Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Процесс улучшения рабочих показателей существенно влияет на конкурентную способность современных организаций. Эта тенденция входит в общий процесс управления, который нацелен на достижение успешного функционирования организации, ее поддержание на высоких рыночных позициях и в конкурентной борьбе.
Система улучшения работы организации базируется на применении теоретических и практических основ науки менеджмента, экономики и психологии. Для того, чтобы система улучшения работы организации функционировала качественно все приведенные выше аспекты необходимо применять грамотно, что подразумевает их постоянное изучение и дополнение.
Вся вышеперечисленная информация и определила выбор темы данной курсовой работы.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы следующих авторов: Акатов Н.Б., Акимова О.Е., Бухалков М.И., Гончаров Э.Н., Егоршин А.П., Кибанов А.Я., Коноплев С.П., Разумов В.А. и др.
Объектом исследования является – ФГУП ПО Маяк, завод 45.
Предметом – система менеджмента с качества предприятия.
Целью курсовой работы является предложение рекомендаций по совершенствованию системы менеджмента качества на предприятии.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить принципы системы качества менеджмента на предприятии;
- выявить этапы создания системы управления качеством на предприятии;
- определить пути повышения организации технического контроля качества;
- провести анализ организации системы менеджмента качества на предприятии ФГУП ПО Маяк, завод 45.
- предложить рекомендации по совершенствованию организации системы менеджмента качества на предприятии ФГУП ПО Маяк, завод 45.
Основные методы исследования, которые были использованы в работе: метод моделирования; метод анализа; наблюдение и инструменты управления качеством.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные рекомендации по совершенствованию системы менеджмента качества на ФГУП ПО Маяк, завод 45, могут быть использованы студентами для дальнейшего изучения и практического применения.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические аспекты управления качеством на современном предприятии.
Во второй – проведен анализ организации системы менеджмента качества на примере предприятия ФГУП ПО Маяк, завод 45.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Характеристика принципов системы качества менеджмента
Определение «качества», как и большинство прочих определений несет в своей основе разные подходы. Анализируя основные из них, можно выделить следующие основные [2, с.89-90]:
- качество ориентировано на образование лучших характеристик у товаров и услуг. Качественные характеристики закладываются еще на этапе разработки товаров и услуг. Соответственно, их можно измерить;
- качество выражается в субъективном восприятии каждого отдельного потребителя;
- качественные характеристики постоянно дополняются и корректируются при учете мнения потребителя;
- качество имеет ценностное выражение – так как за набор его качеств потребители платят определенную сумму денег;
- качество должно основываться на нормативно-технических документах.
Взгляды на понятие и суть качества формировались и видоизменялись на протяжении длительного времени. Обозначая конкретные этапы в этом процессе, можно выделить [4, с.349]:
- инспекцию качества;
- контроль качества;
- обеспечение качества;
- тотальное управление качеством.
Каждый из представленных этапов дополняет положение предыдущего, совершенствует и детализирует его. Схематично данный процесс представлен на рис.1.1.
Рис. 1.1. Эволюция понятия «качество» [4, с.91]
В практическом применении в России наибольшей популярностью пользуется модель, включающая следующие этапы (рис.1.2):
- индивидуальный контроль;
- цеховой контроль;
- приемочный контроль;
- комплексный контроль;
- стандартизация системы качества;
- всестороннее распространение системы качества.
Рис. 1.2. Эволюция менеджмента качества [7, с.97-98]
Далее более подробно рассмотрим, представленные на рис.1.2 этапы.
Индивидуальный качественный контроль имеет в своей основе единоличный контроль за производством товаров и разработкой услуг. Работник, осуществляющий этот процесс вносит непосредственные коррективы.
Цеховой качественный контроль подразумевает разделение контроля за производством товаров и разработкой услуг в производственном отделе. Здесь каждый сотрудник несет ответственность за отдельную качественную характеристику. На этом этапе были выявлены новые механизмы и принципы оценки качества. Кроме того, сформировались основы стандартизации и метрологии, направленные на унификацию при измерениях качественных характеристик.
Статистический качественный контроль включил применение контрольных схем, имеющих границы норм. Данные схемы позволили отследить и выявить проблемы в производственных работах [6].
