Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Понятие «асимметрий полушарий головного мозга»
Как известно, предметом изучения науки психологии является психика, под которой понимается «форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию» [3, с.382].
В других источниках психика определяется как «совокупность всех психи¬ческих явлений: ощущения, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи» [9, с.50].
Физиологическую основу психики составляет высшая нервная деятельность, протекающая в головном мозге. Головной мозг по праву можно считать важнейшим, если не самым важным органом. Эон справедливо считается «высшим аппаратом интеграции всех органических процессов и организации активного взаимодействия человека с окружающей действительностью» [11, с.22]. В основе работы мозга лежит рефлекторный механизм. Еще Иван Михайлович Сече¬нов отмечал, что все психические явления по существу рефлек¬торные. Этим он подчеркивал специфику физиологиче¬ского механизма этих явлений.
Под головным мозгом понимают «центральный отдел нервной системы позвоночных животных и человека» [3, с.204]. Основу мозга составляют нервные и глиальные клетки и их отростки. Разделяют так называемое серое вещество мозга, состоящее из скопления нервных клеток и белое вещество мозга, включающее в себя отростки нервных клеток (нервные волокна — аксоны, или осевые цилиндры).
Головной мозг человека занимает около 91-95 процентов объема черепа. Традиционно различают пять отделов головного мозга: продолговатый мозг, задний мозг (включающий мост, мозжечок и эпифиз), средний, промежуточный и передний мозг, представленный большими полушариями.
Помимо описанного выше деления на отделы, весь мозг принято разделять на три большие части: ствол мозга, мозжечок и полушария большого мозга. Полушария разделены между собой так называемой продольной щелью, в углублении которой находится мозолистое тело, соединяющее их.
Понятие функциональной асимметрии головного мозга – проблема, носящая междисциплинарный характер. Она рассматривается в таких отраслях науки, как медицина, морфология, общая биология, физиология, психология, лингвистика, антропология и другие. Все больше аспектов современных знаний о человеческой природе оказываются связанными с понятием асимметрии полушарий головного мозга. Сюда относятся половой диформизм, онтогенез, различные заболевания, имеющие иммунную, психическую и нервную этиологию. С феноменом асимметрии полушарий головного мозга могут быть связаны также проблемы адаптации и процессы обучения.
Современное представление об особенностях взаимодействия полушарий складывалось постепенно, в его основу легли экспериментальные и клинические данные. Еще во второй половине 19 века П. Брока (1861) и С. Вернике (1874) исследовали преимущественность связи нарушений речевых функций с поражениями левого полушария головного мозга. Далее последовали опыты по прямой электрической стимуляции коры мозга при нейрохирургических операциях, проводимые У. Пенфилдом и его сотрудниками. Они показали, что реакции на стимуляцию четко различаются в зависимости от того, с какой стороны производится раздражение (латерализация) и внутриполушарное расположение точки стимуляции. Эти исследования позволили установить границы областей левого полушария, важных для речи.
Современные исследования асимметрии полушарий мозга можно условно разделить на несколько направлений:
- нейропсихологические исследования; их результаты свидетельствуют о ведущей роли левого полушария в осуществлении не только речевых функций, но и других, связанных с речью – чтения, письма, счета, памяти, мышления;
- клинические исследования очаговых поражений мозга; они позволили установить факты о специфическом вкладе правого полушария в организацию высших психических функций, прежде всего, тех, которые протекают в чувственном, наглядном плане;
- экспериментальное выключение деятельности одного из полушарий введением в сонную артерию соответствующей стороны снотворного средства – амитала натрия (проба Вада) или с помощью односторонней электротерапии, или при глубоком расщеплении мозга, предпринимаемом при лечении эпилепсии (Р.Сперри) в клинических работах;
- исследования асимметрии полушарий мозга на здоровых людях с использованием дихотических тестов (Д. Кимура): информация, предъявленная одному из полушарий, позволяет проследить различия в точности и полноте восприятия вербального и наглядного материала в зависимости от стороны его предъявления;
- изучение онтогенеза специализации полушарий (Б.Г. Ананьев) и установление постепенного онтогенетического нарастания асимметрии полушарий, наибольшая выраженность которой достигается к зрелому возрасту и затем, по мере старения, нивелируется.
Современная наука расценивает факт разделения мозга на два симметричных, но функционально неравнозначных органа как важный фактор адаптации человека к окружающей действительности [4,6] и как динамическое образование, так как в случае поражения одного полушария возможна частичная компенсация его функционирования за счет другого [8].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Т. Я., Соловьева И. Г., Сизиков А. Э., Герцог О. А., Сулутьян А. Е., Коненкова Л. П., Шишкова И. В., Абрамов С. В., Кожевников В. С., Абрамов В. В. Психофизиологический иммунный статус больных ревматоидным артритом // Медицинская иммунология. 2008. Т. 10, № 1. С. 43–50
2. Александров, С. Г. Функциональная асимметрия и межполушарные взаимодействия головного мозга : учебное пособие для студентов / С. Г. Александров; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра нормальной физиологии. – Иркутск : ИГМУ, 2014 – 62 с.
3. Большой психологический словарь: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008
4. Будыка, Е.В. Объективные и субъективные проявления адаптационных процессов у студентов с разным типом латерализации функций мозга/ Е.В. Будыка, И.В. Ефимова, Е.Д. Хомская // Вестник Моск. ун-та. – Серия 16. Биология. – 1995. –№3. – С. 8-14.
5. Игнатова Ю. П., Макарова И. И., Зенина О. Ю., Аксенова А. В. Современные аспекты изучения функциональной межполушарной асимметрии мозга (обзор литературы) // Экология человека. 2016. № 9. С. 30–39.
6. Казначеев, В.П. Функциональная асимметрия и адаптация человека/ В.П. Казначеев, А.П. Чуприков // Функциональная асимметрия и адаптация человека. – М., 1976. – С.10-16.\
7. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга/ А.Р. Лурия. – М.: Изд-во МГУ,1969.
8. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии/ А.Р. Лурия. – М.: Изд-во МГУ, 1973.
9. Основы общей психологии: учебник 1 Н. С. Ефимова. -М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013.-288 с.: ил.- (Профессиональное образование).
10. Полунина А.Г., Брюн Е.А. Нейроанатомические особенности головного мозга у мужчин и женщин. Анналы клинической и экспериментальной неврологии. 2017; 11(3): 68-75.
11. Самохин М.В. МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА // СТПН. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpolusharnaya-asimmetriya-golovnogo-mozga (дата обращения: 10.05.2022).
12. Силина Е.А., Евтух Т.В. Межполушарная асимметрия и индивидуальные различия: Монография/ Е.А.Силина, Т.В.Евтух; Перм. гос. пед.ун-т. – Пермь, 2004 – 136с.: ил. – Библиогр.: с.119-131.
13. Севостьянова Е. В. Особенности функциональной межполушарной асимметрии у жителей севера с артериальной гипертонией различного возраста // Материалы Всероссийской конференции «Современные направления исследований функциональной межполушарной асимметрии и пластичности мозга», Москва, 2–3 декабря, 2010.
14. Федотов, Д. М. Возрастные особенности межполушарной асимметрии мозгового кровотока у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / Д. М. Федотов, Л. А. Мелькова, А. В. Грибанов // Экология человека. – 2016. – № 2. – С. 13-17. – DOI 10.33396/1728-0869-2016-2-13-17. – EDN VQGTLB.
15. Шарабарина, Х. А. Межполушарная асимметрия головного мозга: психические особенности правого и левого полушарий / Х. А. Шарабарина // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – № 2-2(62). – С. 96-99. – EDN XXCEEX.