Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы: над проблемой развития творческих способностей детей дошкольного возраста задумывались исследователи разных времён, не утратила она свою актуальность и на сегодняшний день. Современное общество живёт в эпоху научно-технического прогресса, ускоренного обновления, поэтому всё более востребованным становится умение человека нестандартно мыслить, находить принципиально новые пути решения тех или иных задач, умственный труд. Успешная адаптация подрастающего поколения в существующих реалиях будет возможна только при признании развития творческих способностей - одной их важнейших задач воспитания и обучения. Как говорил Л.С. Выготский:«Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое».
Выше изложенное в целом на теоретико-методологическом уровне определило проблему настоящего исследования: как педагогу способствовать развитию творческих способностей детей в условиях ДОО.
Недостаточная разработанность указанной проблемы и ее большая практическая значимость определили тему исследования: «Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
Цель исследования: изучение психолого-педагогических особенностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Объект исследования: образовательный процесс в ДОО.
Предмет исследования: творческие способности дошкольников.
Гипотеза исследования: развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет способствовать использование в системе работы специальных занятий и игр, направленных на развитие творческих способностей детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
2. Изучить особенности и методы развития творческих способностей у дошкольников.
3. Диагностика уровня творческих способностей детей
4. Проанализировать результаты исследования творческого мышления у дошкольников.
5. Разработать для дальнейшего использования ряд мероприятий, способствующих эффективному развитию творческих способностей детей дошкольного возраста
Теоретическая и практическая значимость: результаты нашей работы, методики исследования творческого развития детей могут быть использованы в работе педагогами ДОУ.
Методы исследования:
— теоретические методы: анализ литературных источников по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
— практические методы: анкетирование, наблюдение, внедрение серии занятий и игр, анализ результатов исследования.
Структура работы: соответствует логике исследования и включает в себя: введение, теоретическую и практическую части, заключение, список использованных информационных источников, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования творческих способностей детей дошкольного возраста
1.1. Понятие «творческие способности» в психолого-педагогической литературе
В современных условиях возникают вопросы социально-экономической жизни общества, решить которые способны лишь творчески одарённые люди. Поэтому не вызывает сомнений значимость детального изучения проблемы творчества. Г.С. Альтшуллер особо выделяет его глубокую социальную сущность. Следовательно, в настоящее время творчество определяется как многокомпонентный процесс, играющий существенную роль в развитии социокультурной среды. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в свете ФГОС. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве [1].
Понятие «творчество» всегда привлекало к себе внимание многих исследователей (Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, Н.В. Гавриш, Т.Г. Евсеева, И.Т. Фролов, М.Г. Ярошевский). Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его развития и формирования.
И.Т. Фролов определяет творчество как процесс деятельности человека, который создают качественно новые материальные и духовные ценности. В творческом процессе участвуют все духовные силы индивида, в частности воображение и навыки, которые приобретены в процессе обучения и практической деятельности, нужные для реализации творческого плана [27].
В Новой философской энциклопедии Института философии Российской академии наук под творчеством понимается иерархически структурированное объединение способностей, присущих человеку, которые устанавливают степень и функции мышления, нацеленных на адаптацию к меняющимся и незнакомым условиям в сенсомоторной, визуальной, операциональной и логико-теоретической формах [23].
Б.Г. Ананьев считает, что творчество – это процесс объективации внутреннего мира человека [2].
В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков трактуют творчество как деятельность, итогом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, человеческую деятельность, в которой появляются новые результаты [4].
В педагогической науке творчество определяется как деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта, оказывающего влияние на преобразование окружающей среды. Н.В. Гавриш видит значение творчества ребенка в создании нового для него, что и определяет значение творчества для формирования личности [8].
Как указывает Т.Г. Евсеева, творчество – форма человеческой деятельности по духовно-практическому освоению мира, содержанием которой является наиболее полная реализация сущностных сил субъекта познания, результаты которой отвечают критериям новизны и социальной значимости [12].
Е.П. Ильин отмечает, что главным условием становления творческих способностей является самостоятельно возникшая у ребенка инициатива к творению. Но незаурядные творческие способности возможно развить в условиях проведения систематической педагогической работы [15].