Комплексное управление качеством вызвано обострением конкурентной борьбы на рынке и разделением трудовой ответственности в коллективах. На данном этапе первостепенной задачей было не выявление проблем в качественных характеристиках, а недопущение их появления. Появление данного этапа позволило выявлять качество товаров и услуг при оценке организационной обстановки, где их производили и разрабатывали. На этапе комплексного управления качеством были доступны новейшие инструменты:
- статистические средства измерения;
- методы метрологии;
- накопленный опыт;
- сертификация и стандартизация и др.
Новейшим этапом в управлении системой качества является принятие стандартов серии ИСО 9000 на международном уровне. Этот этап принят в границах 1986-1987 гг. Он положил начало международной стандартизации качества. Новые стандарты выражали процесс поддержания и контроля качества при выстраивании организационной среды. Данная среда направлена на недопущение несоответствий и дефектов при производстве товаров и разработке услуг.
Обобщая вышеприведенную информацию, можно резюмировать, что прогресс системы качества начинался с индивидуального до всемирного контроля, принятия международных стандартов. Этот прогресс произошел в следствии совершенствования трудовых и организационных процессов, появления новейших научных достижений.
В общей практике управления качеством выделяют:
- управление качеством;
- обеспечение качеством;
- планирование качества;
- улучшение качества.
Приеденные этапы осуществляются во всех трудовых и организационных процессах в организациях.
Планирование качества включает изучение потребительского спроса. На этом процессе планируются качественные характеристики товаров и услуг, составляется план их производства и разработки, определяются ресурсы, необходимые для производства и разработки, формируются положения по улучшению качественных характеристик.
Обеспечение качества включает реализацию системных мер для образования устойчивого имиджа качества товаров и услуг. Этот процесс содержит деятельность по:
- управленческо-производственным процессам;
- материально-техническому обеспечению и пр.
Для обеспечения качества необходимо:
- получить уверенность в точном качестве разрабатываемых товаров и услуг на уровне организации;
- получить уверенность в точном качестве разрабатываемых товаров и услуг на уровне потребителя.
Улучшение качественных характеристик содержит методологии, направленные на:
- улучшение имиджа организации;
- увеличение прибыли организации;
- повышение уровня комфорта для потребителей.
При улучшении качественных характеристик реализуют выполнение высоких требований к конкретным услугам и товарам. Менеджмент качества включает систему управления, товары и услуги, процессы, конкретную организацию в целом.
Управление качеством является оперативным процессом. Он направлен на исполнение запросов к качеству. Запросы реализуются при помощи: измерений, анализа, контроля качественных характеристик, измерений. Ведущие задачи при управлении качеством в организации состоят в:
- выявлении отклонений качественных характеристик от принятых норм;
- принятии мер борьбы с выявленными дефектами;
- разработка и реализация мероприятий по недопущению отклонения от качественных норм.
Управление качеством как в теории, так и в практике основано на ряде общепринятых принципов. Они формируют базу менеджмента качества. Рассмотрим основные из принятых принципов качества [11]:
1. Максимальная ориентация на потребителя:
- предприятие реализует деятельность по выявлению потребностей и спроса своих клиентов;
- предприятие работает над удовлетворением потребностей и спроса своих клиентов при помощи предоставления качественных товаров и услуг.
Конкретно в ИСО 9000 данный принцип определен так: «организациям необходимо понимать будущие и настоящие потребности потребителей, удовлетворять их и стремиться к превзойти ожидания [11]».
2. Принцип лидерства руководителя, состоящий в том, что руководитель обеспечивает всю траекторию движения организации. Ему необходимо создать такое пространство, где каждый работник будет качественно трудиться, будет вовлечен в решение общих задач и миссии организации.
Все системы, которые связаны с управлением, в их числе и система менеджмента качества, не могут эффективно функционировать без грамотного лидера. При этом лидер и руководитель являются не тождественными понятиями. Руководитель, его задачи и функции определены организацией и должностным регламентом. Действия руководителя в рабочем процессе не должны оспариваться. Лидер представляет личность, которая способна объединить, повести коллектив для реализации цели. Лидер обладает авторитетом в коллективе, способен воздействовать на него при помощи слов, эмоционального отклика, личного примера.
3. Уровень вовлеченности сотрудников в рабочий процесс. Реализация данного принципа во многом зависит от руководителя организации, комплекса мер, при помощи которых он вовлекает персонал в рабочий процесс, например, материальная и нематериальная мотивация, корпоративные мероприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dalgau.ru (дата обращение 19.05.2022).
