Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Зрелости по отношению к миру и поиску смысла собственного существования в психологии долгое время не придавалось достаточного значения. Однако в середине и конце 20 века ситуация кардинально изменилось. Все больше психологов, представляющих различные направления развития этой науки, стали настаивать на важности наличия у здорового человека чувства высшего смысла, нравственных ориентиров, основанных на глубоко личных убеждениях. [3, с. 92]
Внешнего успеха или даже наличия семьи, близких людей недостаточно для того, чтобы ощущать себя действительно счастливым, утверждал основатель школы экзистенциальной психотерапии Виктор Франкл. Пройдя на собственном опыте ужасы Второй мировой войны и наблюдая за психологическим состоянием заключенных в концлагерях, Франкл пришел к выводу, что только четкие и искренние ответы человека на вечные общечеловеческие вопросы (кто мы в этом мире, в чем смысл моей жизни и т.д.) дают личности практически несломимую силу.
Где найти ответы на эти вопросы? По мнению гуманистической и экзистенциальной психологии, специалист не вправе давать ответ за пациента, а лишь должен помочь ему осознать их необходимость. Официальная религия, внеконфессиональная духовность, философия, творчество – каждый ищет для себя подходящий источник. Но без высшего смысла жизнь человека не сможет быть по-настоящему полноценной и счастливой, утверждают представители многих психологических школ.
Безусловно, достичь абсолютной психологической зрелости и полного раскрытия всех ее сфер на протяжении жизни практически невозможно. Но, как и в настоящем творчестве, радости или любви, сам процесс движения к определенной цели, наслаждение моментом «здесь и сейчас» и становится его смыслом. Поэтому можно сказать, что каждый человек вне зависимости от происхождения, характера, условий жизни призван к такой внутренней зрелости, движению к ней, а значит, и к счастью.
Глава 1 Анализ понятия личностной зрелости
1.1. Личностная зрелость
«Зрелый человек» — это как? Он ведь не фрукт – его не потрогаешь, не попробуешь… Как понять, является ли ваш партнер или собеседник зрелым человеком – или в нем чрезмерно много инфантильных черт? Да и с собой бы разобраться не помешало, ведь психологическая зрелость – это тот идеал, к которому мы так или иначе стремимся. [1, с. 175]
Понятие зрелости в психологии подразумевает 2 аспекта: зрелость как этап жизни (недаром говорят о «зрелом» возрасте) и зрелость как уровень развития. Значит, необходимы какие-то объективные критерии зрелости личности, ведь бывает и так, что зрелый возраст не совпадает с психологической зрелостью («Уже и голова поседела, а ума не прибавилось»). [11, с. 75]
Понятие психологической зрелости
На сегодняшний день существует много подходов к определению личностной зрелости – хотя бы потому, что ни один из них не может дать исчерпывающего ответа на вопрос, в чем же она заключается.
В обществе, на обыденном уровне, для каждого возраста определяется определенный уровень достижений, и личность считается зрелой тогда, когда она соответствует этим ожиданиям (к примеру, в нашей культуре принято после окончания учебы устраиваться на работу, а у некоторых кочевых народов дети 3-х лет уже должны свободно держаться в седле – это свидетельство того, что уровень достижений для каждого возраста определяется общественными нормами). [7, с. 141]
В социальной психологии основной критерий психологической зрелости – это уровень адаптации человека к его социальной среде: в этом варианте зрелая личность – это человек, который хорошо знаком с правилами своей среды и играет исключительно по ним; неконфликтен; разделяет и принимает существующие нормы поведения. Если же говорить о психосоциальной зрелости личности, то это – способность спрогнозировать последствия своих действий, брать на себя ответственность за собственную жизнь и своих близких людей.
Характеристика психологической зрелости личности
Вопросами зрелости в разное время занимались многие ученые, в том числе знаменитый отечественный психолог Б. Г. Ананьев. Ну, а самое интересное, что было предложено в рамках этой проблемы в последние годы – это теория А. А. Реана (2000 год).
Он выделяет 4 основных компоненты личностной зрелости – они являются базовыми, и все остальные формируются на их основе: ответственность, терпимость, саморазвитие и позитивное мышление (позитивный взгляд на мир). Ничего себе! Получается, что все «нытики» — это психологически незрелые люди! А ведь, по сути, так и есть.
Итак, критерии личностной зрелости человека:
Принятие на себя ответственности за собственные мысли, чувства, поступки. Зрелая личность не станет сваливать свою вину или проблему на окружающих и не ищет вовне причины своих бед.
