Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
Теоретическая часть 3
1.1 Прибыль предприятия: понятие, виды, порядок формирования и распределения 3
1.2 Экономическая сущность, виды и система управления 11
рентабельностью предприятия 11
Заключение 23
Расчетная часть 24
Изложение выводов по расчётной части 33
Список литературы 34
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы заключается в том, что недостаточный уровень прибыльности и рентабельности предприятия может привести к повышению его зависимости от привлеченных ресурсов, к потери финансовой независимости, сокращению платежеспособности, в долгосрочной перспективе грозит предприятию банкротством.
Результатом правильно организованной хозяйственной деятельности предприятий есть прибыль, являющаяся своеобразной реакцией потребителей на предлагаемый ассортимент товаров и услуг. Поиск механизмов управления стоимостью и структурой капитала, доходами и расходами, основным и оборотным капиталом, оптимальных решений в сфере капитальных вложений необходимы финансовому менеджеру, одной из основных задач которого является максимизация прибыли. Поэтому результатом эффективного управления финансами является стабильный рост прибыли.
Обеспечение прибыльности предприятия на современном этапе развития экономики, характеризуется высокой степенью неопределенности и риска, является важной и сложной задачей в системе стратегического управления предприятием. Именно поэтому политика по управлению прибылью должна быть согласованна с основными задачами предприятия в сфере стратегического управления и способствовать рациональному использованию потенциала предприятия.
Определению сущности прибыли и ее роли в деятельности посвящены труды Ю.К. Баженова, И.А. Мухиной, Е.Н. Клочковой, Е.С. Колчевой, А.М. Магомедова.
Цель написания работы – исследовать теоретические основы управления прибылью предприятия с целью повышения его рентабельности, провести анализ политики управления прибылью компании и рассмотреть влияние прибыли на рентабельность, выявить проблемы управления прибылью и рентабельностью и разработать рекомендации по их устранению.
Теоретическая часть
1.1 Прибыль предприятия: понятие, виды, порядок формирования и распределения
Прибыль, занимая центральное место в рыночной экономике, является целью деятельности для большинства компаний, стимулом для хозяйствующих субъектов как можно эффективнее использовать имеющиеся трудовые, материальные и финансовые ресурсы.
Характеристики понятия прибыли в трудах разных авторов приведены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Определение понятия прибыли
Понятие прибыли и ее содержание вызывают ряд споров и противоречий у разных учёных-экономистов. По мнению В.В. Чайникова, под прибылью целесообразно понимать «полученную организацией разницу или же сформированный остаток после соотнесения экономической выгоды и затрат».
Большинство экономистов-теоретиков через прибыль организации определяют финансовый результат. Например, Е.М. Белый финансовый результат организации определяет через «разность между выручкой и затратами»
Существует несколько трактовок прибыли в зависимости от методов исчисления (рисунок 2).
Рисунок 3 – Виды прибыли организации
Прибыль отражается в такой форме бухгалтерской (финансовой) отчетности компании, как отчет о финансовых результатах. Выполняемые прибылью основные функции представлены на рис. 4.
Рисунок 4 – Основные функции полученной
организацией прибыли [11, c. 75]
Политика по формированию прибыли организации основным направлением заключает достижение рентабельности, основные виды которой рассмотрены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Состав прочих доходов согласно ПБУ 9/9
В соответствии с НК РФ доходы распределены на доходы от реализации и внереализационные доходы, состав последних освещен на рисунке 6:
Рисунок 6 – Внереализационные доходы экономического
субъекта в соответствии с НК РФ
Классификация расходов (по обычным и прочим видам) определена в ПБУ 10/99.
Расходы по обычной деятельности в составе содержат материальные затраты, затраты на оплату труда и на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.
Прочие расходы (не относящиеся к основному виду деятельности) представлены на рисунке 7.
Рисунок 7 – Прочие расходы в соответствии с ПБУ 10/99 [0]
Ст. 252 НК РФ определяет распределение расходов на две категории: на расходы, связанные с производством и реализацией (группировка на рисунке 8), и внереализационные расходы.