2. Акатов Н.Б. Управление переходом к инновационным саморазвивающимся организациям: теория и практика [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1089055/ (дата обращения 19.05.2022)
3. Акимова О. Е. Мотивация предпринимательского труда: теория и практика [Текст] / О.Е. Акимова — М: ВолгГТУ, 2017 — 109 с.
4. Анисимов, В.П. Метрология, стандартизация и сертификация (в сфере туризма): Учебное пособие / В.П. Анисимов, А.В. Яцук. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 253 c.
5. Аристов, А.И. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / А.И. Аристов, Л.И. Карпов, В.М. Приходько. - М.: ИЦ Академия, 2018. - 416 c.
6. Архипов А.В. Метрология. Стандартизация. Сертификация: Учебник для студентов вузов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=881443&spec=1 (дата обращения 19.05.2022)
7. Басаков, М.И. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: 100 экзаменационных ответов / М.И. Басаков. - Рн/Д: Феникс, ИКЦ МарТ, 2017. - 224.
8. Берновский, Ю.Н. Стандартизация: Учебное пособие / Ю.Н. Берновский. - М.: Форум, 2016. - 368 c.
9. Богданов В.Н. Управление проектами. Корпоративная система - шаг за шагом [Текст] – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 248 с.
10. Боларев, Б.П. Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия: Учебное пособие / Б.П. Боларев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 254 c.
11. Боларев, Б.П. Стандартизация, подтверждение соответствия и метрология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.seun.ru/content/new/prog/bakalavr/044/doc/33.%20Стандартизация.pdf (дата обращения 19.05.2022)
12. Бухалков М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала [Текст] / М.И. Бухалков — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020 — 192 c.
13. Вдовин, С.М. Система менеджмента качества организации: [учеб. пособие] / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. - М. : ИНФРА-М, 2017- 297 с.
14. Володин В. В., Дмитриев А. Г., Хабаров В. И. Журнал «Науковедение» [Электронный ресурс]. Основные концепции стандартизации управления проектами: статья. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/ (дата обращения 19.05.2022)
15. Гаврилов Д.М. Управление производством на базе стандарта MRP II [Текст]: учебное пособие. – СПб: Питер, 2017. – 416 с.
16. Гончаров Э.Н., Контроль качества продукции [Текст] / Э. Н. Гончаров, В. В. Козлов, Е. Д. Круглова. – М.: Изд-во стандартов. – 2017. – 120 с.
17. Димов, Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Ю.В. Димов. - СПб.: Питер, 2016. - 496 c.
18. Дубовой, Н.Д. Основы метрологии, стандартизации и сертификации: Учебное пособие / Н.Д. Дубовой, Е.М. Портнов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 256 c.
19. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности [Текст] / А.П. Егоршин. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2014 — 285 с.
20. Зайцев, С.А. Метрология, стандартизация и сертификация в энергетике: Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования / С.А. Зайцев, А.Н. Толстов, Д.Д. Грибанов. - М.: ИЦ Академия, 2020. - 224 c.
21. Иванов В. В. Комментарии к ISO 21500 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.projectprofy.ru/articles.phtml?aid=461. (дата обращения 19.05.2022)
22. Иванов, И.А. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте: Учебник для студентов среднего профессионального образования / И.А. Иванов, С.В. Урушев, А.А. Воробьев. - М.: ИЦ Академия, 2014. - 336 c.
23. Ильянков, А.И. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении: Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.И. Ильянков, Н.Ю. Марсов, Л.В. Гутюм. - М.: ИЦ Академия, 2014. - 160 c.
24. Инструкция по визуальному и измерительному контролю (РД 03-606-03) / Колл. авт.// Журнал. – М.: ЗАО «Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности». – 2014. – №03(39) – с. 29
25. Интернет сайт Блоки оценочных показателей инновационного потенциала организации. [Электронные ресурс]. - Режим доступа: http://lipshkool.ru (дата обращения 19.05.2022)
26. Колчков, В.И. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебник / В.И. Колчков. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 c.
27. Коноплев С.П., Управление качеством [Текст] /С.П. Коноплев – М.: ИНФРА-М. – 2014. –251 с.
28. Кошевая, И.П. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебник / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 416 c.
29. Лифиц, И.М. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: Учебник для бакалавров / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2017. - 411 c.