В.И. Андреев трактует творчество как один из видов человеческой деятельности, для которого характерны: наличие противоречия, проблемной ситуации либо творческой задачи; социальная и личностная роль и прогрессивность; наличие объективных предпосылок, условий для творчества; наличие субъективных предпосылок для творчества; новизна и оригинальность процесса либо результатов [3].
Как справедливо считает М.Г. Ярошевский, творчество – это создание нового, что может означать преобразования в сознании и поведении субъекта, а также продукты, порожденные им и отчужденные от него [31].
Как считает Р. Гут, усредненным из многих определений творчества можно назвать следующее: «Творчество есть продуктивная мыслительная деятельность, приносящая нетривиальный результат [10].
Творчество как процесс комбинирует в себе логическую и интуитивную, сознательную и бессознательную составляющие. В то же время оно основывается на традиционных когнитивных процессах, а также придает им специфическую окраску.
По мнению В.А. Левина, детское творчество – это творчество лишь в психологическом плане, поскольку дети создают что-то новое для себя [18].
А.Г. Гогоберидзе подчеркивает, что итогом детского творчества, т. е. создание произведения или образа, имеет свои специфические черты, поскольку детские композиции нередко нельзя назвать принципиально новыми, имеющими социальную ценность.
Компоненты творческого процесса: податливость, изменчивость мыслительной деятельности; простота генерирования идей; конвергенция понятий; способность размышлять; способность запоминать, усваивать, повторять сведения на основе индивидуального объема памяти и опыта деятельности; способность открывать; богатство, инициативность воображения, яркость воображения [9].
Творчество как продукт обладает следующими существенными характеристиками: материальное и духовное выражение, новизна, необычность, оригинальность. Продуктом творчества могут быть научная идея, теории ученого, произведения искусства или яркие детские рисунки, поделки, литературные сочинения, речь идет о творческом продукте как результате творческой деятельности человека.
Т.В. Кудрявцев выделяет две формы творчества:
1) творчество как «открытие для себя» заключается в том, что прогресс расширяется новыми техническими средствами, художественными текстами, фундаментальными открытиями;
2) творчество «как открытие для других» выражается в том, что на первый план выходит не объективная, а субъективная новизна творческих продуктов [17].
Многие из исследователей объединяют понятие «творчество» и «творческая способность», сопоставляя их друг другу. Эти два понятия принято считать неотъемлемыми составляющими всего творчества. Под понятием творческой способности обычно понимается способность, связанная с созданием чего-то качественно нового.
Под творческой способностью В.А Сластенин определяет способность, отражающую глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения [26].
К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию. В.А. Сластенин опирается на основные требования современного образования, связанные с развитием творческой личности, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной. Большой потенциал для развития детского творчество заключен в способности дошкольника.
М.Г. Ярошевский считал, что творческие способности — это процесс создания чего-то нового, подразумевающий, как изменения в сознании и поведении индивида, так и производимые им продукты, которые он отдаёт другим. Исходя из этого, не только созданные картины, машины, теории, но и все факторы личностного роста человека следует рассматривать как творческие. Однако, некоторые учёные, напротив, сужают термин «творчество», включая в него только познавательную деятельность, которая ведёт к новому или необычному видению проблемы, или ситуации [32].
С точки зрения А.Н. Леонтьева, «творческие способности – это результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества (художественного, музыкального, технического и т. д.)» [20, с. 96].
Э. Фромм рассматривает творческие способности как врожденные потенциальные способности, дремлющие в каждом человеке [29].
Исходя из представленных выше определений, можно заключить, что творческие способности – это совокупность индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности [22]. Они не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Исходя из этого, творческие способности проявляются в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивают создание субъективно нового в той или иной области.
Отечественные психологи выделяют некоторые предпосылки и основания, позволяющие определить черты проявления творческих способностей. Среди таких предпосылок и оснований перечисляются такие как персептивные особенности личности, обладающие творческим потенциалом. Персептивные особенности могут проявляться в необыкновенной напряженности внимания, огромной впечатлительности, восприимчивости.
