Фрагмент для ознакомления
2
Опорно-двигательный аппарат: в воде ребенок находится в состоянии гидростатической невесомости. Это разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела, создает условия для коррегирования нарушений осанки вследствии мышечной ассиметрии, способствует восстановлению двигательных функций.
Обмен веществ: Из-за высокого сопротивления воды на метр проплыва расходуется в 4 раза больше энергии, чем при движении на суше .
При плавании температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело отдает на 50-80% тепла больше, чем на воздухе (теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха).
Грудничковое плавание повышает сопротивляемость организма к воздействию температурных колебаний воздуха, закаливает ребенка, развивая стойкость организма к простудным заболеваниям.
Техника безопасности и общие рекомендации.
Перед началом занятий необходимо проконсультироваться y врача-педиатра о возможности занятий плаванием.
Пpи появлении симптомов простудных заболеваний, в особенности насморка, признаков утомления (вялость в движениях, нежелание их выполнять, при этом малыш начинает капризничать) или переохлаждения (озноб, «гусиная» кожа на теле, синюшный оттенок губ), то при любом из них надо прекратить урок.
Если эти явления появятся и наследующий день, то целесообразно прервать занятия на 2—3 дня.
Подготовка к занятиям
Начать занятия с малышом можно на 10-15-й день жизни, как заживет пупочная ранка. Занятия проводят в домашней ванне. Перед занятием следует вычистить её любым чистящим средством и помыть горячей водой.
Независимо от возраста ребёнка, в первый раз температура воды должна быть не ниже 36°С, а время пребывания в воде – не более 15 минут.
Первые занятия рекомендуется проводить под руководством специалиста, который научит правильно работать с ребёнком и даст советы по технике безопасности.
Дома нужно заниматься каждый день. Если нет такой возможности, занятия проводятся 3-4 раза в неделю. В противном случае малыш забывает полученные навыки и обучение идёт медленно. В какое время дня лучше заниматься с ребёнком? Возбудимым детям больше подходит дневное время, спокойные дети могут плавать и вечером, но не раньше, чем через час после кормления.
Если у малыша «мраморная» сетка на коже или синюшность носогубного треугольника, то он переохладился. В таком случае необходимо растереть его кожу до порозовения, чтобы не допустить заболевания.
З.П. Фирсов в своей книге пишет, Ребенок без риска для здоровья может купаться в воде с температурой от 26 - 37°С. Однако температура 16 воды для водных процедур во время первых 6-10 занятий должна соответствовать обычной температуре человеческого тела, то есть 36-37° С.
В дальнейшем температура воды постепенно снижается, а время водных занятий с ребенком увеличивается. Так, для нормализации тонуса мышц: при повышенном тонусе (гипертонусе) использовать воду 35-36° С и выше, при пониженном (гипотонусе) – 31-32°и ниже.
Каждый ребенок уникален, а потому и реакция детей на одну и ту же температуру воды в ванне может быть совершенно разной. Следует отметить, что совместно с занятиями плаванию следует обязательно делать гимнастику и массаж.
Выбор оптимальной величины тренировочной нагрузки, а также продолжительности, интенсивности и частоты занятий определяется уровнем физического состояния ребенка. Индивидуализация тренировочных нагрузок в оздоровительной водной гимнастики является важнейшим условием их эффективности; в противном случае плавание может принести вред. Помимо плавания, занятия должны включать обучение основам психорегуляции, массажа, а также самоконтроль и врачебный контроль.
2.2 Занятия в бассейне с детьми с ограниченными возможностями (1,5-2 года; 2-3 года; 3-4 года)
Если ребенок впервые приступил к занятиям в бассейне в возрасте 1,5-2 лет, то общие принципы занятий и часть упражнений сохраняются те же, что и для грудничкового возраста.
В бассейне можно дополнительно предложить следующие упражнения.
Ребенок садится на бортик и активно начинает двигать ножками. Еще один вариант – родители придерживают малыша на животе, а он активно двигает ножками.
Ребенок должен собрать разложенные на дне бассейна игрушки. Для новичков вода во время приседания должна доходить до подбородка, для более подготовленных деток уровень воды может быть выше, они могут опускать лицо под воду. Упражнение помогает справиться со страхом воды. Помочь избавиться от страха можно и легко брызгая ребенку в лицо водой.
Стоя по пояс в воде, ребенок делает ладошки лодочкой и начинает движения руками в стороны. Малыш может толкать воду вперед и назад .
Опуская ребенка в воду и держа за руки, начинаем раскачивать его по кругу или маятником. Этим забавным упражнением можно закончить комплекс или развеселить кроху, когда он расстроен.
