Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночных отношений критерием устойчивости и выживаемости организации служит ее конкурентоспособность: анализ, оценка и прогнозирование которой становится объективной необходимостью, так как в современной конкурентной борьбе при всей ее масштабности, динамизме и остроте выигрывает тот, кто понимает и борется за свои конкурентные позиции.
Формирование высокого уровня конкурентоспособности организации зависит не только от его потенциальных возможностей, условий реализации стратегических направлений развития и разрешения проблем оптимального использования ресурсного обеспечения, но и от использования эффективных концепций управления самой конкурентоспособностью.
Проблема конкурентоспособности предприятий становится особо актуальной в условиях рыночной экономики. Предприятие, не уделяющее внимание своей конкурентоспособности, не удержит свои позиции на рынке и разорится. Особенно, это касается предприятий, занимающихся производством и продажей мебели, где конкуренция особенно высока.
Исходя из этого, целью курсовой работы является оценка конкурентоспособности организации и разработка плана мероприятий по реализации конкурентной стратегии.
Для достижения поставленной цели в данной работе были решены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие конкурентоспособности организации и факторы, влияющие на ее уровень;
2) рассмотреть методы оценки конкурентоспособности организации;
3) оценить конкурентоспособность ООО «Лазурит» как одной из ведущей компании в мебельной промышленности;
4) дать рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Лазурит».
Объектом исследования является ООО «Лазурит».
Предметом исследования является конкурентоспособность ООО «Лазурит».
В процессе исследования применялись общие методы исследования: анализ, системный подход, наблюдение, сравнение, обобщение, синтез, формализация.
В качестве эмпирической базы исследования использовались данные финансовой отчетности организации за 3 года.
Источниками для написания курсовой работы являются труды таких авторов как В.В. Квасникова, И.М. Лифиц, И.В. Корнеева, Д.Г. Семенчук, Р.А. Фатхутднинов и другие. Надежность этих источников подтверждается тем, что их выпуском занимались такие издательства как «ИНФРА-М», «ЭКСМО» и «Юрайт».
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе представлены теоретические основы конкуренции и анализа конкурентоспособности предприятия. Во второй главе работы проанализирована рыночная конкурентоспособность ООО «Лазурит». В третьей главе работы описаны основные направления повышения конкурентоспособности ООО «Лазурит».
1 Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности
1.1 Конкуренция как движущая сила развития хозяйствующих субъектов рынка
В основе рыночной экономики лежит концепция конкуренции как основной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в этой среде. Самый успешный участник такой конкуренции - тот, кто способен выдержать конкуренцию на внутреннем и внешнем рынках.
Важнейшим фактором рыночной экономики является дух соревнования, который во многом определяет формы экономической деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция [18, c. 147].
Конкуренция возникает, когда на одном рынке продается много одинаковых по своим потребительским свойствам товаров. Суть конкуренции заключается в улучшении или поддержании позиции предприятия на рынке, что достигается за счет выделения товаров, поставляемых предприятием, от товаров конкурентов как по степени соответствия конкретным потребностям покупателей, так и с точки зрения затрат на его выполнение [17, c. 119].
Рыночный механизм спроса и предложения доводит пожелания потребителей до производителей продукции, а через них - до поставщиков ресурсов. Именно конкуренция заставляет производителей и поставщиков ресурсов должным образом удовлетворять потребности потребителей. В то же время конкуренция вызывает расширение производства и снижение цены продукта до уровня, соответствующего стоимости производства [10, c. 25].
Однако это не ограничивает положительное влияние конкуренции на экономику компании и ее результаты. Конкуренция заставляет предприятия в полной мере воспринимать научно-технические достижения, применять эффективное оборудование и технологии, современные методы организации производства и повышать качество выпускаемой продукции. Поэтому на современном этапе для успеха в конкуренции большое значение имеют теоретические аспекты концепции конкуренции и раскрытие ее экономической сущности как основы рыночной экономики и движущей силы развития хозяйствующих субъектов. Конкуренция и конкуренция в настоящее время являются основным содержанием функционирования экономической системы на основе рыночных механизмов, ключевых категорий в общей схеме категорий рыночной экономики [25, c. 84].
Хорошо известно, что конкуренция - важное средство контроля в рыночной экономике. Рыночный механизм спроса и предложения доводит пожелания потребителей до производителей продукции, а через них - до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет производителей и поставщиков ресурсов должным образом удовлетворять эти потребности потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и снижение цены продукта до уровня, соответствующего стоимости производства.
Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большинство достигаемых человеческих благ получается именно за счет конкуренции, соревнования. Конкуренция требует рационального поведения, чтобы оставаться на рынке, и поощряет рациональность [27, c. 101].
Без предпринимательского духа между людьми не может быть конкуренции. Конкуренция - это особый метод воспитания умов, изобретателей и предпринимателей.
Сторонники традиций не должны навязывать свою неприязнь к нововведениям. Ущерб несут консерваторы, сопротивляющиеся новому.
Конкуренция - это процесс доказательства правоты меньшинства новаторов. Конкуренция повышает эффективность, меняет привычки и требует большей внимательности, что совершенно бесполезно в неконкурентной среде [14, c. 125].
Конкуренция – это цивилизованная и легализованная форма борьбы субъектов рынка, за наилучшие условия производства и сбыта своей продукции, с целью получения прибыли.
Понятие конкурентоспособность организации очень многогранно и может распространяться на все составляющие ее деятельности [8, c. 45].
