Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблема одиночества носит междис-циплинарный характер, а ее решение предполагает психологический, гу-манистический, когнитивный, экзистенциальный и другие подходы. В оте-чественной науке феномен одиночества рассматривали в философском плане Ачильдиев И.М., Старовойтова Л.И., социологическом – Тихонов Г.М., Пузанова Ж.В., Черепухин Ю.М., Куртиян С.В. в психологическом – В.Г. Асеев, A.A. Бодалѐв, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, И.М. Сло-бодчиков и др. одиночество переживается чаще и является одной из серь-езных особо опасных проблем: причиной разочарований и крушения надежд, осознаваемой угрозой для формирования межличностных отно-шений, может ограничить развитие подростка и привести к негативным социально-психологическим явлениям ухода от социальной активности, проявляющимся в асоциальном поведении (алкоголизм, наркомания и проч.), вступлении в религиозные и преступные сообщества, суицидальном поведении. Статистика свидетельствует, что в настоящее время количество подростковых суицидов растет и одним из главных факторов, способству-ющих этому явлению, оказывается сильное чувство безысходного одино-чества.
Цель исследования – выявить особенности субъективного одиноче-ства подростков с разной активностью в социальных сетях.
Объект исследования – проблема субъективного переживания оди-ночеству в подростковом возраста.
Предмет исследования – взаимосвязь переживания субъективного одиночества и активности в социальных сетях у подростков.
Гипотеза исследования: предполагается, что переживание субъек-тивного одиночества у подростков взаимосвязано с их активностью в со-циальных сетях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы субъективного одиноче-ства подростков и их активности в социальных сетях.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование особенно-стей субъективного одиночества подростков с разной активностью в соци-альных сетях.
3. Выявить взаимосвязь субъективного одиночества и активности в социальных сетях у подростков.
Методологической основой исследования явились: классические философские работы по проблеме одиночества (М. Бубер, С. Къеркегор, А. Шопенгауэр, М. Хайдеггер, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, С.Н. Трубецкой, П.А.Флоренский); психологические подходы к проблеме одиночества: психодинамический (3. Фрейд, Дж. Зилбург, X. Салливан, Э. Фромм, Ф. Фромм-Рейхман); интеракционистский (Р. Вейс); когнитивный (Л.Э. Пепло, Д. Перлман); феноменологический (К. Роджерс); экзистенциальный (Ж.П. Сартр, А. Камю, К. Мустакас, В. Франкл, И. Ялом); социологический (К. Боумен, Д. Рисмен, Ф. Слейтер); теоретико-системный (Дж. Фландерс).
Методы исследования:
1. Теоретический метод: анализ литературы.
2. Эмпирические методы: анкетирование, тестирование. В качестве методик использовались:
- анкета «Активность в социальных сетях» Е.И. Богомоловой;
- методика К. Янг на наличие интернет – зависимости в адаптации В.А. Лоскутовой;
- дифференциальный опросник переживания одиночества (ДОПО-3) Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева.
3. Методы статистической обработки данных: методы описательной статистики, корреляционный анализ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав – теоретической и практической, выводов, заключения и списка литерату-ры.
Глава 1. Теоретические основы особенности субъективного оди-ночества подростков с разной активностью в социальных сетях
1.1. Понятие одиночества как психологического феномена
К интерпретации понятия «одиночество» неоднократно обращались философы, социологи, психологи, литераторы, педагоги и другие ученые, у каждого из которых имелся свой взгляд на систему мироздания, обу-словленный той научной парадигмой, в рамках которой он изучает окру-жающий мир и формирует представления о нем. На сегодняшний день не существует однозначного и строгого определения понятию «одиночество» - существует множество терминов, близких ему по смыслу, а также ряд альтернативных определений данному понятию. Иностранные СМИ часто называют одиночество одним из самых «больных» вопросов современного западного общества, однако в энциклопедических и справочных изданиях данный феномен не рассматривается.
Слово «одиночество» возникло в древнерусском книжном языке XI–XII вв. под влиянием старославянских моделей и встречается уже в XII веке в «Поучении князя Вл. Мономаха детям». В словарях Академии Россий-ской было помещено слово «одиночество» в значении «состояние одино-кого, бессемейного, удаленного от общества человека. Жить в одиначестве. Человек не рожден к одиначеству». Только в словаре 1847 г. нашли отра-жение стилистические изменения в судьбе этих слов, произошедшие в кон-це XVIII – начале XIX века. Слово «одиночество» уже понимается в двух значениях:
1. «единомыслие»;
2. «взаимное соглашение, замысел», «заединщина» и квалифициру-ется как старинное. Позже слово «одиночество» истолковывается как «со-стояние одинокого».
