Фрагмент для ознакомления
2
Природа моды как социального явления является достаточно сложной. Данный феномен изучают самые разнообразные науки, психологические, социологические, философские. Проблемами моды заняты различные экономические отрасли. В рассмотрении подобного рода вопросов, занято достаточно много самых разнообразных субъектов. Для изучения данного феномена применяют самые разнообразные методы и выделяют при этом свои предметы и свои объекты исследования [17]. Молодёжь и студенты часто демонстрируют своим сверстникам различные модные предметы и аксессуары. У молодёжи это всегда означает принадлежность, к какой либо социальной группе, которая придерживается тех или иных модных тенденций. Возможно – это принадлежность к определенной социальной группе, занимающей более высокое социальное положение. Молодёжь и студенты часто и много покупают модные товары и принадлежности. Боле правильно вероятнее будет сказать, покупают это чаще всего родители. Затем часто случается так, что в этих товарах они не нуждаются. Необходимо понимание того, почему студенчество настолько сильно подвержено влиянию моды. Каковы возникают устойчивые особенности изменения поведения молодёжи под воздействием моды. Этими и многими другими вопросами сегодня занимаются исследователи молодёжной моды. [2].
Проблема моды и современного потребления в обществе рассматривалась в работах исследователя Ю. Л. Афанасьева. Он считал, что, наряду с обычаями и социальными институтами мода является устойчивой формой социальной регуляции поведения молодых людей. Так или иначе, тенденции моды волнуют людей любого возраста, поскольку мода сегодня – это прежде всего статус. Но ни на один социальный слой мода не влияет настолько, как влияет она на молодёжь и студенчество. Социальная значимость моды всегда была велика. Во все времена люди, кому либо подражали. Вот и сегодня появляется всё больше подходов к научному анализу феномена моды. Сегодня мода достаточно сильно изменяет доминирующий образ жизни и ценностные установки студентов и молодёжи. [13].
Экономические или политические веяния всегда проявляются в модных тенденциях и в модных предпочтениях людей самых различных социальных групп. Достаточно быстро распространяются сегодня образцы глубокого подражания различным значимым в обществе субъектам в самых разнообразных социальных слоях общества. Можно вспомнить процесс популяризации джинсовой одежды, которая изначально была придумана как недорогая рабочая форма для американского рабочего класса. Сегодня нельзя говорить о том, что существует настолько же популярный модный аналог как джинсовая мода, поскольку сегодня мода разбита на многие направления и течения. Нет такой единственной модной единицы, которая волновала бы вест мир. Тем не менее, нельзя говорить и о том, что модные влияния ослабли или стали меньше интересовать людей. Ученые сегодня предлагают множество определений моды. Понятие мода изначально возникло в повседневной практике людей, но затем интерес к этой проблеме проявился у исследователей. В каждом из определений прослеживается связь понятий моды и общества. Всё это указывает на социальный феномен моды, который развивается и изменяется во времени и, имеет конкретные материальные проявления в быту, предметах одежды и интерьера [10].
В большинстве определений нет указания на то, что, кроме материальной сферы, мода затрагивает сферу духовную. Тем не менее сегодня можно говорить о том, что в различных социальных слоях установлены свои модные тенденции. Чаще всего под модой привыкли понимать одежду и предметы интерьера. Но на формирование модных тенденций в обществе влияет достаточно много факторов. В каждую эпоху ажны вкусы людей, их ценности, культурные традиции, предпочтения и др. Феномен моды всегда имеет как материальные, так и духовные основания. И если материальные тенденции иногда меняются достаточно быстро, то в культурных и духовных аспектах влияние моды на людей могут лишь усиливаться. Модные предпочтения студентов часто и быстро меняются. Для людей старшего возраста модная атрибутика может оставаться неизменной долгие годы [19]. Для молодого поколения мода вещей может изменяться не один раз в году. Можно сегодня говорить о том, что, что мода – это определённый тип реагирования, который принадлежит значительному количеству людей. В качестве объектов выбора моды может выступать что угодно. Постоянной изменчивостью этого феномена становится активное действие субъекта по поводу получить какой либо модный предмет или вещь. Для исследователей этот аспект достаточно важен. Исследователи часто подчеркивает, что мода оказывает достаточно большое влияние на поведение людей, особенно на их потребительское поведение [1].
Исследователь моды К.В. Михалева считает, что мода – это статусно - ролевая структура, образованная из групп индивидуумов, мероприятий или практик. Целью их является создание в обществе образного символического социального порядка в какой либо социальной страте. Феномен моды сегодня рассматривается как социальный институт, имеющий свою структуру и задающий социально-ролевую иерархию. В любой структуре всегда поддерживается социальный порядок. Взаимосвязь потребительского поведения людей и стремительное развитие самой разнообразной моды сегодня очевидна.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьева, Ю. Л. Влияние референтных групп на потребительское
поведение студенческой молодежи: гендерный аспект [Текст]/Ю.Л. Афанасьева. - Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2012. – No4. –С. 49-57.
2. Брагина, М. Л. Потребительское поведение с точки зрения
экономической социологии и динамика потребительского поведения россиян [Текст]/ М.Л. Брагина. - Научно-практический журнал. – 2017. – No5. – С. 198-201.
3. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры [Текст]/ Ж. Бодрийяр. - Пер. с фр. Е. А. Самарская. – М.: Культурная революция; Республика, 2006. – 168 с.
4. Веблен, Т. Теория праздного класса [Текст]/ Т. Веблен. – М.: Ленанд, 2011. –368 с.