30. Любомудров, С.А. Метрология, стандартизация и сертификация: нормирование точности: Учебник / С.А. Любомудров, А.А. Смирнов, С.Б. Тарасов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 206 c.
31. Ляшко, А.А. Товароведение, экспертиза и стандартизация: Учебник / А.А. Ляшко, А.П. Ходыкин, Н.И. Волошко. - М.: Дашков и К, 2018. - 660 c.
32. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г., Полковников А.В. Управление проектами [Текст]: учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2020. – 960 с.
33. Методы мотивации и стимулирования персонала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/metody-motivacii-i-stimulirovaniya-personala (дата обращения: 19.05.2022)
34. Немогай, Н.В. Стандартизация и сертификация товаров и услуг: [учеб. пособие для вузов] / Н.В.Немогай, Н.В.Бонцевич, В.В.Садовский. - Гомель: ЦИИР, 2017. - 262 с.
35. Нефедов, В.И. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник / А.С. Сигов, В.И. Нефедов, В.К. Битюков, Е.В. Самохина; Под ред. А.С. Сигов. - М.: Форум, 2018. - 336 c.
36. Николаева, М.А. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: Учебник / М.А. Николаева, Л.В. Карташова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 336 c.
37. Официальный сайт рекламной компании «BanDesign» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bandesign.ru/contacts.php (дата обращения: 19.05.2022)
38. Павлов А. Н. Концепция управления выгодами [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pmi.ru/profes/20042010_Pavlov.pdf. (дата обращения: 19.05.2022)
39. Павлов А.Н. Управление программами проектов на основе стандарта PMI The Standart for Program Management [Текст]: методология и рекомендации по применению. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2018. – 304 с.
40. Павлов А.Н. Управление проектами на основе стандарта PMI PMBOK [Текст]: методология и опыт применения. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2020. – 208 с.
41. Панин И.Н., Подлипаев Л.Д., Панфилов А.С. Процессный подход в управлении предприятием и саморегулирование его деятельности [Текст]. – М.: Гелиос АРВ, 2019. – 320 с.
42. Полковников А.В., Дубовик М.Ф. Управление проектами. Полный курс МВА [Текст]: учебное пособие. – М.: Олимп-Бизнес, 2017. – 538 с.
43. Понятие мотивации и стимулирования персонала [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/motivaciya-i-stimulirovanie-personala (дата обращения: 19.05.2022)
44. Провалов B. C. Информационные технологии управления [Текст]: учебное пособие – М.: Флинта, 20174. – 376 с.
45. Радкевич, Я.М. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для бакалавров / Я.М. Радкевич, А.Г. Схиртладзе. - М.: Юрайт, 2018. - 813 c.
46. Разумов В.А., Управление качеством [Текст]/В.А. Разумов– М.: ИНФРА-М. – 2019. –359 с.
47. Репин В.В, Елиферов В. С. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 544 с.
48. Романычев, Н.Н. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: Учебник для бакалавров / Н.Н. Романычев, Н.Н. Стрельникова, Л.В. Топчий. - М.: Дашков и К, 2017. - 184 c.
49. Сайт «Мельница бизнес идей». Расчёт новых бизнес проектов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://melnicabiz.ru/researches/238-biznes-pererabotka-ryby-otkryvaem-mini-ceh-rybopererabotka.html (дата обращения: 19.05.2022)
50. Соляттэ А.Ю. Управление проектами в компании. Методология, технологии, практика [Текст] – М.: Синергия, 2017. – 816 с.
51. Теории мотивации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://center-yf.ru/data/stat/Teorii-motivacii.php (дата обращения: 19.05.2022)
52. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 19.05.2022)
53. Халафян А.А. Промышленная статистика. Контроль качества, анализ процессов, планирование экспериментов в пакете STATISTICA [Текст]. – М.: Либроком, 2017. – 384 с.
54. Харрингтон Дж., Макнеллис Т. Совершенство управления проектами [Текст]: учебное пособие. – М.: Стандарты и качество, 2018. – 232 с.
55. Ципес Г.Л., Товб А.С. Проекты и управление проектами в современной компании [Текст]. – М.: Олимп-Бизнес, 2020. – 480 с.
56. Штибекова А.И. К вопросу о роли мотивации персонала организации [Электронные ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-roli-motivatsii-personala-organizatsii
57. Шутов И. Кейс-метод как одна из методик оценки персонала [Текст]: М Либроком, 2014. – 184 с.