Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Когда речь идет о развитии страны, уровне цивилизации общества или региона, одним из важнейших признаков, определяющих этот уровень, можно считать уровень развития транспорта.
В России, включая Сибирь и Дальний Восток, 75% населения проживает в городах и населенных пунктах. Обеспеченность личными автомобилями составляет около 27 автомобилей на 100 жителей (более 40 в Западной Европе). Поэтому жизнедеятельность городов в Российской Федерации в большей степени зависит от работы услуг общественного транспорта, чем на сопоставимый уровень национального дохода любой другой страны. В то же время, в силу специфики российских условий, около 64% пассажиров перевозится городским и пригородным транспортом от общего объема перевозок всех видов комплексных пассажирских перевозок. Напротив, доля услуг общественного городского транспорта в той же Западной Европе составляет около 20%, в то время как в Соединенных Штатах - 3%. Плохая работа общественного транспорта немедленно сказывается на работе российских городов, учреждений, школ, магазинов, деревень, заводов или домашних хозяйств.
Поэтому в российских условиях среди множества вопросов, связанных с гармоничным развитием современных городов, одно из важнейших мест занимает эксплуатация общественного пассажирского транспорта. Неслучайно во многих моделях оценки уровня жизни фактор транспортных услуг часто стоит на первом месте.
Необходимо учитывать растущий грузооборот и пассажиропоток, сложность условий строительства транспортных линий в необитаемых, труднопроходимых районах и крупных городах. Стремление увеличить скорость сообщения и частоту отправления транспортных единиц требует повышения комфорта и снижения транспортных расходов - все это требует улучшения не только существующих транспортных средств, но и необходимости поиска более адекватных, чем традиционные виды транспорта. На данный момент разработано несколько новых типов транспортных средств и реализуются в виде постоянных или пилотных действующих устройств, скорее в форме проектов, патентов или просто идей.
Следует помнить, что большинство так называемых новых видов транспорта были предложены в принципе много лет назад, но они еще не использовались и в настоящее время вновь предлагаются или восстанавливаются на основе современных технологий.
Цель курсовой работы: провести анализ социо-культурной ситуации дорожно-транспортной сферы Белгородской области.
Задачи курсовой работы:
- исследовать теоретические аспекты транспортной инфраструктуры, в том числе, рассмотреть направления транспортной инфраструктуры области, нуждающиеся в модернизации;
- рассмотреть состояние дорожно-транспортной сферы Белгородской ;
- определить, как осуществляется развитие транспортной инфраструктуры Белгородской области;
Объектом исследования является дорожно-транспортная сфера Белгородской области.
Предметом исследования является совокупность процессов и явлений, возникающих при развитии дорожно-транспортной сферы Белгородской области.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ
1.1.Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры как важный фактор развития экономики региона
На протяжении длительного времени функционирования экономики, считается, что хозяйственным субъектам необходимо создание каналов сбыта, по которым они могут реализовывать свою произведенную продукцию или услугу. Поэтому, считается, что в развитии региона, важная роль отводится совершенствованию дорожно-транспортной инфраструктуры, транспортно-логистических центров и каналов сбыта для предприятий. Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры способствует созданию новых путей обмена товарами и услугами, но и повышает пассажирский поток, который помогает обмениваться кадрами рабочей силы, культурой, туристическими потоками и многим другим между странами и регионами.
Существующая необходимость в развитии экономики региона, обуславливает для региональных властей потребность в поиске источника, который послужит мощным толчком к развитию. Можно предположить, что дорожно-транспортная инфраструктура способна стать источником, вокруг которого будет строиться процесс совершенствования и развития хозяйственной деятельности региона.
В диссертации к.э.н. Гольской Ю.Н. «Оценка влияния транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие региона» сказано следующее, что важнейшей задача современного этапа социальноэкономического развития российских регионов заключается в обеспечении устойчивого экономического роста как основы повышения уровня и качества жизни населения. Данная задача требует динамичного и сбалансированного развития всех структурных составляющих региональной системы, включая транспортную инфраструктуру, которая в настоящее время начинает играть ведущую роль в расширении перспектив социально-экономического развития регионов.
Региональная транспортная инфраструктура имеет отличительные особенности: ее отрасли функционируют в общенациональном масштабе как единая система, и одновременно ее деятельность характеризуется четко выраженным региональным аспектом; наблюдается доминирующее влияние результатов ее функционирования на общие параметры жизнедеятельности региона; осуществляется тесная взаимосвязь и взаимозависимость транспортной инфраструктуры с другими составляющими региональной системы [1].
В диссертации к.э.н. Селезнева Н.С. «Развитие транспортной инфраструктуры лесных территорий региона» сказано, что ресурсный потенциал лесного сектора региональной экономики используется недостаточно эффективно, и одной из причин сложившийся ситуации является отсутствие должного развития транспортной инфраструктуры (ТИ).
Неразвитость транспортной инфраструктуры лесных территорий проявляется в отставании темпов ввода в эксплуатацию лесовозных дорог по сравнению с темпами освоения лесных ресурсов и в отсутствии транспортнологистических центров лесных территорий, учитывающих специфические особенности лесного хозяйства.
