Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время достаточно актуальной темой является тема взаимосвязи психологических феноменов «локус контроля» и «мотивация достижения». Современный прогресс и повышение престижа образования
ставят человека перед необходимостью достижения определённого уровня
успешности в ситуациях, связанных с учебным соревнованием, объективной оценкой, конкурсным отбором и др.
Учет психологических особенностей школьников, таких как преобладающий локус контроля или особенности мотивации, делают процесс обучения более легким и индивидуализированным. Правильное понимание подобных взаимосвязей способствуют включению школьников в учебно-воспитательный процесс. Понятие «локус контроля» было введено в психологию американским психологом Дж. Роттером в 1954 году. Под локусом контроля он понимал склонность, приписывать свои успехи или неудачи, каким либо внутренним, или внешним факторам. На основе жизненного опыта человек постепенно формирует определенную систему ценностей и ожиданий определенного подкрепления.
Существуют индивидуальные различия, которые зависят от того, на кого люди возлагают ответственность за происходящее с ними. Самооценка субъекта может зависеть от многих факторов. Прежде всего – это оценка личностью самой себя и своих возможностей. Самооценка определяет место субъекта среди других людей. Можно с уверенностью говорить о том, что самооценка сказывается на становлении личности школьника, в том числе на эффективности его деятельности. В этом заключается актуальность исследования.
Цель исследования: изучить влияние самооценки и типа локуса контроля на учебную мотивацию школьников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что самооценка и тип локуса контроля будут оказывать влияние на учебную мотивацию школьников.
Объект исследования: влияние самооценки и локуса контроля на учебную мотивацию школьников.
Предмет исследования: учебная мотивация школьников.
Задачи:
1.Дать определение понятиям самооценка и учебная мотивация школьников.
2.Дать характеристику локусу контроля и типу локуса контроля школьников.
3.Представить программу эмпирического исследования.
4.Провести анализ результатов исследования и сделать выводы.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, диагностика, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1: Теоретические основы влияния самооценки и типа локуса контроля на учебную мотивацию школьников
1.1. Определение понятий самооценка и учебная мотивация школьников
Проблема школьной мотивации остается всегда актуальной. Она рассматривается как позитивный фактор при обучении субъекта. Учебная мотивация всегда повышает уровень мотивации достижения, какого либо заданного результата. Школьники, ориентированные на достижение успеха в учебе и в жизни, способны ставить перед собой реальные цели и определять пути их достижения. Если субъект мотивирован, он действует строго в заданном направлении, невзирая на сложности и неудачи. Учащиеся, ориентированные на избегание неудач, не только будут долго колебаться при принятии решений, но в итоге, либо определят для себя цель из области недостижимых, либо предпочтут добиться легкого успеха. Это во многом зависит от того, насколько объективна самооценка школьника и насколько он, в состоянии нести ответственность за свои решения и действия [10].
Проблемами учебной мотивации занимались исследователи Е.П. Ильин, И.Н. Кон, И.Ю. Кулагина и др. Успешность или не успешность деятельности субъекта зависит от представлений им своих возможностей. Успех и неудача всегда оказывают влияние на самооценку личности. Точно также, самооценка влияет на поведение и действия личности. Уровень самооценки школьника не является первопричиной школьных успехов. Но по признакам того, какая самооценка преобладает у человека, можно делать вывод о том, каков уровень его учебной мотивации. Можно говорить о том, что мотивация является промежуточным аспектом между самооценкой субъекта и его поступками. Действиями и поведением. Исследователи под самооценкой понимают различные психические процессы, протекающие у различных людей. Прежде всего, самооценка – это оценка личностью самого себя, и своих возможностей, в чём либо [6].
Исследователи сегодня используют понятие Я - концепция. Роберт Бернс под этим понимает совокупность представлений индивида о себе, сопряженную с личной оценкой себя. Исследователи не определяют все эти соотношения однозначно. С.Л. Рубинштейн рассматривает самооценку как социально детерминируемый компонент самосознания, который выступает механизмом реализации активности личности. Автор А.В. Захарова считает, что самооценка является условием становления собственного образа Я.
Л.В. Бороздина уверена, что образ Я является необходимым материалом самооценки. Путём обобщения можно сделать вывод о том, что – это прежде всего, мнение о себе и своих личностных ресурсах. Мнение это – либо объективное, либо нет. Очевидно, что самооценка является сложным структурным образованием. Это образование может функционировать в разнообразных формах и видах. Различный уровень развития самооценки субъекта обеспечивает ему различный уровень развития способности к самоконтролю и самореализации. Изменяя самооценку, можно влиять на тип мотивации, и, следовательно, на поведение личности в целом [2].