В слове «одинокий» выделяются два основных значения:
а) «живущий без товарищей, совершенно один»;
б) «бессемейный».
Одиночка определяется как:
1) «живущий или живущая в одиночестве»;
2) «один работник в крестьянском семействе, пригодный в рекруты» [Виноградов В.В. История слов. – М.: РАН, 1999. – 425 с., с.167].
Для дальнейшего рассмотрения одиночества необходимо операцио-нализировать данное понятие, чтобы избежать разночтений и размытых формулировок. Так, в нашей работе мы будем рассматривать феномен одиночества в русле обобщенного психолого-педагогического подхода, обозначив спектр признаков, входящих в данное понятие.
С этой целью мы в первую очередь обратились к энциклопедическим изданиям философской, психолого-педагогической и социологической направленности, чтобы изучить репрезентацию субъекта одиночества. При анализе содержания исследуемых первоисточников мы использовали ме-тод индукции, от конкретных фактов к обобщениям. Мы сознательно не занимались исключительно психологией и педагогикой, потому что грани-цы между вышеперечисленными дисциплинами очень размыты. Для обра-ботки данных использовался вариант метода статистического контент-анализа – «метод сленга», заключающийся в оценке частоты встречаемо-сти исследуемого понятия в публикациях с использованием ключевых слов, значения понятия. Появление в публикации термина и ряда контек-стуальных синонимов, связанных с понятием «одиночество», считалось главным критерием для отнесения к интересующей нас теме.
В качестве первого шага в решении поставленных задач необходимо было обратиться к энциклопедическим изданиям на русском языке 1889-2001 гг. для определения ряда синонимов и определения системы критери-ев, очерчивающих круг явлений, связанных с понятием «одиночество». ». . Следующим шагом было вычислить частоту использования выбранных функций и сгруппировать критерии на основе контекста, в котором мы столкнулись с концепцией. Кроме того, мы стремились найти инструменты для выбора необходимых и достаточных критериев для создания опреде-ления одиночества. На основании полученных данных исследуемый тер-мин чаще определялся и использовался как синоним таких терминов, как «одиночество», «одиночество», «отчуждение», «отчужденность», «изоля-ция», «дистанция», «уход в себя». .
Изучение энциклопедических источников выявило, что только 8 из 19 проанализированных изданий содержали определение одиночества. Примечательно, что до 1990 года в определении этого понятия преобла-дали внешне наблюдаемые описания: «одинокое государство», «одинокое государство», «покинутый всеми», «живущий один», «без семьи» и так да-лее. ., которые не связаны с внутренним состоянием и опытом личности.
В «Словаре педагогической энциклопедии» 2002 г. одиночество определяется как один из факторов, влияющих на внутреннее состояние человека, проживающего в бытовых условиях («изоляция» или «необыч-ная, измененная среда»).
В энциклопедических словарях понятие «одиночество» отождествля-ется с изоляцией человека от общества, сопровождающейся внутренним переживанием дискомфорта, депрессии, замкнутости. Причем такое вос-приятие является результатом неудовлетворения одной из базовых по-требностей человека - потребности в безопасности, - которая затрагивает все остальные сферы человеческой жизни, особенно область ценностной семантики. (Ю.Г. Волков, В.С. Поликарпов).
Четырехтомная «Педагогическая энциклопедия» (1964-1968) и двух-томный «Педагогический словарь» (1960) не отражают понятия «одиноче-ство», но в синонимический ряд входят следующие термины: «изоляция», «одиночество». ", "отчуждение", "лишение". Аналогичный подход отражен и в других публикациях. Термин «изоляция» появляется в пяти из девят-надцати рассмотренных публикаций, где он не интерпретируется незави-симо, а скорее отождествляется с одиночеством, отчуждением и психоло-гической защитой. «Одиночество» может быть истолковано с точки зрения продолжительности переживания одиночества и понимается следующим образом:
1. черта личности как «обособленность», свидетельствующая об устойчивости этой черты;
2. переходное, преходящее состояние.
В издании 1997 г. этот термин отождествляется с термином «изоля-ция» и трактуется как «опыт разрыва социальных связей», а в толковом словаре — «одиночество», что означает понимание одиночества как оди-ночества. состояние, сопровождающее одиночество.
Таким образом, синонимический ряд концепта «одиночество», пред-ставленный в гуманитарно-ориентированных словарях и энциклопедиче-ских изданиях, слабо дифференцирован, лишен контуров с четкими смыс-лами, тяготеет к единому терминологическому полю, где понятийный ап-парат, отражающий сущность явления одиночества имеет тенденцию сме-шиваться.