Рисунок 8 – Расходы, связанные с производством и
реализацией в соответствии с НК РФ
В процессе формирования и использования прибыли выделяют следующие виды прибыли:
– валовая прибыль (убыток);
– финансовый результат до налогообложения;
– чистый финансовый результат;
– другой совокупный доход к налогообложению;
– другой совокупный доход после налогообложения;
– совокупный доход.
Основные направления распределения и использования чистой прибыли систематизированы на рисунке 9.
Рисунок 9 – Направления распределения и использования
чистой прибыли
Таким образом, прибыль организации формируется в результате организации продаж путем соотнесения с расходами на реализацию предпринимательского процесса. Полученная прибыль организации распределяется на накопление и на потребление. Прибыль отражается в такой форме бухгалтерской (финансовой) отчетности компании, как отчет о финансовых результатах.
1.2 Экономическая сущность, виды и система управления
рентабельностью предприятия
Удовлетворительный уровень эффективности функционирования предприятия требует, с одной стороны, превышения конечных результатов над затратами на их достижение, а с другой – сопоставления полученных при этом результатов с результатами аналогичных объектов. При этом абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, и является очень важным показателем деятельности, однако не может характеризовать уровень эффективности хозяйствования. Это связано с тем, что абсолютный размер прибыли характеризует лишь одноразовый экономический эффект, тогда как меру этой эффективности характеризует показатель рентабельности.
Исследуя сущность рентабельности, нельзя не отметить разнообразие взглядов относительно толкования понятия «рентабельность» и расчёта её показателей.
Категорию «рентабельность» почти все исследователи понимают однозначно как эффективность работы предприятия, прибыльность разных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Нормативного значения для показателей рентабельности не существует, но есть правило: чем выше значение коэффициента, тем более эффективным считается деятельность предприятия.
Прибыльность показывает абсолютный эффект деятельности предприятия без учета использованных при этом ресурсов, поэтому его следует дополнять относительным показателем – рентабельностью. Относительные показатели имеют преимущество, что они не находятся под влиянием инфляции, поскольку представляют собой разные соотношения прибыли и вложенного капитала.
Рентабельность – это относительный экономический показатель, характеризующий эффективность производства и рассчитываемый как отношение прибыли к издержкам, то есть является определённой нормой прибыли.
Показатели рентабельности – это главные характеристики, характеризующие денежные результаты и эффективность деятельности компании. Они определяют прибыльность предприятия с разных позиций и формируются в группы в соответствии с интересами всех участников финансово-экономического процесса и рыночного обмена.
Ваганова О. В. и другие ученые отмечают, что в современных условиях постоянно меняющейся среды эффективное функционирование предприятия часто зависят от возможности разработки и внедрения креативных управленческих решений, осуществляемых на основе аналитической информации [0, с. 105].
Именно система учета будет способствовать получению информации операционного, тактического и стратегического характера, применению различных видов анализа, расширит объем информационных ресурсов, что в конечном итоге влияет на эффективность работы бизнеса.
Бурлак Е. В. и другие ученые отмечают, что для успешного функционирования и развития предприятий различных отраслей экономики необходимо уделять внимание такому качественному показателю, как уровень рентабельности, ведь эффективная деятельность предприятий напрямую зависит от полученной прибыли. Самое прибыльное предприятие имеет финансовые ресурсы для расширения деятельности, для осуществления инвестиций, для модернизации оборудования и усовершенствования технологии производства.
В то же время рост доходов и повышение рентабельности сельскохозяйственных предприятий в годы высокой инфляции – временное явление. Как свидетельствует исторический опыт, значительное уменьшение темпов инфляции приведет к существенному снижению уровня рентабельности в сельском хозяйстве.
Мы разделяем мнение ученых и официальных источников, которыми определено, что операционная рентабельность – это экономическая категория, характеризующая уровень прибыльности производственной деятельности предприятия, а как показатель – является наиболее обобщенным показателем деятельности, где синтезируются все причины производства и реализации продукции.
Понятие сущности самоокупаемости практически не раскрывается в современной экономической литературы, но все же есть общее определение этого понятия.