Если у ребенка был опыт грудничкового плавания, то в возрасте 1,5-2 лет он уже может свободно нырять и плыть под водой, учится держаться в воде и скользить по воде.
Занятия в бассейне с детьми 2-3 лет
Дети в этом возрасте иногда боятся воды, поэтому следует не настаивать на упражнениях, а проявить терпение. После периода адаптации дети полюбят воду и упражнения. После двух лет малышам важен социум и общение с другими детьми, поэтому предпочтительнее групповые занятия.
Упражнения в воде
Ребенок набирает в руки воду и пытается держать ее так, чтобы она не утекала. В воду можно опустить личико и пускать пузырьки, пытаясь при этом набрать воздуха и удержать его.
Пусть ребенок наберет как можно больше воздуха и пытается дуть на воду. Можно дуть на игрушку в воде, все сильнее отгоняя ее на расстояние.
Пусть ребенок изобразит маленького бегемота, опустившись в воду с головой, оставив только глаза. Можно изобразить пеликана, ловящего рыбку: пеликан опускает голову в воду и смотрит на рыбку.
Ребенок ходит по пояс в воде и выполняет отталкивающие движения, похожие на движение весел в воде. Во время упражнения ребенок учится перемещаться в более плотной среде.
Занятия в бассейне с детьми 3-4 лет
К трем годам дети развивают уже достаточно силы и координации для формирования базовых навыков техники плавания. В этом периоде занятия в воде помогают не только совершенствоваться физически, но и развивают познавательный интерес ребенка .
Во время занятий специалист:
знакомит ребенка с физическими качествами воды (вода сопротивляется движениям рук и ног, при горизонтальном положении тела человек хорошо держится на воде, а при вертикальном плохо и т.д.);
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Баранов В. А Плавание, техника обучения детей с раннего возраста [Текст] / В. А. Баранов. – М. , 2016.
2) Булгакова Н.Ж., Плавание [Электронный ресурс] : Учебник. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. — 290 с.
3) Бурцев, Н. Правильное закаливание детей от рождения до школы [Текст] / Феникс, 2013.
4) Вайнер, Д. Массаж, гимнастика, йога для детей раннего возраста. От рождения до полутора лет [Текст] / Корона- Век, 2014.
5) Васильев, В. С. Обучение детей плаванию [Текст] / В. С.Васильев. – М. : Физкультура и спорт, 1989.
6) Вишневский В. А., Взаимосвязь показателей лабораторных и полевых испытаний в адаптивном плавании // Теория и практика физической культуры. — 2020. — № 9. — С. 90-92
7) Дьякова Е. Ю., Внедрение комплексной методики обучения плаванию студентов с различными заболеваниями // Теория и практика физической культуры. — 2018. — № 7. — С. 42-45
8) Евсеев С. П., Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями и конвенция ООН о правах инвалидов : реалии и перспективы // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 8. — С. 40-42
9) Ивакина Л. А., Организация занятий в плавательном бассейне с детьми с ОВЗ // Дошкольное воспитание. — 2021. — № 5. — С. 79-84
10) Кардамонова, Н. Н. Плавание, лечение. Развитие, спорт [Текст] /Н. Н. Кардамонова. – Ростов-н/Д : Феникс, 2020.
11) Морозов, С. Н. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание [Текст] / С. Н. Морозов, О. И. Попов. Под ред. Н. Ж. Булгаковой. –М. : Академия, 2005
12) Норошкина Г. Н., Стимулирование двигательной активности детей с синдромом Дауна на начальном этапе обучения адаптивному плаванию // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 4. — С. 69-71
13) Талицкая О. В., Возможности коррекции дефектов психомоторного развития подростков с тяжелой умственной отсталостью средствами адаптивного плавания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2019. — N 6. — С. 40-43.
14) Федулова, А.А. Ранее плавание для малышей [Текст]: Книга / А.А. Федулова. Издательство: Интеллект, 2011.
15) Фетисов А. М., Методика начального обучения плаванию глухих детей 6-7 лет // Теория и практика физической культуры. — 2017. — N 8. — С. 18-20
16) Углева, Т. Н. Лечебная гимнастика и плавание детей первого годажизни . УМП [Текст] / Т. Н. Углева, Я. Н. Тотьмянина. – Пермь , 2000.
17) Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения 10.05.2022)
18) Фирилева Ж. Е., Адаптивная гимнастика в педагогической системе непрерывной физической реабилитации // Теория и практика физической культуры. — 2021. — № 9. — С. 43-44
19) Чертов Н.В., Теория и методика плавания [Электронный ресурс] : Учебное пособие. — Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета (ЮФУ), 2020. — 452 с.
20) Шалаева И. Ю., Организационно-методические особенности проведения занятий по плаванию в специальных медицинских группах // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2017. — № 3. — С. 799