Затем мы обратимся к анализу тем, связанных с понятием «одиноче-ство», появившихся в периодической печати с 1857 по 2002 год.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бек А. Когнитивная терапия. Полное руководство. – М.: Вильямс, 2006. – 400 с.
2. Белоусова З.И. Легко ли быть одиноким? – Запорожье, 1995. – 132 с.
3. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: Республика, 1994. – 480 с.
4. Бубер М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиноче-ства. / Под ред. Н.Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989. – С. 90-110.
5. Вейс Р. Вопросы изучения одиночества// Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс, 1989. – С. 114-128.
6. Вербицкая, С.Л., Якунин В.Е. Одиночество как социальная проблема / Материалы международной конференции «Социальная психология 21 век» (15-19 сентября 1999) Т.1. – Ярославль, 1999. – С. 164-166.
7. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
8. Григорьян Б.Т. Экзистенциальная концепция человека К. Ясперса // Буржуазная философская антропология ХХ века. – М.: Наука, 1986. – С. 23-24.
9. Дементий Л.И., Коротеева Е.М. К проблеме метода диагностики оди-ночества подростков. - Вестник Омского университета. – 2008. – № 1. – С. 41-48.
10. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психоло-гический практикум. – СПб.: Речь, 2009. – 141 с.
11. Екимчик О.А., Крюкова Т.Л. Феноменология совладения с одиноче-ством в романтических отношениях. // Вестник Костромского госу-дарственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитар-ные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеоло-гия. Ювенология. Социокинетика. – 2014. – № 4. – С. 81-86.
12. Железнякова Ю. В. Чувство одиночества как фактор аддиктивного поведения у подростков. // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2014. – № 3-4 – С. 142-148.
13. Железнякова Ю.В. Предпосылки развития чувства одиночества // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – № 36. – с 131-139.
14. Залевский Г.В. Введение в клиническую психологию. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2010. – 224 с.
15. Киселева В. Подростковое одиночество: причины и последствия. // Воспитание школьников. – 2003. – №6. – С. 47-52.
16. Клауд Г. Изменения, которые исцеляют. – СПб.: Мирт, 2002. – 456 с.
17. Корнющенко-Ермолаева Н.С. Кьеркегор о человеческом бытии и одиночестве // Известия Томского политехнического университета. – 2006. – № 8 – С. 32-40.
18. Корчагина С.Г. Психология одиночества – М.: МПСИ, 2008. – 228 с.
19. Крайг Г. Одинокие люди: мифы и реальность. – СПб.: Питер, 2003. – 992с.
20. Малышева С.В. Особенности чувства одиночества у подростков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 2001. – №3. – с 63-68.
21. Манакова Е.А. Типы переживания одиночества в контексте психоло-гического здоровья девушек-студентов: Дис. ...канд. психол. наук. – Барнаул: АлтГПУ, 2015. – 204 с.
22. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. – 344 с.
23. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
24. Мухиярова Е.Н. Множественное проведение времени в соцсетях в зрелом возрасте (гендерный аспект): Дис. канд. психол. наук. – СПб., 2006. – 192 с.
25. Немов Р.С. Психология. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 687 с.
26. Неумоева-Колчеданцева Е.В. Позитивный потенциал одиночества в юношеском возрасте // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2012. – № 2. – С. 112-120.
27. Николаева Н.А. Изучение одиночества на этапе взросления // Вестник ОГУ. – 2005. – Том 1 – С. 59-62.
28. Николаева Н.А. Понимание и переживание изолированности в юно-шеском возрасте: Автореф. дис. канд. психол. Наук. – М., 2000. – 19 с.
29. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10, № 1. – С. 55–81.
30. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. – СПБ: Питер, 2008. – 225 с.
31. Перлман Д., Пепло Л. Теоретические подходы к одиночеству / Лаби-ринты одиночества – М.: Прогресс, 1989. – С. 156-158.
32. Покровский Н.Е. Одиночество и аномия: дисс. докт. соц. наук. – М., 1996. – 23 с.
33. Покровский Н.Е. Человек, одиночество, гуманизм / Лабиринты оди-ночества. – М.: Прогресс, 1989. – С. 5-21.
34. Психология подростка. Полное руководство / под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 с.
35. Пузанова, Ж.В. Проблема одиночества: социологический аспект из-мерения. – М.: Изд-во РУДН, 2008. – 186 с.
36. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского воз-раста. – СПб.: Питер, 2012. – 816 с.