Самоокупаемость - принцип хозяйствования, по которому предприятие (компания, компания, объединения и т.п.), все свои расходы и расходы на производство и реализацию товара (продукции, работ, услуг) покрывает за счет средств, полученных от его реализации [0, с. 93].
Фрагмент для ознакомления
3
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019 г.). – М.: Проспект, 2020. – 112 с.
2 Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 1 (ред. от 27.12.2019 г.) (с изм. от 01.01.2020 г.). – М.: Проспект, 2020. – 64 с.
3 Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 2 (ред. от 27.12.2019 г.) (с изм. от 01.01.2020 г.). – М.: Проспект, 2020. – 72 с.
4 Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» №402 от 06.12.2011 г. (ред. от 26.07.2019 г.) (с изм. от 01.01.2020 г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 2.
5 Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ (ред. от 04.11.2019 г., с изм. от 07.04.2020 г.) «Об акционерных обществах // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 24.
6 Приказ Минфина России от 06.05.1999 г. № 32н (ред. от 06.04.2015 г.) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 г. № 1791) // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2015. – № 4.
7 Приказ Минфина России от 06.05.1999 г. №33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 г. № 1790) // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2015. – № 7.
8 Приказ Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (ПБУ 1/2008) Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2017. – № 14.
9 Анфалова Е. М. Эволюция взглядов на анализ самоокупаемости промышленной компании / Е. М. Анфалова // Вестник магистратуры. - 2013. - № 12-4 (27). - С. 91-94.
10 Баженов, Ю.К. Розничная торговля в России: монография / Ю.К. Баженов. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 239 с.
11 Баженов Ю.К. Коммерческая деятельность: Учебник для бакалавров / Ю.К. Баженов, А.Ю. Баженов; Под ред. д.э.н., проф. Л.П. Дашкова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 286 с.
12 Баженов, Ю.К. Розничная торговля в России: монография / Ю.К. Баженов. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 239 с.
13 Белый, Е.М. Экономика предприятия: учебник / Е.М. Белый. – М.: КноРус медиа, 2017. – 399 с.
14 Бугатин, В.Д. Экономика предприятия: учебник / В.Д. Бугатин. – М.: Проспект, 2018. – 395 с.
15 Бурлак, Е.В. Рентабельность, самый результативный показатель на предприятии / Е.В. Бурлака // Приоритетные направления развития образования и науки Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – 2017. – С. 139-141.
16 Ваганова О. В. Рентабельность как фактор повышения эффективности деятельности предприятия / О. В. Ваганова, С. А. Кучерявенко, С. Г. Стенюшкина // Научный результат. Серия «Экономические исследования». - 2014. - № 2. - С. 101-108.
17 Грибов, В.Д. Экономика предприятия в схемах: учебное пособие / В.Д. Грибов, В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2017. – 412 с.
18 Дементьев, М.Ю. Резервы повышения прибыли и рентабельности на предприятии / М.Ю. Дементьев, Н.Н. Шульга // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей победителей III международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 74-77.
19 Ивашенцева, Т.А. Экономика предприятия: учебник / Т.А. Ивашенцева. – М.: КноРус, 2016. – 284 с.
20 Зубарева Е. В. Факторный анализ прибыли (финансового результата) компании / Е. В. Зубарева // Вестник магистратуры. - 2016. - № 5-3 (56). - С. 69-75.
21 Камдин, А.Н. Анализ финансовых результатов и оценка эффективности деятельности предприятия / А.Н. Камдин, Д.Т. Утешева // Экономика и социум. – 2015. – № 2-2 (11). – С. 405-413.
22 Картовенко Д. А. Механизм управления финансовым результатом организации / Д. А. Картовенко // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. - 2017. - №7. - С. 46-49.
23 Клочкова, Е.Н. Экономика предприятия: учебник для прикладного бакалавриата / Е.Н. Клочкова, В.И. Кузнецов, Т.Е. Платонова; под редакцией Е. Н. Клочковой. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 447 с.
24 Колчева, Е.С. Управление прибылью и рентабельностью на предприятии / Е.С. Колчева // Экономика и социум. – 2018. – № 1 (44). – С. 428-430.
