Фрагмент для ознакомления
2
Социальная защита населения в широком смысле слова – это совокупность социально–экономических мероприятий, проводимых государством и обществом, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуации риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований [14, c. 54].
На сегодняшний день социальная защита населения играет не только роль социальной помощи бедным, но и служит неким противовесом быстро растущему материальному неравенству. Весомой проблемой становится защита наибольшего населения от развивающегося обнищания. Для достижения улучшения социального обеспечения необходимо:
Дать характеристику и функции социального обеспечения в нынешних условиях, установить его функции и определить классификацию основных видов социального обеспечения.
Определить значение социального обеспечения для различных групп населения.
Провести анализ технологии социального обеспечения.
Обозначить рекомендации по улучшению технологии социального обеспечения и определить основные приоритеты социальной политики.
Основными элементами социальной защиты населения являются гуманность, комплексность, социальная справедливость, обеспечение прав и свобод личности. Социальная защита граждан организовывается за счет местного и федерального бюджетов, специальных фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов [12, c. 61].
На текущем этапе система социальной защиты населения включает в себя:
1. Социальное обеспечение.
2. Социальную помощь.
3. Социальное страхование.
Территориальная организация социальной сферы – это совокупность процессов или действий по размещению ее объектов. При этом формируются социальные пространственные структуры, тесно связанные со структурами производственными. Формирование территориальной структуры социальной сферы сложный и, как правило, длительный процесс, развивающийся под воздействием многочисленных факторов, которые могут быть объединены в три группы: природные, населенческие, экономические.
В текущих экономических условиях принимаются меры, смягчающие отрицательные последствия падения уровня жизни и частично компенсируются потери наиболее нуждающимся группам населения. Создаются механизмы социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, граждан, потерявших работу, инвалидов и иных категорий населения. Однако, многие льготы, социальные выплаты, компенсации и пособия осуществляются нередко, не учитывая материальное положение семей и реальных возможностей людей обеспечить свое благополучие. В результате сокращается возможность оказания помощи тем, кто в ней действительно нуждается.
Усовершенствование методов социального обеспечения урегулирует отношения по социальному обеспечению. Радикальной перестройки структуры социального обеспечения осуществить невозможно, однако возможно попытаться адаптировать уже существующие методы социального обеспечения к новым условиям и заложить в их основу положительные тенденции развития систем социального обеспечения за рубежом.
Оказание социального обеспечения является механизмом, который направлен на поддержание достойного уровня жизни граждан Российской Федерации, именно это заложено в Конституции РФ. Необходимо совершенствовать методы социального обеспечения и адаптировать зарубежный опыт к действительности в России, прежде всего для того, чтобы повысить уровень обеспеченности граждан и вследствие этого возрастет стабильность в обществе.
1.2. Организационные основы системы здравоохранения
Медицинская деятельность понимается как «профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях».
Для того, чтобы более четко понимать, какие организации вправе оказывать медицинскую помощь, осуществлять медицинскую деятельность, дается также определение медицинской организации – «это юридическое лицо независимо от организационно–правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности» [15, c. 93].
Положения Федерального закона № 323–ФЗ, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно–правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.
К медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
К видам медицинской помощи относятся:
1) первичная медико–санитарная помощь;
2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
4) паллиативная медицинская помощь.
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Формами оказания медицинской помощи являются:
1) экстренная медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
2) неотложная медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
3) плановая медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что здравоохранение – это отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, а также сохранение и повышение уровня здоровья.
Организационную основу оказания медицинской помощи гражданам
российской федерации определяет нормативноправовая база в области
здравоохранения.
Изучив теоретическую базу системы здравоохранения, можно сделать вывод, что это система является совокупностью единиц участвующих в
деятельности сферы здравоохранения, и функционирующих в целях сохранения и укрепления здоровья граждан. В эти единицы входят:
федеральные органы управления здравоохранением;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
органы местного самоуправления, а так же подведомственных им
организаций;
субъекты частной медицинской практики и частной фармацевтической деятельности.
В соответствии сп. 2 ст. 41 Конституции РФ, ст. 1214 Основ
законодательства РФ об охране здоровья граждан, в РФ выделяют три системы здравоохранения: государственная; муниципальная; частная.
