Фрагмент для ознакомления
2
«О банках и банковской деятельности» (далее - ФЗ о банках). Согласно ст. 2 ФЗ о банках банковская система Российской Федерации имеет трехзвенную структуру. Так, она включает в себя кредитные организации, Банк России, а также представительства иностранных банков . В связи с этим российскую банковскую систему можно разделить на два уровня: верхний - это Банк России, нижний - отечественные кредитные организации и представительства иностранных банков.
Наблюдается определенная проблема, связанная с тем, что законодатель ограничивается указанием исключительно представительств иностранных банков, не отметив при этом иные формы участия этих банков в банковской системе Российской Федерации.
Так, Д.А. Гаврин в этой связи отмечает, что логическое строение вышеназванной статьи нарушено, так как в ней наряду с представительствами зарубежных банков упоминаются Банк России и кредитные организации, которые включают в себя как банки, так и небанковские кредитные организации .
Данный акцент законодателя на представительствах иностранных банков может быть объяснен только стремлением подчеркнуть особый правовой режим, установленный для участия зарубежных банков в банковской системе России, который исключает участие в ней филиалов таких банков.
К тому же необходимо отметить, что законодательно регламентирована деятельность представительств именно банков, а не любых кредитных организаций. В иных статьях рассматриваемого нормативного акта также нет упоминания о филиалах иностранных банков, что говорит о полном запрете такой формы на территории России.
Данный вывод подтверждается при анализе Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - ФЗ о ЦБ РФ), в ст. 52 которого закрепляется, что Банк России осуществляет выдачу разрешений на учреждение кредитных организаций с иностранными инвестициями, а также производит аккредитацию представительств зарубежных кредитных организаций на территории РФ. При этом в данной статье не предусмотрена возможность выдачи разрешений или аккредитация филиалов иностранных банков.
В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» также отсутствует возможность создания филиалов иностранных банков. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть формы участия иностранного капитала в банковской деятельности и определить место и значение каждой из них.
Пункт 2 Положения Банка России «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями» устанавливает, что кредитными организациями с иностранными инвестициями называются резиденты, формирование уставного капитала которых происходит посредством привлечения средств нерезидентов независимо от их доли в уставном капитале .
На сегодняшний момент данные кредитные организации наряду с представительствами иностранных банков являются единственно возможными формами коммерческого присутствия в российском банковском секторе для иностранных банков. Данное положение вытекает из Протокола от 16 декабря 2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.».
Данная форма участия иностранного капитала в российской банковской системе получила наибольшее распространение. Такая тенденция объясняется тем, что представительства иностранных банков не наделены правомочием осуществлять банковские операции (что вытекает из анализа ст. 22 ФЗ о банках, п. 1.3 Положения Банка России от 7 октября 1997 г. «О порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных организаций» (далее - Положение Банка России о представительствах)).
По состоянию на 1 августа 2017 г. 174 кредитные организации из 576 действующих в Российской Федерации являлись кредитными организациями, использующими иностранные инвестиции . При этом процент нерезидентов в совокупном уставном капитале банковской системы России составляет 16,83%, а доля нерезидентов без учета участия нерезидентов, которые находятся под влиянием резидентов РФ, - 14,72%. Если сравнивать эти цифры с данными других стран (в частности, европейских), можно отметить незначительное присутствие иностранных инвесторов на российском банковском рынке. Так, доля нерезидентов в банковском секторе (доля в банковских активах) составила в Греции 46%, в Польше - 57,3%, в Болгарии - 70%, в Мальте - 75%, в Хорватии - 90%, в Румынии - 90,2%, в Эстонии - 95% .
Что касается представительств иностранных банков, то таковыми являются обособленные подразделения иностранных банков, находящиеся на территории другого государства, в отличие от самого банка, которые занимаются защитой и представлением интересов данного банка. Представительствам иностранных банков необходима аккредитации Банка России, которая производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Представительство имеет четкие цели создания, так как является некоммерческой формой присутствия на банковском рынке. Говоря о наличии функций таких подразделений, стоит отметить, что они оказывают консультационные услуги своим клиентам, а также устанавливают и расширяют контакты с различными организациями.
Д.А. Гаврин высказывает сомнения относительно возможности рассмотрения представительств иностранных банков как самостоятельных субъектов банковской системы России . Согласно ст. 22 ФЗ о банках представительства не наделены правом на осуществление банковских операций и не являются юридическими лицами. Указание некоторых исследователей на то, что статус данного участника банковской системы может быть определен личным законом юридического лица, представляется неуместным, поскольку осуществление банковских операций на территории нашей страны предполагает получение лицензии, которая выдается Банком России.
В соответствии с законодательством России представительство кредитной организации не наделено правом на осуществление банковских операций. Согласимся с мнением Д.А. Гаврина о том, что представительства иностранных банков не могут рассматриваться в качестве самостоятельных участников банковской системы России.
В российской банковской системе филиалы иностранных банков полностью отсутствуют, что связано с их законодательным запретом (запрет был установлен в 2013 г., что явилось следствием договоренностей, достигнутых Россией в ходе вступления в ВТО. В результате из федерального законодательства правовые инструменты по созданию филиалов иностранных банков были исключены).