25 Лищенко, А. А. Факторный анализ управления финансовым результатом страховой компании / А. А. Лищенко // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник трудов конференции. - Уфа: ООО «Агентство международных исследований». - 2018. - С. 115-118.
26 Магомедов, А.М. Экономика организаций торговли: учебное пособие / А.М. Магомедов. – Махачкала, 2019. – 239 с.
27 Мамонова, О.И. Теоретические основы организации финансового планирования предприятия / О.И. Мамонова // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях. – 2016. – С. 84-85.
28 Мельник, М.В. Теория экономического анализа: учебник для бакалавриата и магистратуры / М.В. Мельник, В.Л. Поздеев. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 636 с.
29 Мухина, И.А. Экономика организации (предприятия). Учебное пособие / И.А. Мухина. Флинта, Московский психолого–социальный институт (МПСИ), 2017. – 407 с.
30 Нечитайло, А.И. Экономика предприятия: Учебник для бакалавров / А.И. Нечитайло. – М.: Феникс, 2017. – 306 с.
31 Сагидова, Р.Н. Бюджетирование и его роль в процессе финансового планирования / Р.Н. Сагидова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 11. – С. 2461-2465.
32 Саклакова, Е.В. Роль финансовых ресурсов в стратегии планирования и прогнозирования деятельности предприятия / Е.В. Саклакова // Вестник СевКавГТИ. – 2016. – № 3 (26). – С. 32-37.
33 Старкова А. А. Методика проведения анализа финансовых результатов деятельности организации на основании данных отчета о финансовых результатах / А. А. Старкова, М. Н. Смагина // Вестник научных конференций. - 2016. - № 4-5 (8). - С. 206-210.
34 Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ [Текст] / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. - М.: Юнити-Дана, 2020.- 479 с.
35 Тахумова, О.В. Анализ финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности организации / О.В. Тахумова, А.А. Симоненко, А.М. Гредасов, О.А. Мартыненко, Т.Л. Маликова // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 5 (106). – С. 951–954.
36 Халиуллина А. Р. Факторный анализ рентабельности продаж предприятия / А. Р. Халиуллина, Д. О. Корнева // Студенческая наука XXI века. – 2015. - №3. – С. 167-169.
37 Шипилова Э. В. Показатели рентабельности предприятия / Э. В. Шипилова // Новый университет. Серия «Экономика и право». - 2012. - № 6 (16). - 46-48.
38 Чайников, В.В. Экономика предприятия (организации): учебное пособие / В.В. Чайников, Д.Г. Лапин. – М.: Юнити, 2017. – 448 c.
39 Чалдаева, Л.А. Экономика организации: учебник и практикум для вузов / Л.А. Чалдаева, А. В. Шаркова. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 361 с.
40 Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 17.12.2021).
41 Финансовый менеджмент. Учебное пособие [Текст] / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2019. – 408 с.
42 Финансовый менеджмент: Учебник для вузов [Текст] / Поляк Г.Б., Акодис И.А., Краева Т.А. и др. - М.: Юнити-Дана, 2019. – 404 с.
43 Финансы компаний: Учебник для вузов [Текст] / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др. — М.: Юнити-Дана, 2018. - 447 с.
44 Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа [Текст] / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. – М.: Инфра-М, 2018. – 208 с.
45 Чернов, В.А. Экономический анализ [Текст] / В.А. Чернов. - М.: Юнити-Дана, 2019. – 686 с.
46 Чечевицина, Л.Н. Микроэкономика. Учебное пособие [Текст] / Л.Н. Чечевицина. – Р-на-Д.: Феникс, 2018. – 352 с.
47 Экономика компании. Учебник [Текст] / Под ред. С.А. Балиева. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 672 с.
48 Экономика компаний. Учебник [Текст] / Под ред. д.э.н., проф. Н. А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2020. – 580 с.
49 Экономика производственной компании. Учебник для вузов [Текст] / Под ред. А.И. Гребнева. – М.: Экономика, 2018. – 362 с.
50 Экономический анализ. Учебник [Текст] / под ред. Проф. Л.Т. Гиляровской. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 615 с.