Государственная система здравоохранения включает в себя ряд
следующих учреждений: федеральные органы исполнительной власти в области
здравоохранения; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения; Российская академия медицинских наук; лечебнопрофилактические, научноисследовательские,
образовательные, аптечные, санитарно–профилактические учреждения, находящиеся в государственной собственности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: основной закон РФ от 12.12.1993 (ред. от 14.03.2020) Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
2. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326–ФЗ Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323–ФЗ Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (с изменениями на 8 июня 2020 года) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323–ФЗ. Режим доступа: http://base.garant.ru/12191967/, свободный.
5. О внесении изменений в Федеральный закон Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 03.07.2016 № 286–ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
6. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 06.06.2019 г. № 254 Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44326, свободный.
7. О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 08.12.2017 г. № 1492. Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
8. О стратегии социально–экономического развития Свердловской области на 2016 – 2030 годы [Электронный ресурс]: закон Свердловской области от 21.12.2015 г. № 151–ОЗ. – Режим доступа: http://strategy2030.midural.ru/, свободный.
9. Распоряжение Министерства здравоохранения Московской области от 05.03.2021 № 39–Р "О формировании заявки (потребности) на лекарственные препараты, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания для детей–инвалидов, предназначенные для лечения в амбулаторных условиях отдельных категорий граждан в 2022 году за счет средств федерального, регионального бюджетов" [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://mz.mosreg.ru/dokumenty/normotvorchestvo/rasporyaditelnye–dokumenty–ministerstva/09–03–2021–10–45–17–rasporyazhenie–ministerstva–zdravookhraneniya–mosk, свободный.
10. Акылбеков, М.Ж. Внедрение системы обязательного социального медицинского страхования: путь улучшение системы финансирования и управления в здравоохранении [Текст] / М.Ж. Акылбеков // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2017. – № 6–2. – С. 19–23.
11. Баженов, А. М. Социология здравоохранения : учебник и практикум для вузов / А. М. Баженов. — 2–е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 225 с.
12. Банин, С.А. Справедливое финансирование – главная цель функционирования системы здравоохранения [Текст] / С.А. Банин // Инновационное развитие экономики. – 2017. – № 4. – С. 129–135.
13. Бородинова, И.А. Проблемы финансирования сферы здравоохранения в Российской Федерации [Текст] / И.А. Бородинова // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 3. – С. 139–141.
14. Вишняков, Н.И. Общественное здоровье и здравоохранение [Текст] / Вишняков Н.И., Гусев О.А., Кочорова Л.В. Е.Н. Пеногина, С.Н.Пузин. – Медпрессинформ. – 2018. – 880 с.
15. Власова, О.В. Совершенствование финансового обеспечения учреждения здравоохранения на основе внедрения платных медицинских услуг [Текст] / О.В. Власова // Региональный вестник. 2018. № 1. С. 3436.
16. Дерябин, А.В. Исследование структуры финансовых ресурсов учреждения здравоохранения [Текст] / А.В. Дерябин, А.В. Дерябина, А.С. Ерохин // Корпоративная экономика. 2018. № 1. С. 43–48.
17. Костина, В.В. Государственное финансирование системы здравоохранения в современной России [Текст] / В.В. Костина // Вестник современных исследований. 2017. № 7–1. С. 203–210.
18. Ованесян, Н.М. Современная система финансирования отечественного здравоохранения в условиях кризиса: управление отраслью [Текст] / Н.М. Ованесян, Е.А. Мидлер, О.В. Саенко // Экономика и предпринимательство. 2017. № 7. С. 926–930.
19. Пучкова, В.В. Конституционно–правовое регулирование системы здравоохранения в РФ [Текст] / В.В. Пучкова // Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7. № 4. С. 47–56.
20. Столяров, С. А. Менеджмент в здравоохранении : учебник для вузов / С. А. Столяров. — 2–е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 764 с.
21. Столяров, С. А. Экономика и управление в здравоохранении : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. А. Столяров. — 2–е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 383 с.
22. Старостенко, В.К. Системы регулирования здравоохранения на муниципальном уровне [Текст] / В.К. Старостенко, С.В. Кириллова // Актуальные проблемы медицины и биологии. – 2018. – Т. 1. – № 1. – С. 69–71.
23. Экономика и управление в здравоохранении : учебник и практикум для вузов / А. В. Решетников, Н. Г. Шамшурина, В. И. Шамшурин, К. Э. Соболев ; под общей редакцией А. В. Решетникова. — 3–е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 316 с.
24. Министерство здравоохранения Российской Федерации:
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru/, свободный.
25. Министерство здравоохранения Московской области:
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mz.mosreg.ru/, свободный.
26. Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского образования [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.ffoms.gov.ru/, свободный.
27. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Московской области: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mosstat.gks.ru/, свободный.