Фрагмент для ознакомления
2
Текущее состояние рынка труда делает невозможным реализацию необходимого экономике страны масштабного переоснащения производств, осложняет рост производительности труда и выход на новые технологичные рынки без создания условий для эффективного роста талантов и устранения барьеров управления талантами в рамках конкретной организации.
Предлагается рассмотреть два сценария развития человеческого капитала в России, к 2025 году которые предложены на базе исследования группы специалистов самого разного профиля [19]: базовый (догоняющий) и сценарий опережающей модернизации. Первый основан на сформулированных текущих планах работодателей по росту и развитию их организаций. Второй подразумевает курс государственных и крупных частных «старых» компаний на эффективность и конкуренцию не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.
1.Базовый (догоняющий) сценарий трансформации.
Значительная часть опрошенных работодателей, в особенности частных, в горизонте 2025 года планирует увеличить численность персонала категории «Знание», обладающего компетенциями из Целевой модели 2025. Реализация данных планов по росту и развитию77 дает дополнительный спрос на профессионалов категории «Знание» 4,5 млн человек до 2025 года. Факторами этого спроса, в частности, станут:
- рост сегмента «новых частных компаний» – изначально очень маленького сегмента работодателей – на 40% благодаря развитию на новых региональных и продуктовых рынках
- рост занятости в секторе малого и среднего бизнеса на 25% благодаря развитию сегментов, связанных с новыми технологиями, и активной популяризации предпринимательства. За счет низкой базы (16%) этот существенный рост незначительно увеличит сегмент МСБ – к 2025 году занятость там составит не более 20% общей численности работающих;
- рост присутствия международных корпораций в РФ с увеличением общей численности в этих компаниях на 27% к 2025 году. Аналогично занятость в сегменте едва достигнет к 2025 году 6,5% от общей численности за счет низкой занятости в нем сегодня.
В дополнение к перечисленным инициативам частных компаний можно предположить, что спрос на работников категории «Знание» будет расти и в выборочных сегментах государственных служащих. Так, по оценке благотворительного фонда «Вклад в будущее», существующие сегодня программы по строительству новых школ приведут к созданию не менее 1,3 млн рабочих мест учителей.
Что касается оптимизации численности персонала, то уже сегодня работодатели из числа «старых» частных, государственных и подконтрольных государству компаний озвучивают намерение сокращать неэффективную занятость в целях повышения эффективности, и пока в достаточно консервативном режиме – не больше 20% численности за 7 лет при условии получения разрешения от органов государственной власти. Реализация этих планов приведет к высвобождению 5,1 млн человек категории «Правило» и 4,2 млн человек категории «Умение».
Экономический эффект базового (догоняющего) сценария.
Реализация базового (догоняющего) сценария на рынке труда будет способствовать сохранению текущих темпов производства и, вероятно, предотвратит рецессию в экономике. Однако рынок труда в этом сценарии не сможет избежать стагнации, в то время как страны-лидеры показывают уверенный рост, развитие и обновление экономики. Базовый сценарий не только не позволит сократить отрыв от лидеров, но и увеличит его, так как, несмотря на явно выраженный дисбаланс – 8,6 млн высвобожденных людей категорий «Умение» и «Правило» и нехватку 5,8 млн людей категории «Знание», структура российского рынка существенно не изменится: 45% занятости так или иначе обеспечивает государство, еще 23% – традиционные «старые» частные компании. Таким образом, на долю «агентов изменений» гибких, быстро адаптирующихся, делающих ставку на человеческий капитал, инновации и технологии – приходится не более 32% работников.
2.Сценарий опережающей модернизации.