Есть некоторые процессы, которые очевидны с первого взгляда. Это, к примеру то, что мотивация старшеклассников всегда выше, чем мотивация школьников 8-го или 9-го класса. Учебные мотивы также преобладают у старшеклассников. Под мотивацией к учебной деятельности чаще всего понимают систему побуждений, которая придаёт поведению учащихся определённую целенаправленность. Многие обучающиеся хорошо понимают, что в дальнейшем они будут обучаться в вузе. Или пойдут работать. То есть, учебная деятельность будет продолжена в вузе, либо за ней последует профессиональная деятельность. Многие исследователи говорят о том, что у большинства 11-классников основной является мотивация сотрудничества. Нельзя сказать, что учебная мотивация отсутствует вовсе, но она практически никогда не отмечена как ведущая у большинства старшеклассников. В традиционной системе обучения это можно было прокомментировать следующим образом. В традиционной школе преобладали объект - субъектные отношения и учитель был транслятором знаний. Причин для проявления личного творчества, которое влечёт за собой высокую мотивацию, у обучающихся не было. В современной образовательной среде ситуация несколько иная. Современные федеральные государственные образовательные стандарты сегодня регламентируют системно - деятельностный подход и личностно ориентированное обучение. В связи с этим, изменяются сами мотивы учения и меняется иерархия мотивов обучающихся. Учебная мотивация – это то, что побуждает ученика идти в школу и то, что определяет его желания, цели, мотивы в учебной деятельности. В старшем школьном возрасте существенно формируется ценностно-смысловая сфера учеников. Становится устойчивой позиция по отношению к себе и к другим людям. Происходит развитие и осознание своих собственных мотивов учения. Основные мотивы учения формируются под влиянием профессионального самоопределения, выбора предметов, необходимых для сдачи ЕГЭ, ВУЗов и др. Сегодня у старшеклассников определяют следующие мотивы учения:
-долг и ответственность;
- самоопределение и самосовершенствование;
- благополучие;
- престиж;
- избегание неудачи;
- учебно-познавательные и содержание учения;
- учебно-познавательные и процесс учения;
- достижение успеха.
Автор Н.Ц. Бадмаева добавляет 2 дополнительных мотива учения – это коммуникативный мотив и мотив творческой самореализации. Исследователи показывают следующие процентные соотношения мотивов обучающихся.
- мотив самоопределения и самосовершенствования – 30 %;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алешина, Л.Б. Как оценивать успехи школьников [Текст]/Л.Б. Алёшина.- Здоровье детей. — 2005.— № 1. — С. 18−23.
2. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? [Текст]/ А. С. Белкин. — М., 2008. — 176с.
3. Битянова, М.В. Успеваемость и успешность [Текст]/М.В. Битянова.- Школьная психология. — 2003. — № 40. — С. 4-6.
4. Быков, С.В., Корокошко И.О. Проблема мотивации образовательной
деятельности студента [Текст]/С.В. Быков. - Вестник Самарской гум. академии. – 2012. – С. 60-65.
5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология мотивации и эмоций [Текст]/ Ю.Б. Гиппенрейтер. –М., 2009. – 576 с.
6. Гордеева, Т. О. Мотивация достижения:теории, исследования, проблемы. [Текст]/ Т.О. Гордеева. — М.: МГУ, 2010. — 120с.
7. Грецов, А. Г. Узнай себя: Психологические тесты для подростков [Текст]/ А. Г. Грецов, А. А. Азбель. — СПб.: Питер, 2007. — 67с.
8. Ермолин, А.В. Структура мотива и ее представленность в сознании
человека [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000652537 (дата обращения: 05.05.22).
9. Зинько, Е. В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры [Текст]/ Е.В. Зинько.- Психологический журнал. — 2006. Т. 27.— № 3. — С. 18 - 30.
10. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2011. – 512 с.
Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование
структуры и личностного контекста локуса контроля [Электронный ресурс].
URL: http://psi.webzone.ru/st/118500.htm (дата обращения: 05.05.22).
11. Локус контроля в современной психологии [Электронный ресурс].
URL: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13324 (дата обращения: 05.05.22).
12. Локалова, Н.П. Школьная неуспеваемость: Причины, психокоррекция, психопрофилактика [Текст]/ / Н. П. Локалова. — М., 2006. — 276с.
13. Лопатин, А. Р. Встречные усилия, успех — неуспех в образовательном процессе [Текст]/ А.Р. Лопатин. - Педагогика. — 2003.— № 8. — С. 41−48.
14. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст]/ А. К. Маркова. — М., 2003. — 86 с.
15. Мильман, В. Э. Мотивация и эмоциональность: их измерение и взаимодействие у учащихся [Текст]/ В. Э. Мильман. — М., 2007. — 190с.
16. Мильман, В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности [Текст]/ В. Э. Мильман. — М.: Прогресс, 2011. — 190 с.
17. Наумова, О. В. Формирование мотивации учебной деятельности [Текст]/ О. В. Наумова. — М.: АКД, 2008. — 160с.
18. Огородова, Т.В. Локус контроля и мотивация
достижения у хоккеистов [Текст]/ Т.В. Огородова. - Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2013. – С. 65-69.
19. Психология современного подростка [Текст]/ Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 2010. — 239 с.
20. Ривес, С. М. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня [Текст]/ С. М. Ривес, М. Н. Шульман. — М., 2000. — 198с.
21. Строкун, С.А. Структура мотивационной сферы студента в
исследованиях отечественных и зарубежных психологов // Вестник
Краснодарского ун-та МВД России. – 2014. – С. 158-161.
9. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения [Электронный
ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/2555062/page:43/ (дата обращения: 05.05.22).
22. Фалькович, Т. А. Подростки XXI века: психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях [Текст]/ Т. А. Фалькович, Н. В. Высоцкая, Н. С. Толстоухова. — М.: ВАКО, 2010. — 254с.
23. Шамрай, М. П. Взаимосвязь учебной мотивации и системы отношений с окружающим миром: Научно-исследовательская работа [Текст]/ М. П. Шамрай. — Балаково: ГОУ НПО, 2010. — 98с.