Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования заключается в том, что эстетическое воспитание является важной составляющей гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития ребенка, позволяет ему оценить окружающую действительность, выделять прекрасное в окружающем нас мире, влияет на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, которое служит основой познания мира.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом дошкольного образования эстетическое воспитание предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Одним из важнейших факторов образования и воспитания детей дошкольного возраста в педагогике с давних пор признавалась живая природа. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста понемногу постигают мир, в котором живут: осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, открывают изумительное многообразие растительного и животного мира, испытывают нравственноэстетические чувства и переживания, мотивирующие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоциональнопсихические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Проблема эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных отраслей: воспитателей, педагогов, психологов. Проблемами эстетического воспитания в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. Н. Шацкая, Е. А. Флерина, Н. Н. Сакулина, Н. А. Ветлугина и др. Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности, природы занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В. Шмидт, М. Корепанова, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.).
Старший дошкольный возраст является наиболее сенситивным для развития эстетических представлений благодаря особенностям психофизиологического развития, обуславливающих высокую пластичность нервной системы, образную особенность восприятия и мышления, способности к обобщению и систематизации полученных представлений. В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственных позиций личности. В этот период происходит становление самостоятельности суждений, попытки интериоризации социального опыта и формирование личного отношения к прекрасному и безобразному.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили тему исследования: «Наблюдение за природой как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: изучить и теоретически обосновать наблюдение за природой как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. изучить сущность понятия «эстетическое воспитание», его цель, задачи, принципы;
3. дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
4. рассмотреть наблюдение за природой как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объест исследования: эстетическое воспитание дошкольников.
Предмет исследования: наблюдение за природой как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез литературы по теме исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, 3 параграфов, заключения, списка использованной литературы.
1. Эстетическое воспитание: понятие, цель, задачи, принципы
В настоящее время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры – одна из важнейших задач, стоящих перед современным образовательным процессом.
Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щерба, И.Ф. Смольянинов, О.П. Котикова и др.
Краткий обзор психолого-педагогической литературы по рассматриваемому вопросу позволил нам сделать вывод о том, что в настоящее время существует огромное множество различных подходов к определению понятия «эстетическое воспитание».
Российская педагогическая энциклопедия определяет эстетическое воспитание как «процесс формирования и развития эстетического, эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности». При этом важным аспектом полноценности подобного воспитания является самообразование и саморазвитие личности [19].
В кратком словаре по эстетике дается следующее определение: «эстетическое воспитание – это система мероприятий, которые направлены на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [22].
В работе «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией В.Н. Шацкой эстетическое воспитание определено как «воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [17].
А. С. Макаренко уделял очень большое внимание эстетическому воспитанию в коллективе в своей педагогической практике. Известный педагог рассматривал эстетическое воспитание детей средствами природы не как некую автономную от других основных вопросов воспитания область, а как необходимую составляющую целостного явления, как один из важнейших путей нравственного воспитания [13].
Б.Т. Лихачев эстетическое воспитание определяет, как целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Такое определение имеет отношение к зрелой личности [11].
Анализ исследований по проблеме эстетического воспитания позволяет констатировать, что большая их часть включает в себя необходимость целенаправленного педагогического воздействия. Так, Б.Т. Лихачев подчеркивает, что целенаправленное эстетическое воспитание в раннем возрасте позволяет развить у учащихся видение, чувствование прекрасного, стремление к творческому самовыражению; позволяет поднять каждого ребенка до уровня подлинной эстетической культуры [11, с. 46]. Таким образом, в данной работе мы будем опираться на определение Б.Т. Лихачева. Несомненным достоинством точки зрения этого автора является то, что эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие, то есть, организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова,З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / З. Ф. Аксенова. – М. : Сфера, 2012. – 128 с.
2. Газина, О. Играя, познаем природу [Текст] / О. Газина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 7. – С. 39–43.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. –– М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с.
4. Дубровская, Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст] : учебное пособие для вузов / Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др.; Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. - М.: Издательский центр «ЮНИТ», 2014 - 362.
5. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст] / Л.И. Егоренков. – М. : Педагогика, 2010. – 355 с.
6. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А. И. Иванова. - М.: Детство-Пресс, 2018. – 512 c.
7. Каменева, Л. А. Как знакомить дошкольников с природой [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Л. А. Каменева. – М., 2003. – 326 с.
8. Киященко, Н. И. Эстетика - философская наука : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032800 - "Культурология" / Н. И. Киященко. - М. [и др.] : Вильямс, 2005 (ГПП Печ. Двор). - 588 с.
9. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2012. – 415 с.
10. Лабковская, Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание [Электронный ресурс]. – URL http://files.shgpi.edu.ru/files /nauka/vestnik/2016/2_30/13.pdf (дата обращения12.04.2022)
11. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций [Текст]/ Б.Т. Лихачев; под ред.В.А. Сластенина. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 647 с.
12. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли : экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. Лопатина, М. Скребцова. - 2-е изд. - Москва : Амрита-Русь, 2008. – 248 с.
13. Макаренко, А. С. Педагогические труды [Текст] / А. С. Макаренко. - Москва : Акад. проект, 2014. - 208 с.
14. Маслова Е.А., Общие закономерности динамики самооценки в онтогенезе [электронный ресурс]: Режим доступа: http://ucheba.com/met_rus/k_psihologiya (дата обращения 12.04.22).
15. Мосина Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 119-125.
16. О проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский. - М., Просвещение, 2005. – 67 c.
17. Общие вопросы эстетического воспитания в школе [Текст] / Под ред. действ. чл. АПН РСФСР В.Н. Шацкой ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т худож. воспитания. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1955. - 184 с.
18. Печко, Л. П. Выразительность эстетики природы и культура личности : [монография] / Л. П. Печко. - Ульяновск ; Москва : Федеральное агентство по образованию, Ульяновский гос. технический ун-т, 2008 (Ульяновск : Тип. УлГТУ). - 363 с.
19. Поддьяков, Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста : Концептуал. аспект / Н. Н. Поддьяков; Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград : Перемена, 1994. – 47 с.
20. Российская педагогическая энциклопедия [Электорнный ресурс] : М: «Большая Российская Энциклопедия» / под ред. В. Г. Панова. – URL: http://pedagogicheskaya.academic.ru/2006 (дата обращения: 11.04.2022).
21. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика [Текст]. – Брест: Изд-во БрГУ им. А.С. Пушкина, 2009. – 364 с.
22. Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. - М. : Изд-во УРАО, 2002. – 591 с.
23. Философский словарь по эстетике [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова" ; [составитель Т. В. Дуплий]. - Чебоксары : Изд-во Чувашского ун-та, 2018. - 75 с.
24. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
25. Шацкая, В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества [Микроформа] / В. Н. Шацкая ; [вступит. ст. д-ра пед. наук, проф. Н. А. Ветлугиной]. - М. : РГБ, 2008.
26. Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.