В отличие от базового догоняющего сценария, опережающий подразумевает более активную роль государства и компаний с госучастием в трансформации рынка труда в пользу расширения рабочих мест категории «Знание». Помимо реализации перечисленных в предыдущем сценарии инициатив бизнеса он включает реализацию потенциального спроса на 4,7 млн новых сотрудников категории «Таланты» со стороны компаний с госучастием до 2025 года. Этот спрос считается «спящим», поскольку:
- у большинства опрошенных нами работодателей в компаниях с государственным участием планы по найму персонала охватывают горизонт не более 1 года;
- специфика бизнес-процессов и организационной культуры данной категории работодателей (устаревшие процессы и регламенты, излишне жесткие требования к инфраструктуре, использование устаревших методов управления и систем передачи информации, необходимость поддержания социальной занятости в регионах) влекут за собой массовое неэффективное трудоустройство в категории «Правило» и препятствуют возникновению подтвержденного рыночными условиями труда спроса на профессионалов категории «Знание».
Имеющиеся удачные практики трансформации государственного управления и ИТ-систем показывают, что такой спрос реалистично обеспечить: например, городские ИТ-департаменты (более 1200 чел. категории «Знание» в Москве), проектные офисы в правительстве Москвы и в регионах и пр. Однако в масштабе страны реализация этого «спящего» спроса возможна только при условии пересмотра неэффективных процессов, радикального устранения бюрократии, повышения норм управляемости на всех уровнях организации, полноценного использования существующих возможностей автоматизации, развития компетенций существующих сотрудников, трансформации организационной культуры, а также формирования привлекательного рыночного предложения для кандидатов.
Следствие сценария опережающей модернизации – необходимость массового высвобождения персонала
Эти меры приведут не только к увеличению числа рабочих мест в категории «Знание», но и к радикальному сокращению занятости в менее квалифицированных категориях «Умение» и «Правило» – процессы будут оптимизированы, и необходимость в существующей численности исчезнет, в то время как потенциал внутрикорпоративной мобильности ограничен.
Полный потенциал сокращения неэффективных рабочих мест опрошенных нами работодателей достигает 30% численности в государственных организациях, компаниях с госучастием и «старых» частных компаниях. Суммарно на российском рынке труда потенциал оптимизации численности мы оцениваем в 11,6 млн человек, включая 6,4 млн человек категории «Правило» и 5,2 млн человек категории «Умение».
Реализация этих планов приведет к высвобождению 10,0 млн человек: 5,7 млн работников категории «Правило» и 4,3 млн человек категории «Умение». С учетом возможностей постепенной оптимизации оргструктур при выходе работников на пенсию (упомянутые выше 3,5 млн человек до 2025 г.) необходимо будет дополнительно оптимизировать 6,5 млн работников в трудоспособном возрасте.
Таким образом, реализация сценария опережающей модернизации подразумевает:
- появление 9,2 млн новых рабочих мест категории «Знание» (4,5 млн – частные работодатели, 4,7 млн – работодатели с госучастием с учетом 1,3 млн – дополнительные государственные инициативы, приведенные в описании базового сценария);
- оптимизацию численности «Умения» и «Правила» на 10 млн человек, включая 6,5 млн человек в трудоспособном возрасте;
- успешную конкуренцию работодателей с госучастием на рынке труда за привлечение профессионалов категории «Знание», обладающих компетенциями из Целевой модели 2025.
При этом работодатели не ожидают, что смогут самостоятельно справиться с растущим спросом на кадры, обладающие Целевой моделью компетенций 2025. Сформировать такое предложение категории «Знание» можно путем переподготовки внутри страны либо за счет привлечения иностранных специалистов и возвращения в страну высококвалифицированных эмигрантов. Решить проблему переквалификации и возвращения в продуктивную деятельность высвободившихся людей, а также подготовить в рамках потенциального запроса людей категории «Знание» – сложнейшая задача, требующая подготовительной работы, четкого плана, смены контекста, в котором живут и компании, и сотрудники, и государство. Вопрос глобальной конкурентоспособности России ставит перед государством, обществом и бизнесом необычайно сложную задачу: как одновременно и увеличить предложение, и удовлетворить спрос на высококвалифицированные кадры.
