Фрагмент для ознакомления
2
В последние годы в отечественной и зарубежной психолого - педагогической литературе значительно возросло внимание к возможно более ранней коррекции нарушений в развитии у детей с ОВЗ. Это связано с концепцией Л. С. Выготского [4] о первичных и вторичных дефектах. Он утверждал, что чем раньше начать обучение, тем лучше будет поддаваться коррекции и компенсации уже существующий дефект, что позволит предупредить появление вторичных нарушений.
Благодаря многочисленным исследованиям познавательной деятельности у детей с ОВЗ, ученые смогли выявить ряд характерных особенностей, присущих данной категории детей, главными из которых являются: искаженное представление об окружающей действительности, замедленный темп познавательных процессов и слабая мыслительная деятельность.
В дошкольном возрасте мышление ребенка переходит от наглядно - действенного, к наглядно-образному, а затем и к самой сложной форме — словесно-логическому мышлению. Начиная мыслить образами, ребенок учится решать задачи непосредственно в данном, наглядном поле. С точки зрения психологов, большое значение в развитии наглядно-образного мышления оказывает изобразительная деятельность. Благодаря ей осуществляется накопление и обогащение представлений и образов. С помощью рисунков отображается реальный мир, способ его восприятия, и, напротив, от того, как человеком воспринимается окружающая его действительность, зависит изображение на листе бумаги.
Актуальность нашего исследования обусловлена трудностью решения проблемы развития наглядно-образного мышления у детей с ОВЗ.
Объектом исследования служит наглядно-образное мышление у обучающихся с ОВЗ.
Предмет исследования – процесс коррекции наглядно-образного мышления у обучающихся с ОВЗ.
Целью данного исследования является поиск путей коррекции развития наглядно-образного мышления у дошкольников 6-7 лет с ОВЗ.
1.Осуществить теоретический анализ наглядно - образного мышления детей дошкольного возраста с ОВЗ
2. Изучить особенности наглядно-образного мышления у дошкольников с ОВЗ.
3. Разработать и апробировать программу развития наглядно-образного мышления дошкольников с ОВЗ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников литературы. Общее количество страниц — 25.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
1.1 Особенности наглядно-образного мышления детей с ОВЗ дошкольного возраста
Понятие мышление В.В. Давыдов определяет, как процесс познавательной деятельности человека, обладающий обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях. Начальный уровень познания в результате прямого контакта отражается в форме познания окружающего мира (ощущение, восприятие). Мышление же является иной формой отражения, высшим уровнем познания [4].
Жан Пиаже утверждал, что мышление человека способно
совершенствоваться и прогрессировать, начиная с рождения. Он выделил четыре стадии интеллекта: 1 стадия – сенсорного мышления, начиная от рождения до двух лет; 2 стадия – дооперативного мышления в возрасте от двух до семи лет; 3 стадия – конкретные операции, охватывает возрастной интервал от семи до восьми лет и с одиннадцати до двенадцати лет; 4 стадия – формальные операции, охватывает возрастной интервал с одиннадцати до двенадцати лет и с четырнадцати до 15 лет [5].
П.Я. Гальперин разработал теорию развития мышления, которая называется планомерным формированием умственных действий. Также он выделил этапы формирование внутренних структур через ассимиляцию внешней общественной деятельности.
Кроме этих авторов мышления исследовали такие ученый как, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и многие другие.
Таким образом, мы видим, что у каждого ученого своя точка зрения, своя теория по поводу мышления, но в одном они едины, что мышление – это психический процесс, обусловленный социальной деятельностью.
В психологии выделяют три вида мышления у детей дошкольного возраста: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое. Развитие мышления начинается с наглядно-действенного в возрасте от полутора до двух лет. В этот период ребенок начинает «соображать» руками – собирает, осматривает и прощупывает предметы. Благодаря этому он усваивает и формирует представление об окружающем мире в легкой для него форме. Мышление малыша абсолютно обусловлено его действиями, направленными на изучения и на преобразования предметов окружения. [7]
Далее усвоение действительности у дошкольника происходит не только в наглядно-действенном, но и в визуально-образном плане. Дошкольник, знакомясь с предметами, начинает познавать их свойства и качества, осваивает четкую речь. Наглядно-образный тип мышления начинает развиваться с трех-четырех лет и до семи лет. В этот период малыш активно начинает размышлять, опираясь на систему образов.