Недооценка роли и места транспортной инфраструктуры приводит к существенному ограничению социальноэкономического развития лесных территорий региона. Именно транспортная инфраструктура обеспечивает снижение удельного веса транспортных расходов в цене продукции организаций лесного сектора региональной экономики, увеличивает уровень деловой активности субъектов хозяйствования, повышает транспортную доступность лесопокрытых территорий, обеспечивает их социально-экономическое развитие, способствует экономической целостности лесных территорий.
Поэтому возникает необходимость создания экономических условий и механизмов для развития транспортной инфраструктуры и реализации ее потенциала, т.е. такого уровня развития, который обеспечивал бы работу отраслей лесного сектора, смежных отраслей, являющихся потребителями его продукции, а также самого инфраструктурного комплекса с оптимальными затратами и наибольшим экономическим эффектом для экономики региона. При этом транспортная инфраструктура лесных территорий, являясь объединяющим элементом, с позиции территориально-отраслевого подхода должна развиваться и в интересах самих лесных территорий, обеспечивая экономику сельских территорий необходимыми инфраструктурными услугами, создавая новые рабочие места, обеспечивая экономический и социальный результат в процессах регионального развития [2].
Все изложенное подчеркивает, важность изучения современных особенностей развития дорожно-транспортной инфраструктуры. С учетом вышесказанного подчеркивается актуальность выбранной темы работы.
В экономическом пространстве, фирмам, необходимо искать точку опоры, вокруг которой будет строиться процесс развития всех направлений производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности.
Такой точкой опоры, на современном этапе развития, выступает дорожнотранспортная инфраструктура. Любому предприятию или организации, необходимо реализовывать свою продукцию путем доставки ее, конечному покупателю.
Замечено, что благодаря образованию, в регионах, дорожнотранспортных каналов и центров, создается единое экономическое пространство, которое способствует скорейшей интеграции различных субъектов хозяйствования.
Изучая вопрос важности развития транспортнологистических центров, считается, что главная роль, в содействии развитию, отводится государству. Именно государство берет на себя обязательства по основному финансированию программы развития дорожно-транспортных путей и сообщений, а также по совершенствованию уже функционирующей базы инфраструктуры.
Незатруднительным будет учесть тот факт, что для строительства новых транспортно-логистических центров и каналов, нужны инвестиции не только государственного, но и частного сектора экономики. Это обусловлено тем, что фирмам, для снижения затрат на транспортно-логистическую деятельность, необходимо реализовывать проекты по созданию логистических центров, с целью перемещения и хранения произведенной продукции.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации» [Электронный источник] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82617/
2. ГОСТ Р 51004-96 «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества» [Электронный источник] / URL: http://standartgost.ru/g/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_%D0%A0_51004-96
3. Аксенов И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы / И.Я. Аксенов. М.: ТЕИС, 2017. 216 с.
4. АртыновА. П. Автоматизация процессов планирования и управления транспортными системами / А. П. Артынов, И. И. Скалецкий. М.: Транспорт, 1981.-280 с.
5. Астахов, О. Ю. Теория и методика социокультурного проектирования : учеб. пособие / О. Ю. Астахов, А. С. Двуречная ; М-во культуры Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Кемер. гос. ин-т культуры», Соц.-гуманитар. фак., Каф. культурологии. – Кемерово : ФГБОУ ВО «Кемер. гос. ин-т культуры», 2020. – 151 с.
6. Бабков В. Ф. Дорожные условия и безопасность движения: учеб. пособие / В. Ф. Бабков. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 2012. 288 с.
7. Берестова Л.И. Основы технологии социального прогнозирования и проектирования: учебное пособие. - М.: Проспект, 2017.
8. Воржецов А.Г., Гатина Л.И. Социальное проектирование: учебное пособие. - Казань: КГТУ, 2017.
9. Крипак, М.Н. Модели рынка городских пассажирских перевозок / Современные технологии и научно-технический прогресс. 2018. Т. 1. № 1. С. 84-86. Кузнецова, Л. П., Семенихин, Б. А. Пассажирские перевозки [Текст]: учеб. пособие / Л. П. Кузнецова, Б. А. Семенихин; Юго-Зап. гос. ун-т., ЗАО «Университетская книга», Курск, 2019. 153 с.
10. Луков, В. А. Социальное проектирование : учеб. пособие / В. А. Луков. - Москва : Изд-во Моск. гу-манит. ун-та : Флинта, 2019. - 240 с.
11. Марача В.Г., Розин В.М. Социальное проектирование в эпоху культурных трансформаций: [монография]. - М.: ИФ, 2018.
12. Орлова, Э. А. Эффективные социокультурные программы и проекты / Э. А. Орлова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Гос. акад. славян. культуры», Ин-т соц. и культур. Антропологии. – Москва : Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2015. – 342 с.
13. Основы социокультурного проектирования : учеб.-метод. пособие / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук ; Новосиб. гос. пед. ун-т ; сост. О. В. Макеева ; науч. ред. Е. Б. Артемьева ; отв. за вып. Н. С. Мурашова. – Новосибирск, 2015. – 111 с.
14. Симонова И. Ф. Социально-культурное проектирование: современные подходы и технологии : учебное пособие. Санкт-Петербург : Наукоёмкие технологии, 2020. 250 с.