Фрагмент для ознакомления
2
Нововведения являются неотъемлемой частью развития организации, ориентированной на долговременное присутствие на рынке и достижение стабильно высокий коммерческих показателей. Именно инновации или нововведения выделяю компанию на рынке и формируют ее конкурентное преимущество. Поэтому их разработке должно уделяться особое внимание. Управление инновационными процессами – это система регламентов, мероприятий и процедур, воздействий, направленных на человеческие, материальные, экономические и иные ресурсы организации для создания инноваций и их применения для решении различных задач данной организации.
Сущность нововведения составляет креативность производимых изменений и нестандартность решения, направленная на повышение конкурентоспособности предприятия через генерацию новых продуктов и услуг, либо совершенствование имеющихся, применение новых технологий и методов, снижение затрат ресурсов или повышение качества их использования, достижение определенного социально-экономического эффекта. Именно поэтому исследование процесса внедрения и управления нововведениями и изменениями всегда актуально.
Цель курсовой работы – анализ управления процессом реализации изменений и нововведений в организации.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и сущность нововведений;
- представить классификацию нововведений;
- рассмотреть подходы к управлению нововведениями в современных организациях;
- представить краткую характеристику компании ".....".
- обосновать необходимости внедрения нововведений в организации ОАО «КрасЦветМет»;
- разработать предложения по совершенствованию внедрения нововведений в данной организации.
Предмет исследования – система управления процессами реализации изменений и нововведений.
Объект исследования – ОАО «КрасЦветМет».
Методология исследования: анализа, синтеза, комплексного анализа, сравнительного анализа.
В данной курсовой работе представлено описание сущности нововведений и процесса введения изменений. А также рассмотрена ситуация внедрения нововведений в конкретной компании.
Глава 1. Управление современными нововведениями и их классификация
1.1. Понятие и сущность нововведений
Мировые специалисты в области экономики под понятием «нововведение» подразумевают процесс изменения научно-технического прогресса и превращения его в реальный, находящий отражение в новых товарах и технологиях. Таким образом, инновации тесно связаны с научно-техническим прогрессом и становятся его конечным результатом. В свою очередь научно-технический прогресс - это важный фактор производства продукции, направленный на повышение производительности труда за счет улучшения качества средств производства и технологий .
Действующие на сегодняшний день международные стандарты в области инноваций обеспечивают их интегративное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами под инновациями понимают конечный результат инновационной деятельности, который находит воплощение в новом или усовершенствованном товаре, в введении на рынок новой или усовершенствованной технологии и который используется в практической деятельности.
При сравнении понятий «новшество» и «инновация» следует отметить их различие. Новшество – это творчество, в результате которого появляется новый продукт, технология, услуга. Результат этой творческой работы оформляется как патент, рационализаторское предложение, открытие, товарный знак, ноу-хау. Далее начинается процесс коммерциализации, когда новшество выходит на рынок, начинается процесс практического применения новшества, в результате чего созданный новый творческий продукт начинает зарабатывать прибыль. В связи с этим моя авторская позиция заключается в следующем: инновация – это практическое применение новшества.
Во-первых, это основной инноваций являются исследований рынка, потребителей, конкурентного окружения, тенденций и трендов. В то время как инновации в широком смысле могут рождаться «из ничего», просто как творчество.
Во-вторых, инновации всегда создаются для достижения определенных целей и показателей компании. Это может быть увеличение доли рынка, создание новой рыночной ниши, повышение конкурентоспособности, продвижение торговой марки, оптимизация клиентского сервиса и т.п.
В третьих, инновации должны быть экономически обоснованы. Их внедрение должно быть экономически выгодно компании, т.е. доходы от их реализации должны в определенный момент превысить расходы на разработку и внедрение.
Обоснование затрат на проведение исследований для внедрения инновации является неотъемлемой частью инновационного менеджмента.
Что касается инвестиций, то они могут направляться как в разработку новшества (предпосевная стадия), так и на его внедрение ( посевная стадия). Мало что-то придумать, необходимо свой замысел внедрить в производство, для чего нужны маркетинговые исследования, производство опытных партий продуктов, их апробация. Поэтому главной задачей является внедрение новшества в производство, его превращение в инновацию .
Следует согласиться с основным свойствам инноваций, к которым относят:
- научно-техническая новизна, обязательное преимущество по сравнению с традиционными решениями;
- обязательное соответствие нового продукта или услуги требованиям рынка, что в результате обеспечит прибыльность нового товара;
- для минимизации затрат новый товар должен соответствовать сложившейся практике производства, его технологическому устройству, имеющейся ресурсной базе.
Система преобразований, осуществляемых в ходе реализации иннова¬ций, является инновационным процессом, а время разработки, расширения и применения инноваций называют инновационным циклом.
Инновация обязательно должна иметь цель, что способствует повышению ее качества, количеству новых результативных разработок.
Управление инновационными процессами – это система регламентов, мероприятий и процедур, воздействий, направленных на человеческие, материальные, экономические и иные ресурсы организации для создания инноваций и их применения для решении различных задач данной организации.
1.2. Классификация нововведений
Существует несколько подходов к классификации инноваций. В таблице 1.1 представлены 9 признаков классификации, предложенные известным российским ученым А.И. Пригожиным .