В настоящее время существует множество определений конкурентоспособности. Рассмотрением данного вопроса занимались М.Портер, М. Гельвановский, П. Завьялов, В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева, Н.С. Яшин, Р.А. Фатхуднинов и другие. Но все они сходятся в одном, что конкурентоспособностьюорганизации является способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях наиболее жесткой конкуренции [4, c. 81].
Конкурентоспособность организации – это потенциальное качество, которое включает в себя определения способности:
1) способность получить реальную оценка ожиданий целевой группы пользователей,
2) способность организовать производство, результаты которого должны соответствовать ожиданиям целевой группы,
3) способность провести эффективную маркетинговую политику,
4) способность создать и изыскать условия для дальнейшего снижения затрат,
5) способность создать и удержать технологическое производство над другими членами отрасли,
6) способность спланировать, организовать и провести эффективную стратегию в сфере производства и маркетинга,
7) создать и развить высокий кадровый потенциал на всех уровнях [13, c. 44].
Реализация всех перечисленных качеств на продолжительном временном интервале создаёт доля организации реальные преимущества над конкурентами в виде:
- роста ее рыночной стоимости,
- укрепление торговых марок,
- наращивания дополнительной устойчивости по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды, в том числе и атаки конкурентов [7, c. 147].
Всё это расширяет текущие возможности организации и уменьшает ее удельные затраты на различных рынках (финансовом, сырьевом и т.д.), что в конечном итоге отражается на цене продукции и приносимой ею прибыли [26, c. 33].
Следовательно, отношение конкурентоспособности организации и конкуренции на всем рынке можно характеризовать как отношение - потенциал и его использование. При этом реализация условий 1–3 способствует увеличению доходов организации за счёт лучшего, чем у конкурентов, понимания запросов потребителей и умения их быстро удовлетворить [11, c. 105].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бочарова Т.А. Как повысить конкурентоспособность организации / Т.А. Бочарова // Управление персоналом. – 2018. – № 4. – С. 11.
2. Брыкин И. К вопросу о недобросовестной конкуренции. Об эффективности государственных закупок // Финансовая газета. – 2019. –№ 30. С. 8
3. Быков В. А.Конкурентоспособность товара: научные основы, методы оценки, управления / В. А. Быков. – М.: Научная книга, 2018. – 94 с.
4. Волкова Н.А. Конкурентоспособность предпринимательских структур / Н.А. Волкова. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2018. - 176 c.
5. Володин А. А. Управление финансами (Финансы предприятий) / А. А. Володин – М.: ИНФРА-М, 2018. – 504 с.
6. Гиззатов И.А. Позиционирование как инструмент современного бизнеса // Социально-экономические и технические системы: Исследование, проектирование, оптимизация – 2018. - № 5 - С. 6.
7. Семенчук Д.Г. Конкурентоспособность предприятия /Д.Г. Семенчук. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2019. – 300с.
8. Квасникова В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. - М.: Инфра-М, Новое знание, 2019. - 192 c
9. Коломиец А.Н. Конкурентоспособность российских предприятий в условиях инфляции: моногр. / А.Н. Коломиец. - М.: PalmariumAcademicPublishing, 2018. - 999 c.
10. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2018. – 194 с.
11. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное пособие. Философова Т.Г., Быков В.А., Юнити-Дана, 2018. – 295с.
12. Коуч-технологии как способ обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур: монография Вылегжанина А.О., Директ-Медиа, 2017. – 232с.
13. Круглова О.В. Учет качества производимой продукции как фактор конкурентоспособности во внешней торговле // Вестник Российской таможенной академии- 2019. – № 1-С. 42 - 49.
14. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг. Учебное пособие / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт, 2018. - 438 c.
15. Мазур И. И.Управление качеством / И. И. Мазур. – М.: Высшая школа, 2018. – 399 с.
16. Маркетинг: учебник/ Под ред. Алексунина В.А.. М.: «Дашков и К», 2019. – 200с.
17. Основы менеджмента: учебное пособие/ Репина Е. А., Чернышов М. А., Анопченко Т. Ю. - Гриф МО РФ – изд. Инфра-М, Академцентр, 2019. – 240с.
18. Перминов И.А. Система управления конкурентоспособностью предприятия // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. – 2019.- № 3- С. 145-148.
19. Повышение конкурентоспособности предпринимательских структур с использованием мотивационного механизма: монография Шапиро С.А., Золотарева Е.В., Директ-Медиа, 2019. – 115 с.
20. Рекламный менеджмент: учебное пособие / В.А. Поляков, А.А. Романов. – Москва : изд. Курс, 2018. - 352с.
21. Семенихин В.В. Расходы на рекламу: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Семенихина. М.: Эксмо, 2018. – 188 с.
22. Сунгатуллина Л.А. Саморегулирование как средство пресечения недобросовестной конкуренции в сфере рекламы // Конкурентное право. 2019.- № 1- С. 31 - 36.
23. Схабовская К.А. Рынок мебели (дата обращения: 14.02.2022 г.): https://hooglink.com/rynok-mebeli.
24. Тебекин А.В. Менеджмент организации: Учебник / Тебекин А.В., Касаев Б.С.– М.: КНОРУС, 2019. – 250 с.
25. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации / Фатхутдинов Р.А. М.: Эксмо, 2018. - 432 с.
26. Цыгичко,А.Б. Высокая цена конкурентоспособности / А.Б. Цыгичко // Экономист. – 2018. – № 1. – С. 31–36.
27. Экономика предприятия: Курс лекций (Высшее образование) / О.И. Волков, В.К. Скляренко , 2 –е изд. – Москва : Инфра-М, 2019. – 280 с.