Разумная внутренняя свобода. Ровно настолько, чтобы не оглядываться постоянно на чужое мнение, и уметь отказывать в неудобных для вас просьбах.
Способность отличать вымысел от реальности. Считаете ее само собой разумеющейся? А ведь это умеют далеко не все – многие принимают за реальность собственные фантазии, иллюзии, установки. Проявления этой способности – трезвая оценка собственных возможностей и ситуации в целом.
Чувство собственной целостности как личности и принятие себя. Такому человеку нет нужды скрывать и прятать свои слабости, он смирился с ними и принимает их. [6, с. 200]
Гибкость мышления, адаптивность. Новая обстановка? Перестроимся! Чужое мнение? Хм, а в этом что-то есть…
Толерантность. Терпимое отношение к тем, кто выглядит или живет как-то иначе, чем мы. Терпимое – значит без агрессии и отрицательных эмоций. В то же время толерантность не подразумевает отказа от собственных взглядов и позиции.
Самокритичность. Психологическая зрелая личность видит и свои слабые стороны, но не корит себя за них, а работает над ними, а при случае может и посмеяться над собственными слабостями.
Духовность. Предполагает гармоничное взаимодействие с миром и постижение человеком смысла собственной жизни. Известный психолог И. Г. Малкина-Пых считает, что постепенное накопление духовности – это одна из задач периода зрелости, обязательное условие развития человека, особенно во второй половине жизни.
Одной из самых больших проблем в социуме является незрелость. Мы говорим и делаем незрелые вещи, принимаем незрелые решения, идем незрелым путем.
Зрелость часто определяется нашим отношением т.е. характером. Характер есть то, кем мы являемся, когда нас никто из людей не видит.
Проявления личностной зрелости:
1. Зрелый человек правильно проходит через трудности. В жизни были и будут трудности. Зрелый человек ищет выход, а незрелый видит себя жертвой. Ответьте на следующие вопросы:
• Как Вы реагируете на трудности?
• Вы негативны или позитивны?
• Вы скептичны или оптимистичны?
• Ваша жизнь наполнена ропотом или благодарностью?
• Когда люди ошибаются, Вы чаще ободряете или злитесь на них?
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 3 Екатеринбург:
“Деловая книга”, 1998.
2. Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 3 Екатеринбург:
«Деловая книга”, 1998.
3. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизических функций
взрослого человека // хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И.
Фельдштейна. М. : Ин-т практ. психол., 1996.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол.
труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. М. : Междунар. пед. академия, 1995.
5. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь - справочник по
психодиагностике. -Спб., 1999.
6. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая
перспектива. М. : Наука, 1988.
7. Марцинковская Т.Д. Психология развития / 3-е изд. – М.:
Академия, 2007. 528 с.
8. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М. : Просвещение,
1981.
9. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. М.:
“ВЛАДОС”, 1998.
10. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. М.:
“ВЛАДОС”, 1998.
7
11. Общая психодиагностика Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов
В.С. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. -440 стр.
12. Общая психодиагностика/Под ред.А.А.Бодалева и В.В.Столина. —
М.: Изд-во Моск.ун-та, 1987. — 304с. (Переиздание — С. – Петербург: Речь,
2000).
13. Портнова А.Г. Личностная зрелость: подходы к определению /
Сиб. Психол. Журн. № 27, 2008. С. 37–41
14. Портнова А.Г., Бушуева Ю.А. Условия формирования зрелости
личности респондентов с ограниченными возможностями / Вестник краунц /
Серия «Гуманитарные науки» № 1 (21), 2013. С. 50–55
15. Психология. Немов Р.С. Кн. 3. Психодиагностика. 2001, 4-е изд.,
640с.
16. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога: В 2 кн.-М.:
изд. ВЛАДОС, 1998.-Кн. 1
17. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога: В 2 кн.-М.:
изд. ВЛАДОС, 1998.-Кн. 1
18. Словарь практического психолога/сост. С.Ю Головин.- Минск:
Харвест, 1998.
19. Современный словарь по психологии.-Мн.: “Современное слово”,
1998.
20. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального
развития личности в онтогенезе // Вопр. психологии. 1985. № 6. С. 26–37.
21. Шипелик Т.В. Особенности становления личностной зрелости
респондентов/ Медична психологія, № 4, 2009. С. 13–16