Р.С. Немов рассматривает наглядно-образное мышление как метод определения, решения задач, в том числе наблюдения за обстановкой и оперированием образами объектов без практических действий с ними [6]. А.А. Крылов дает следующее определение наглядно-образному мышлению. По его мнению, это своего рода мышление, в котором мыслительный процесс напрямую связан с восприятием окружающей реальности человека [7].
В наглядно-образном мышлении ребенком усваиваются наглядные модели, которые предоставлены в виде схем, макетов, чертежей, а они, в свою очередь, передают отношение между предметами в выявление отдельных предметов и свойств. Схемы применяются в игровой форме, в конструировании.
Дети старшего дошкольного возраста смогут ориентироваться по схеме и найти путь от одного предмета к другому. Наглядное моделирование начинается с замещения. Оно происходит при решении задач относительных заместителей настоящими предметами. Самый простой вид замещения реализован на подобии заместителя и заменяемого предмета по внешним признакам. Есть еще один вид замещения – игровое замещение, которое предполагает использование предметов-заместителей. Вторым этапом развитие наглядного моделирования является освоение разных визуальных моделей. Где обозначения предметов осуществляется при помощи условных заместителей, а их отношения – путем размещения этих заместителей на площади [9].
Существует 3 типа модели. Первая модель отражает структуру одиночных предметов и пространственных взаимоотношений между ними. Сюда входит чертеж, схема и план пространственного расположения. Вторая модель отражает последовательность действий.
Третья модель предусматривает логические отношения. Эта модель передает взаимоотношения между понятиями «классификация» и «сериализация». Этот тип мышления проявляется в рисовании. Ребенку достаточно начать рисовать любой предмет, например, цветок, и он сразу опирается на свое представление о нем, на его индивидуальные черты (стебель, листья), которые он помнит. Получившееся изображение показывает сформированный образ в памяти ребенка в данный момент времени [10].
Главное, чтобы малыш умел и хотел реализовывать свои фантазии, представления в реальность. Такой вид деятельности как рисование, лепка, конструирование и аппликация хорошо развивает способность к визуализации.
С помощью наглядно-образного мышления поэтапно формируются предпосылки словесно-логического мышления [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Александра, Юрьевна Юсупова Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Александра Юрьевна Юсупова. - М.: Владос, 2015. - 306 c.
2.Возняк, И.В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс / И.В. Возняк. - М.: Учитель, 2015. - 427 c.
3.Белканова, Л. В. Дошкольникам об искусстве. Наглядное пособие / Л.В. Белканова. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 770 c
4.Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Проверяем знания дошкольника. Часть 2. Тесты для детей. 5 лет. - М.: Весна-Дизайн, 2018. - 832 c.
5.Дерягина, Л. Б. Дошкольникам о науках. Наглядное пособие / Л.Б. Дерягина. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 402 c.
6.Дубровская, Т. А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие / Т.А. Дубровская, М.В. Воронцова, В.С. Кукушин. - М.: РГСУ, 2014. - 364 c.
7.Елена, Орлова Дети с ограниченными возможностями здоровья / Орлова Елена, Валерий Дюкови и Игорь Семенов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 404 c.
8.Журнал учета воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: моногр.. - М.: Учитель, 2017. - 788 c.
9.Завражин, С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями / С.А. Завражин. - М.: Академический проект, 2018. - 498 c.
10.Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Р. Р. Калинина. – СПб: Речь, 2013. – 144 с.
11.Кукушин, Вадим Сергеевич Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Учебное пособие. Гриф УМО вузов России / Кукушин Вадим Сергеевич. - М.: Российский государственный социальный университет (РГСУ), 2014. - 997 c.
12.Новиков, А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст] / А. М. Новиков. – М.: ИЦ ИЭТ, 2013. – 268 с.
13.Ткачева, Т.А. Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями. Планирование работы со старшими дошкольниками, имеющими трудности в обучении / Т.А. Ткачева. - М.: ГНОМ и
Д, 2014. - 337 c.
14.Ткачева, Т. А. Дети 6-7 лет с ограниченными возможностями. Планирование работы со старшими дошкольниками, имеющимими трудности в обучении: моногр. / Т.А. Ткачева. - М.: Гном, 2015. - 176 c.
15.Шевченко, С.Г. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия [Текст] / С.Г. Шевченко М.: – СПб, 2002.