Реализация сценария опережающей модернизации, включающая решение проблемы одновременного быстрого роста категории «Знание» и сокращения категорий «Правило» и «Умение», способна дать российской экономике дополнительный импульс. Достижение устойчивого роста ВВП способно уже к 2025 году вывести Россию в число стран верхней траектории развития, обеспечив ее конкурентоспособность в экономике знаний.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Адизес И. Развитие лидеров. / И. Адизес. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 250 с.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – М.:Питер, 2008. – 832 с.
3. Баскина Т. Техника успешного рекрутмента. – М.: Альпина Паблишер, 2014. - 288 с.
4. Баттерис М. Корпоративные бриллианты: как удерживать талантливых сотрудников в компании: Пер. с англ. / М. Баттерис., Б. Ройтер. – М.: Гросс Медиа, 2005. - 253 с.
5. Балашов А. И., Котляров И. Д., Санина А. Г. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2012. – 320 с.
6. Бокс Дж., Дженкинс Г. Анализ временных рядов прогноз и управление. — М.: Мир, 1974. – Кн.1 – 406 с. — Кн.2. – 197 с.
7. Гурков И.Б., Зеленова О.И., Мутовин А.А. Социально-кадровая политика российских предприятий. //Мир России, Том XVI, 2007, № 4.
8. Григорьева И. Что помогает и что мешает компаниям выигрывать войну за талантливых сотрудников? / Управление человеческим потенциалом. – 2008, № 3. – С. 228 – 234.
9. Зеленова О.И. Стратегия управления персоналом. //Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. - М.: Независимый институт гражданского общества, 2004.
10. Лихачев Н.В. Apple впервые стала лидером по обороту на рынке смартфонов в России. - T-journal, 2015. - №3. - стр.21 – 28
11. Марков С.Л. Творческое управление и управление творчеством в новейшей креатологической формации - Правовые и социально-психологические измерения нового информационного общества. Коллективная монография. - К.: ВУЗ «Университет экономики и права« КРОК ». - 2012
12. Майклз Эд., Хэндфрилд-Джонс Х., Экселрод Э. Война за таланты/ Эд. Майклз, Х. Хэндфрилд-Джонс, Э. Экселрод. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. - 272 с.
13. Монрель П. Технология эффективного найма. – М.: Добрая книга, 2005. –252 с.
14. Нив. Г Организация как система. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 369 с.
15. Неймарк Ю.И., Коган Н.Я., Савельев В.П. Динамические модели теории управления. – М.: Наука, 1985. - 400 с.
16. Носкова К.А.Управление талантами инновационной организации. - Вестник Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2004. - №11. - стр.23
17. Осовицкая Нина HR-брендинг. Управление талантами, онлайн-обучение, геймификация и еще 15 эффективных практик / Нина Осовицкая. - М.: Питер, 2014. - 240 c.
18. Раздольская М.С. Новые стратегии корпоративного развития. - Smart Education, 2011. - №31. - стр.16 [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.smart-edu.com (Дата обращения: 08.04.2018)
19. Россия 2025 – от кадров к талантам. Исследование. – The Boston Consulting Group, 2017. — 72 с.
20. Салливан Г.С. Уроки управления талантами от Apple. - Ассоциация бизнес мастерства, 2009. - №8 - стр.51
21. Робертсон А., Грэм Э. Управление талантами. Как извлечь выгоду из таланта ваших подчиненных. – М.: Баланс-Клуб, 2004. – 200 с.
22. Соколова E.Кадровый резерв: эффективный инструмент наращивания потенциала компании // Управление человеческим потенциалом. – 2006. -№3. –С. 184-189.
23. Сергеев А.М. Управление талантами как фактор формирования инновационного потенциала организации // Российское предпринимательство. -- 2011. – № 10 Вып. 2 (194). – c. 17-22
24. Фитц-Енц Ж. Как измерить HR – менеджмент. – М.: HIPPO, 2009. – 359 с.
25. Хьюзлид М.Измерение результативности работы HR-департамента. Люди, стратегия и производительность. – М.:«Вильямс», 2007. – 304 с.
26. Шекшня С. Управление персоналом современной организации. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. – 336 с.