Таблица 1.1 – Классификация инноваций
1.3. Подходы к управлению нововведениями в современных организациях
Маннапов Р.Г. дает следующее понятие: «управление изменениями - это система, включающая в себя субъект управления, объект управления, предмет изменений, факторы влияния на процесс управления изменений» .
Процесс управления изменениями можно рассматривать как системный процесс перемещения организации от настоящего положения к желаемому будущему.
Рис.1.1. Модель системного процесса управления изменениями
Промежуток времени между текущей ситуацией и будущей является промежуточной, она содержит в себе как элементы настоящего, так и будущего. Для реализации данной модели необходимо провести анализ сложившейся ситуации, выявить факторы, которые оказали на нее влияние, а потом составить прогноз дальнейшего развития событий. Это позволит не столкнуться с проблемами, которые были ранее и способных исказить результаты внедрения нововведений.
Проблемы могут выражаться по-разному:
- в семантической форме: в виде недостатка информации, знаний, умений и опыта,
- в поведенческой форме: негативной реакции персонала.
Преодоление семантического сопротивления целесообразно осуществлять через реализацию программ поддержки нововведений и «двигателей процессов изменений», то есть руководителей, менеджеров и т.д. Для поведенческой формы необходимо привлекать специалистов или группу специалистов, которые бы могли провести необходимую работу с персоналом.
В научной литературе (Грашин Д.С., Стороженко В.В.) можно встретить описание модели «постепенного наращивания», которая отражает процесс управления изменениями. Данная модель используется при отсутствии четких конечных целей и результатов, к которым приведут изменения. В ходе осуществления реорганизации делаются пробные шаги, каждый из которых подробно освещается.
Модель «постепенного наращивания» можно увидеть также на рисунке 1.1. «Постепенное наращивание» изображено ломанной кривой. Началом кривой будет текущее состояние, а завершением — будущее положение. Людьми, которые управляют процессом реорганизации, совершается резкое, но небольшое изменение — шаг (каждый залом кривой).
При осознании ясных целей и результатов, которых хочет добиться организация, руководство может осуществить прорыв к намеченным целям (последний залом кривой) и тем самым окончить процесс проведения изменений в организации. В конце концов ломанная кривая достигнет точки «будущего положения»
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абрамова, В. Ю. Методические подходы к оценке инновационного потенциала // Электронный научный журнал: Известия Иркутской Государственной экономической академии. -2018.- № 2. – С.5-7.
2. Адодина, О.А. Анализ уровня инновационности экономики России . Вестник Пермского университета. 2018, вып.4 – С.28-35
3. Гаршина Д. С. Особенности управления изменениями // Молодой ученый. — 2017. — №26. — С. 102
4. Герман, Е.А. Теоретическая инноватика. Учеб. Пособие: СПб., 2018. – 148с.
5. Дубинина, А. В. Особенности развития инновационной экономики в регионах России // Региональная экономика: теория и практика . – 2020. – № 15. – С. 31–38.
6.Жданова О. А. Роль инноваций в современной экономике // Экономика, управление, финансы : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2018 г.). — Пермь : Меркурий, 2018. — С. 38-40.
7. Индикаторы инновационной деятельности: 2021: стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2021. 472 с.
8. Колин, К.К. Национальные проекты в новой стратегии инновационного развития России//Интернет-журнал о культуре как факторе национальной безопасности. [Электронный ресурс] Код доступа: http://sec.chgik.ru/ru/ (Дата обращения 28.09.2021).
9.Лапаев, С. П. Система показателей инновационной конкурентоспособности региона // Вестник ОГУ. Серия: Экономика. -2019.-№ 8. — 66 с.
10.Маннапов Р. Г. Модернизация системы управления экономикой региона в условиях инновационного развития // Региональная экономика. – 2019. – № 33. – С. 2-9.
10.Овчинникова, Е. А. Проблемы финансирования инновационных проектов в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2018. - №48. - С. 409-413.
11.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] . Код доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 28.09.2021).
12. Официальный сайт ОАО «КрасЦвет Мет» // http://www.krastsvetmet.ru/about.html (дата обращения: 12.05.2022)
13.Официальный сайт Фонда развития промышленности [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.frprf.ru (дата обращения: 27.09.2021)
14.Погодина Т. В. Экономический анализ и оценка инновационной активности и конкурентоспособности регионов Приволжского федерального округа // Экономический анализ: теория и практика. — 2019. — № 5. — С. 16–22.
15.Путилина, В. Ю. Альтернативные подходы к измерению инновационной активности в регионе // Журнал «Экономический анализ: теория и практика»,– 2017 -№ 12(93). – С.69 - 72
16.Сивов М. В. Сравнительный анализ методов оценки инновационного потенциала регионов РФ // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 982-984. (Дата обращения: 29.09.2021).
17. Туккель, И.Л., Сурина, А.В., Культин, Н.Б. Управление инновационными проектами. Учебник для вузов. – СПб.: БХВПетербург, 2019.- 416 с.
18.Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. изд. СПб.: Питер, 2020. 389с.
19.Хотяшева, О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2017.232с.
20.Черняков, М. К. Управление инновационной деятельностью– Курск: Закрытое акционерное общество «Универ, 2020. – 104 с.
21. Шевченко, И.В. Оценка инновационного потенциала национальной экономики// Финансы и кредит. - 2018. - №8. - С. 56-61.