5. Вотинцева, Н. Н. Культура потребления и реклама [Текст]/ / Н. Н. Вотинцева.- Пермь: Пермского института экономики и финансов, 2014. – 132 с.
6. Гофман, А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения[Текст]/А. Б. Гофман. – Изд. 6-е. – М.: Книжный Дом Университет, 2015. – 228 с.
7. Дозорова, К. Д. Влияние интернета на изменение потребительского
поведения пользователей [Электронный ресурс] // Электронный научный
журнал «Наука. Общество. Государство». – Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru(дата обращения: 16.05.2022).
8. Козырева, О. В. Феномен социального института и его теоретическое
определение [Текст]/ О.В. Козырева. - Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2015. – No6 (42). – С. 214-223.
9. Коновалова, Е. И. Структура потребления студенческой молодежи [Текст]/Е.И. Коновалова. - Научный журнал «Дискурс». – 2017. – No6 (8). – С. 45-52.
10. Котельникова, Е. А., Особенности потребительского поведения
студенческой молодежи курского региона [Текст]/ Е.А. Котельникова. - Сборник научных статей преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. Актуальные проблемы региональной социологии. – 2016. – Т.2. – No2. – С. 88-97.
11. Кузеванова, А. Л. Потребительское поведение российской
студенческой молодежи в условиях глобализации [Текст]/ А.Л. Кузеванова. - Вестник Волгоградского института бизнеса. Бизнес. Образование. Право. – 2017. – No3 (40). – С. 15-18.
12. Лопатина, Е. А. Потребительское поведение подростков:
социологическое измерение [Текст]/Е.А. - Поиск: Политика, обществоведение, искусство, социология, культура. – 2015. – No6 (53). – С. 101-110.
13. Лунева, И. В. Адаптивная функция моды как фактор социализации
личности [Текст]/ И.В. Лунева. - Социогуманитарный вестник. – 2010. – No1 (4). – С. 75-77.
14. Михалева, К. Ю. Мода. Предмет, история, социология, экономика [Текст]/ К.Ю. Михалева. – М.: Издательское решение по лицензии Ridero, 2015. – 304 с.
15. Масалов, А. Г. Теоретические подходы к определению сущности
молодежи [Текст]/ А.Г. Масалов. - Вестник МГГУ имени М.А. Шолохова. История и Политология. – 2014. – No2. – С. 102-110.
16. Поплевина, В. А. Научные исследования моды как социально-
культурного явления [Текст]/ В.А. Поплевина. - Социально-экономические явления и процессы. – 2015. –Т.10. – No6. – С. 162-170.
17. Сулакшин, С. С. Социально-экономическое положение россиян в
кризисный период [Текст]/ С. С. Сулакшин, Н. А. Хвыля-Олинтер, Л. И. Кравченко. – М.: Наука и политика, 2017. – 48 с.
18. Сулакшин, С. С. Динамика портрета современной российской
молодежи [Текст]/ С.С. Сулакшин. - Наука и политика. Труды Центра научной политической мысли и идеологии. – 2016. – No21. – С. 35 – 40.
19. Соболева, К. Ю. Исследование влияния моды на финансовые
предпочтения потребителей [Текст]/ К.Ю. Соболева. - Актуальные вопросы современной науки. – 2013. – No30 (2). – С. 179-185.
20. Сороколетова, А. О. Мода как фактор потребительского поведения
молодежи [Текст]/ А.О. Сороколетова. - Вестник Тамбовского университета. Сер. Общественные науки. – 2017. – Т.3. –No3 (11). – С. 88 – 92.
21. Толмачева, С. В. Влияние рекламы на формирование ценностных
ориентаций молодежи г. Тюмени [Текст]/ С.В. Толмачёва. - Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2012. – No3. – С. 73-78.
22. Филатова, О. Н. Эволюция концепций моды как социокультурного
явления [Текст]/ О.Н. Филатова. - Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2014.– No2. – С. 131-134.
23. Фирсов, Е. А. Потребительское поведение как объект
социологического анализа [Текст]/ Е.А. Фирсов. - Сборник статей Всероссийской научно - практической конференции. Социокультурные факторы социализации современного российского общества. – 2015. – Т.3. – No3. – С. 139-142.
24. Фонд «Общественное мнение». Источники информации. Мониторинг. [Электронный ресурс] / Фонд «Общественное мнение». – Режим доступа:http://fom.ru/SMI-i-internet/13323(дата обращения: 16.05.2022).
25. Фонд «Общественное мнение». Опрос молодежи: источники
информации [Электронный ресурс] / Фонд «Общественное мнение». – [Электронный ресурс] - Режим доступа. – http://fom.ru/SMI-i-internet/12873(дата обращения: 16.05.2022).
26. Халина, Е. С. Отношение молодежи к кредитным практикам:
социально-экономический анализ [Текст]/ Е.С. Халина. - Сборник научных статей преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. Актуальные проблемы региональной социологии. – 2016. – С. 134-140.
27. Чурсина, О. В. Феномен моды в работах отечественных и зарубежных исследователей [Текст]/ О.В. Чурсина. - Гуманитарные исследования. – 2013. – No4 (36). – С. 26-31.
28. Шадрина, С. В. Потребительское поведение подростков: основные
факторы влияния [Текст]/ С.В. Шадрина. - Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2014. –Сер.8. – No2. – С. 53-91.
29. Щегловская, В. О. Влияние моды на формирование потребительского поведения молодежи [Текст]/ В.О. Щегловская. - Вестник магистратуры. – 2016. – No 9 (60). – С. 31-33.