновывая тем, что они являются основой развития сенсорной культуры дошкольников [4, c. 55].
Ю. М. Хохрякова трактует сенсорное воспитание как целенаправленный, логически выстроенный, содержательно наполненный, диагностируемый, результативный, индивидуализированный педагогический процесс, обеспечивающий формирование сенсорной культуры [цит по 1, с. 18]. Однако, если разложить содержание данного понятия по компонентам, то можно отметить, что автор раскрывает одно понятие в другом, что затрудняет восприятие термина сенсорного воспитания детей.
Продуктом восприятия является образ предмета. Образ восприятия – это всегда целостный образ предмета, он весьма субъективен, это не копия или фотография действительности. В образ восприятия многое привносится личным сознанием, опытом человека (30-80 %). Восприятие включает прошлый опыт личности в виде представлений и знаний. Если ощущение – это автоматически осуществляемый процесс, то восприятие – процесс целенаправленный, сознательно предпринимаемый человеком, связанный с деятельностью [2].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алимова, С. В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста / С. В. Алимова, О. В. Юдаева // Педагогика : традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 18-20. - Библиогр.: с. 20. – Текст : непосредственный.
2. Балясная, Л. В. Сенсорное развитие детей в дошкольном возрасте. / Л. В. Балянская // Новостной образовательный портал «Образование сегодня» URL: http://lomonpansion.com/articles_2_3593.html (дата обращения 01.12.2018). – Текст : электронный.
3. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет : Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М. : Просвещение, 1988. – 144 с. : ил. – Библиогр.: с. 139-143. – Текст : непосредственный.
4. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников : Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова, Л. И. Сысуева. — М. : Просвещение, 1978. – 95 с. : ил. – Библиогр.: с. 93-96. - Текст : непосредственный.
5. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с. : ил. – Библиогр.: с.998-1003. - Текст : непосредственный.
6. Мухина, В. С. Детская психология : Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / В. С. Мухина ; под ред. Л. А. Венгер. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1985. - 272 с. : ил. – Библиогр.: с. 269-272. - Текст : непосредственный.
7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. –315 с. : ил. – Библиогр.: с. 313-315. - Текст : непосредственный.
8. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольников. - М.: Педагогика, 2007. - 108 с. : ил. – Библиогр.: с. 188-197. - - Текст : непосредственный.
9. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – М. : Директ-Медиа, 2008. – 128 с. : ил. – Библиогр.: с. 126-128. – Текст : непосредственный.
10. Жукова, О. С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника / О. С. Жукова, А. С. Герасимова, В. Г. Кузнецова. — СПб. : Издательский Дом «Нева», 2005. — 352 с. : цв. ил . Библиогр.: с. 349-352. – Текст : непосредственный.
11. Кобель, Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста/ Г. Н. Кобель // Молодой ученый. - 2016. - №6. – С. 779-783. – Библиогр.: с. 783. – Текст : непосредственный.
12. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 6-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 416 с. – Библиогр.: с. 414-416. - Текст : непосредственный.
13. Мелехина, И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста / И. В. Мелехина // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб. : Заневская площадь, 2014. — С. 136-139. – Библиогр.: с. 139. - Текст : непосредственный.
14. Осницкий, А. Это удивительное восприятие… Записки психолога / А. Осницкий // Семья и школа. – 2014. – № 2. – С. 15 - 18. - Библиогр.: с.18. – Текст : непосредственный.
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2003. - 713 с. – Библиогр.: с. 710-713. - – Текст : непосредственный.
16. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование» / Е. О. Смирнова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с. – Библиогр.: с. 116-119. – Текст : непосредственный.
17. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. ‒ 14‒ е изд. – Ростов ‒ на ‒ Дону : Феникс, 2015. ‒ 671с. – Библиогр.: с.449-455. - Текст : непосредственный.
18. Фурман, В. В. Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №22.4. — С. 52- 59. – Библиогр.: с. 59. – Текст : непосредственный.
19. Якобсон, С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. — М. : Дрофа, 2006. — 176 с. : ил. – Библиогр.: с. 174-176. - Текст : непосредственный.
20. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин; под ред. В.В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М., 1989. – 560 с. : ил. – Библиогр.: с. 554-560. – Текст : непосредственный.