Фрагмент для ознакомления
2
Таким образом, сумма уплаченных в 2021 г. налогов выросла на 2886493 млрд. рублей, что в относительном приросте составляет около 18,75%.
В данном результате также следует учитывать уплату недоимки за прошлые года, кроме того не следует забывать об уровне инфляции, который согласно данным Росстата в 2020 г. составлял 5,4%, а в 2021 г. – 2,5%.
Однако, даже эти показатели являются спорными, так как цены на российском рынке остаются на прежнем уровне или даже растут.
Также следует рассмотреть уровень собираемости по отдельно взятым налогам и сборам, действующим на территории Российской Федерации.
Первоначально рассмотрим статистические данные за 2020 год (таблица 5).
Таблица 5 – Уровень собираемости налогов в РФ за 2020 год [7]
Набор и сборы Начислено (млрд. руб.) Уплачено (млрд. руб.) Уровень собираемости (%)
Налог на прибыль организации 2877100 2776781 96,51
НДФЛ 1971862 3677825 186,52
НДС 2843777 2657395 93,45
Акцизы 1328588 1294008 97,40
Торговый сбор 8948 8038 89,83
Налог на имущество физических лиц 47886 64985 135,71
Налом на имущество организации 772783 768639 99,46
Транспортный налог 173554 142695 82,22
Земельный налог 194137 332819 171,44
НДПИ 2906713 2931351 100,85
Водный налог 2355 2270 96,39
Сборы на пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 2403 2599 108,16
Как можно заметить, наиболее низкий уровень собираемости наблюдается у транспортного налога, налога на добавленную стоимость и торгового сбора. При этом, нельзя не учитывать тот факт, что даже их собираемость при использовании официальной методики расчета остается на высоком уровне, то есть в районе 90%.
Абсолютно парадоксальная ситуация наблюдается в области налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц и земельного налога. Уровень собираемости в данном случае значительно превышает 100%. Данная ситуация возникает именно из-за включения в налоговые доходы погашение задолженности прошлых лет.
При этом следует отметить, что наиболее прибыльными с точки зрения фискального эффекта являются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и налог на добычу полезных ископаемых.
Теперь проведем аналогичный анализ уровня собираемости налогов в 2021 г. (таблица 6).
Таблица 6 – Уровень собираемости налогов в РФ за 2021 г. [7]
Набор и сборы Начислено (млрд. руб.) Уплачено (млрд. руб.) Уровень собираемости (%)
Налог на прибыль организации 3316016 3297327 99,44
НДФЛ 3087217 3952332 128,02
НДС 3153815 3069928 97,34
Акцизы 1512299 1521410 100,60
Торговый сбор 9433 7939 84,16
Налог на имущество физических лиц 56952 89214 156,65
Налом на имущество организации 859705 860942 100,14
Транспортный налог 172513 158864 92,09
Земельный налог 198866 261160 131,32
НДПИ 4127817 4132432 100,11
Водный налог 2514 2390 95,07
Сборы на пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 2621 2756 105,15
Представленные статистические данные в целом говорят о том, что тенденция превышения уровнем собираемости порога в 100% значительно не изменилась. В данную группу добавились акцизы, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и сборы за пользование природными ресурсами. Однако, необходимо увеличение суммы налоговых поступлений в абсолютном выражении, что также можно связать в инфляционным влиянием в стране.
2.2 Ключевые проблемы налоговой системы РФ
В действующей налоговой системе РФ продолжает оставаться ряд актуальных проблем, требующих непременного решения. Рассмотрим наиболее важные из них. [6, с. 31]
Самой актуальной проблемой в современной налоговой системе является проблема противоречивого, нестабильного и двусмысленного истолкования норм налогового законодательства в России. Имеет место быть недостаточно проработанные нормы налогового законодательства, нечеткости его отдельных положений и частые изменения. Требуется обработка экономико-правовой и законодательной базы по налогам и сборам, которая в настоящее время не является четкой и стабильной.
Данная задача встает по той причине, что при исчислении налогов и сборов обязательным условием является соблюдение норм налогового законодательства, которые часто меняются. В свою очередь, несоблюдение, незнание налогового законодательства, а также его недостаточно правовая проработка и экономическая обоснованность повышает налоговые риски, причем как государства, так и налогоплательщиков.