Запрет деятельности филиалов иностранных банков выступает мерой, направленной на поддержку российских кредитных организаций, которые в условиях равной конкуренции с иностранными банками потеряли бы существенную часть рынка. Серьезной угрозой является возможность утраты национальными банковскими властями их способности на реализацию эффективного банковского надзора, осуществляемого в интересах российских кредиторов и вкладчиков. Данная угроза проявится в случае, если в государстве не будет надлежащим образом регулироваться деятельность филиалов иностранных банков и будет отсутствовать необходимый надзор за ней .
Данный запрет является временной мерой, и Россия в будущем обязана вернуться к вопросу о возможности предоставления доступа на российский рынок филиалам иностранных банков. Указанная обязанность изначально была увязана со вступлением России в ОЭСР, однако события на Украине и в большей степени события, связанные с Крымом, полностью приостановили переговоры по данному вопросу. Соответственно, Россия также в настоящий момент не рассматривает возможность допуска на российский банковский рынок филиалов иностранных банков.
Обратим внимание, что ранее (до 2013 г.) данная форма не была запрещена, однако почти не использовалась на практике. В качестве редкого примера филиала иностранного банка можно привести филиал армянского банка - ЗАО «Банк Анелик», зарегистрированный Центральным Банком РСФСР 23 августа 1990 г. Нежелание иностранных банков создавать филиалы (когда это было разрешено законодательством) можно объяснить закреплением в ранее действовавшем законодательстве специальных требований, которые предъявлялись к деятельности филиалов иностранных банков. Требования менялись с течением времени, но в основном всегда
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правые акты
1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ.1994. № 32. Ст. 3301
2.Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.1999. № 28. ст. 3493
3.Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
4.Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.
5.Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.
6.Закон РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
7.Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4562.
8.Положение об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями от 23.04.1997 № 437 (утверждено Приказом Банка России от 23.04.1997 № 02-195) // Вестник Банка России. 30.04.1997. № 25.
9.Положение об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями от 23.04.1997 № 437 (утверждено Приказом Банка России от 23.04.1997 № 02-195) // Вестник Банка России. 30.04.1997. № 25.
10.Письмо ФНС РФ от 01.06.2011 № ЕД-4-3/8688 // СПС Консультант плюс
11.Письмо Минфина России от 01.12.2014 № 03-08-05/61233 // СПС Консультант плюс
12.Президиум ВС РФ утвердил Обзор практики по вопросам налогообложения иностранных инвестиций и доходов иностранных компаний в РФ // СПС КонсультантПлюс.
13.Приказ Банка России от 23.04.1997 № 02-195 (ред. от 17.05.2012) О введении в действие Положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов» // СПС Консультант плюс
14.Центральный банк Российской Федерации. Информация о регистрации и лицензировании кредитных организаций в 2017 году [Электронный ресурс] // URL: http://www.cbr.ru/statistics/pri№t.aspx?file=ba№k_system/i№form_17.htm&pid=lic&sid=itm_43766.
Монографии, учебная литература и статьи в периодической печати
15.Банковское право: Учебник / Под ред. В.С. Белых. М.: Проспект, 2011. С. 612.
16.Березенкова Д.А. Анализ форм участия иностранного капитала в банковском секторе Российской Федерации // Проблемы развития общества в условиях неопределенности: экономические, социальные и управленческие аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции: Сб. науч. ст. / Под ред. И.Е. Бельских, В.Н. Гуляихина, А.Ф. Московцева. 2014. С. 13 - 16.
17.Витвицкая В.Р. О правовом положении иностранных юридических лиц как участников международных частноправовых отношений // Международное публичное и частное право. 2016. № 5. С. 16 - 19.
18.Веселкова Е.Е. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительно-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
19.Гусев Н.А., Пасько С.Н. Проблемы привлечения иностранного капитала в экономику России в условиях кризиса // Наука и знание: конкурентный потенциал общества, науки и бизнеса в условиях глобального мира: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции: Сб. науч. ст. Новороссийск, 2016. С. 44 - 56.
20.Гаврин Д.А. О банковской системе России // Бизнес, менеджмент и право. 2014. № 2. С. 82 - 91.
21.Ерпылева Н.Ю., Максимов Д.М. Понятие и субъекты иностранных инвестиций в инвестиционном праве России и Казахстана: новеллы правового регулирования // Законодательство и экономика. 2016. № 10. С. 55 - 72.
22.Кырлан М.Г. К вопросу о правовом регулировании деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями и представительств иностранных банков в России // Банковское право. 2017. № 5. С. 59 - 64.
23.Ориу М. Основы публичного права: Монография / Рук. проекта Р.С. Куракин. М., 2014.
24.Российское предпринимательское право: Учебник / Под ред. В.А. Хохлова. 2-е изд. М., 2014.
25.Ручкина Г.Ф. К вопросу о правовом аспекте предпринимательской деятельности банков в условиях модернизации российской экономики // Банковское право. 2010. № 5. С. 11 - 16.
26.Чиркин В.Е. Публично-правовое образование. М.: Норма, 2014.
27.Юридические лица в гражданском праве (коммерческие и некоммерческие организации): Организационно-правовые формы / Отв. ред. В.Н. Литовкин. М., 2014.
Судебная практика
28.Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40-41863/15, ООО «Автопарт Унивекс» // СПС Консультант плюс
29.Постановление по делу № А56-23571/2012 (ОАО «ГАЗ») // СПС Консультант плюс
30.Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» // Экономика и жизнь. № 43. октябрь, 2006