Также проявление творческих способностей может фиксироваться через такие характеристики деятельности как уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность. Также психологи считают, для творческой личности свойственны высокая мотивация к деятельности. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчество, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности [11, 13, 19].
Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того чтобы получить результат, добиться достижений, необходим «двигатель», который запустил бы в работу механизмы мышления, т.е. необходимы желания и воля, нужна мотивационная основа. Творческая мотивация — побудительная сила к действию, субъективное основание, психологическое условие, определяющее целенаправленный характер творческой деятельности.
Проблема развития творчества и творческих способностей тесно связана с проблемой развития личности в целом, поэтому многие исследователи, анализируя свойства личности, затрагивают в той или иной степени вопрос развития творчества и творческих способностей.Творческие способности следует развивать с самого раннего возраста.
Таким образом, творческие способности – это совокупность индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Эта может быть новое значение, предмет, способ деятельности. Исходя из этого, способности определяются не только своей связью с определенными видами деятельности. Они связываются также и с личностными психическими свойствами, обусловленными индивидуальными своеобразием склада личности.В отечественной педагогике и психологии процесса развитие творческих способностей дошкольников достаточно хорошо изучено. При этом психологи, физиологи и педагоги отмечают, что дошкольный возраст благоприятный период для развития детского творчества. Именно в это время происходит прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы, такие как внимание, память, мышление, восприятие, речь и воображение. Активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобразительских задач / Г.С. Альтшуллер. – М.: Просвещение, 1979. – 143 с.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2010. - 282 с.
3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. – Казань : Изд-во Казан.ун-та, 1988. – 236 с.
4. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
5. Борзова А.А. Развитие творческих способностей у детей / А.А. Борзов, В.А. Борзова. – Самара, 1994. – 175 с.
6. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок: монография / Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1972. – 286 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
8. Гавриш Н.В. Феномен словесного творчества на этапе дошкольного детства / Н.В. Гавриш // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 6. – С. 62-67.
9. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Г. Гогоберидзе. – М.: «Академия», 2005.– 320 с.
10. Гут Р. О творчестве в науке и технике / Р. Гут // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. – С. 130–139.
11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин - 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008.- 368 с.
12. Евсеева Т.Г. Деятельностная концепция творчества в образовании: автореф. дис. канд. философ.наук / Т.Г. Евсеева. – Алматы, 1993. – 9 с.
13. Ермолаева, М.В. Психология развития [Текст] / М.В. Ермолаева. – М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. – 372с.
14. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
15. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 448 с.
16. Комарова Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. – М.: Мнемозина, 1995. – 160 с.
17. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 10. – С. 73-80
18. Левин В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. – М.: «Знание», 1977. – 64 с.
19. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. - М.; Воронеж, 1997. - 448 с.
20. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения : [сборник] / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. - Москва : Смысл, 2009. - 422 с.
21. Леонтьев Д.А. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор / Д.А. Леонтьев // Воображение и творчество в образовательной и профессиональной деятельности: материалы чтений памяти Л.С. Выготского: 4-я Международная конференция. – М.: РГГУ, 2004.– С. 214- 223.
22. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития: Учебник для студ. вузов. / В.С. Мухина. – 10-е изд., стереотип. – Москва: «Академия», 2015 – 656 с.
23. Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд ; Науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. - Москва : Мысль, 2000-2001. – 605 с.
24. Поддьяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии.– 1990. – № 1.– С. 16-19.
25. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005 - 208 с.
26. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
27. Философский словарь / [Абрамов А. И. и др.]; Под ред. И. Т. Фролова. - 7. изд., перераб. и доп. - М. : Республика, 2001. - 719 с.
28. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флерина. – М.: Просвещение, 2011. – 334с.
29. Фромм, Э. Душа человека [Текст] : [пер. с нем.] / Эрих Фромм. - Москва : АСТ :Астрель, 2011. - 253 с.
30. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
31. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии: искусствознание и психология художественного творчества / М.Г. Ярошевский. – М.: Искусство, 1988. – 176 с.
32. Ярошевский, М. Г. Краткий курс истории психологии / М. Г. Ярошевский. - М. :Междунар. пед. акад., 1995. - 144 с.