Говоря о проблемах в современной налоговой системе РФ, следует отметить проблему налогового администрирования — налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. [6, с. 34]
Большое количество налогов - федеральных, региональных и местных, непростые методики их расчета, наличие огромного количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости как налогового учета, так и налогового инспектирования. В связи с этими и другими параметрами налоговая система не в состоянии работать максимально эффективно.
Совершенствование налогового администрирования представляет собой одну из первоочередных задач налоговой политики РФ на современном этапе и на среднесрочную перспективу.
Качество налогового администрирования определяет эффективность налоговой системы страны, ее фискальную отдачу. Несовершенство налогового администрирования, некоторые аспекты при осуществлении налогового контроля и другие проблемы, связанные с налоговым законодательством, часто обсуждаются специалистами.
Если провести анализ множества точек зрения по данному вопросу в области налогового администрирования, то все выявленные проблемы можно распределить по группам: [9, с. 250]
1. Проблемы правового характера. Налоговое администрирование имеет перед собой такую цель, как соблюдение налогового законодательства всеми участниками налогового процесса, будь то налоговый орган, или же налогоплательщик, вне зависимости от того, является он физическим или юридическим лицом. Основная проблема заключается в том, что налоговое законодательство РФ, слишком неустойчиво и запутанно.
Кроме того, на данный момент в налоговом законодательстве РФ существует определенное количество неурегулированных моментов, которые приводят к созданию новых и использованию старых налоговых схем.
2. Проблемы, связанные с организационной частью.
Для надлежащего и качественного исполнения функции администрирования налогов требуется:
‒ наличие высококвалифицированных специалистов в налоговых органах;
‒ наличие новых технологий (программных продуктов) для осуществления многих функций для упрощения многих процедур, как для работников налоговых органов, так и для налогоплательщиков.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.04.2021)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред от 23.06.2022 № 67-ФЗ)
3. Болатаева, А.А. Налоговая система РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы [Текст] // Научные Известия. 2019. № 6. С. 41-45.
4. Багардынова, Е.А. Недостатки современной налоговой системы / Е. А. Багардынова. // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 316-318.
5. Воробьева, Е.В. Налоговая система России: основные направления модернизации [Текст] // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2017. № 9. С. 75-76.
6. Дубина Ю.Ю. Современная налоговая система России, основные направления ее развития [Текст] // Бенефициар. 2017. № 14. С. 31-34.
7. Лукина, А.И., Ключищева, В.Г. Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в бюджет РФ // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(61). [Электронный ресурс] / URL: https://sibac.info/archive/economy/1(61).pdf (дата обращения: 09.04.2018)
8. Рябинин, А.В., Коротаева, О.А. О функциях налогов // Научное сообщество студентов: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6 (41). / [Электронный ресурс] / URL: https://sibac.info/archive/meghdis/6(41).pdf (дата обращения: 10.04.2018)
9. Худяков, А.И., Бродский, Г.М. Основы налогообложения [Текст]: Учеб. пособие. СПб.: Европейский Дом, 2019. — 432 с.
10. Челышева, Э.А. Налоговый контроль и организация взыскания налоговой задолженности: Учебное пособие / Э.А. Челышева, А.Я. Зыбин / ред. Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). – Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2018. – 168 с
11. Шарохина, С.В. Принципы правового государства, определяющие налоговую систему страны [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 6. № 11 (11). С. 122-125.
12. Эриашвили, Н.Д Налоговый процесс: Учебное пособие / Н.Д. Эриашвили, О.В. Староверова, И.В. Осокина, М.Е. Косов / под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юнити, 2020. – 375 с.
13. Министерство Финансов Российской Федерации Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов [Электронный ресурс]. - Москва, 2020.
14. Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/10/main/ONBNiTTP_2020-2022.pdf
15. Сигаева Е. Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура [Электронный ресурс] / Е. Сигаева // 07.01.2021. Режим доступа: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/nalogovaya_sistema_rf_ponyatie_elementy_i_struktura/
16. Электронный учебник НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/page13.html