Фрагмент для ознакомления
2
Важность проблем, связанных с принятием решения, привлекает внимание обширного круга ученых и практических работников. Принятие решений – это систематический процесс. Важность этой темы обусловлена тем, что принятие решений — это неотъемлемая часть процесса управления, то есть той серединой, вокруг которой крутится жизнь всей организации.
Большой опыт принятия решений сводился только к интуитивному полаганию руководителя на свой, накопленный, опыт. Но все же, ответственность за принятия решений очень велика, потому что от индивидуального решения в организации может зависеть судьба самой организации и отдельных ее членов. По этой причине, руководитель в сегодняшнем сложном и быстро меняющемся мире не может принимать необдуманных решений. Менеджер, принимающей разнообразные решения, должен сочетать в себе определенные качества: глубокие познания в профессии, искусство анализировать ситуацию, приемы и методы принятия решений, навыки работы с людьми.
В начале 2022 года многие факторы подошли к очередному рубежу и необходимости корректировать стратегии. А в феврале условия ведения бизнеса изменились настолько кардинально, что стало необходимым пересмотреть прежние подходы. Парадоксально, но кризисные ситуации с высокой неопределенностью помогают выделить настоящие приоритеты.
Сегодня стратегические решения требуют еще большей методологической подготовки и определенных устойчивых навыков, позволяющих применять комплекс методов и учитывать широкий спектр факторов, которые могут повлиять на качество принятия управленческого решения. В связи с этим представляется особенно значимым исследовать ключевые факторы влияния на стратегические управленческие решения, проанализировав научные источники и практический опыт конкретного предприятия.
Целью работы является анализ исследование факторов, сопутствующих принятию стратегически эффективных решений в бизнесе.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность понятия качества управленческого решения,
- выявить факторы, влияющие на качество управленческого решения,
- провести анализ процесса разработки и принятия управленческого решения в конкретной компании.
Объект исследования – ООО «Ромашка».
Предмет исследования – факторы влияния на качество управленческого решения.
Методы исследования: анализа и синтеза, системного и комплексного подходов, сравнительного анализа, индукции и дедукции.
Структура работы представлена двумя главами четырьмя параграфами, что вполне соответствует сложности и задачам исследования.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1. Сущность качества управленческих решений
Принятие решений свойственно любому виду деятельности, и от правильно принятого решения может зависеть результативность работы одного человека или группы людей. Управленческое решение стоит рассматривать, как выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенций, направленный на достижение целей организации. Эффективность управленческого решения, в свою очередь, зависит от качества, принятого менеджером решения.
Кризис качества решений на всех уровнях власти и хозяйствованиям тесным образом связан со сложившимися в стране подходами к построению систем управления, уровнем подготовки управленцев и специалистов в высших учебных заведениях [8, С.37].
Однако, понятие качества управленческого решения достаточно неоднозначно: во-первых, потому что полностью оно может быть оценено только тогда, когда решение будет реализовано; во-вторых, недостатки реализации могут свести на ноль высокое качество решения на этапе его теоретического обоснования. Помимо этого, каждое отдельно взятое решение может быть вполне качественным, но в совокупности в связи каких – либо причин они не произведут того эффекта, на который можно было рассчитывать. Очевидно, что такой отрицательный результат может сложиться из-за резко сменившихся объективных условий или в связи с несоблюдением какого-то принципа обеспечения высокого качества решения.
В современных условиях наиболее актуальным является вопрос формирования решений таких, которые были бы самыми эффективными. Для достижения этой цели, разрабатываются методические рекомендации формирования, как эффективных решений, так и общей концепции принятия управленческих решений в современных условиях хозяйствования.
В связи с этим в данной работе поставлена цель разобраться, что же такое управленческое решение и выявить основные факторы, влияющие на качество решений.
Все управленческие решения можно разделить на несколько видов, а именно мы выделим два:
- традиционные решения, ранее неоднократно имевшие место – в этом случае стоит выбрать один из имеющихся уже альтернативных вариантов;
- нетрадиционные, нетипичные управленческие решения – их выработка, обычно, связана с поиском новых альтернативных вариантов [2, С.71].
Как ранее уже упоминалось, выбор управленческого решения весьма неоднозначен и зависит от влияния разных факторов на этот процесс. Спектр воздействия таких факторов весьма широк. Предлагаю рассмотреть лишь некоторые из них, которые влияют на процесс принятия управленческих решений и их эффективность.
К этим факторам можно отнести: личностные оценки руководителей, среду принятия решений, информационные ограничения, временные ограничения, поведенческие ограничения, взаимосвязь решений, фактор сложности и фактор финансовых вложений [10, С.91]. И чтобы лучше понимать тему, стоит разобрать каждый из этих факторов поподробнее.
Личностные оценки руководителей: неизбежна субъективность личностной оценки при ранжировании или расстановке приоритетов в процессе принятия решений. Основой формирования всех управленческих решений можно считать систему ценностей ЛПР (лица, принимающие решения). Эта система определяет действия руководителя и влияет на его выбор.
Среда принятия решения: она характеризуется условиями определенности, риска и неопределенности. При условиях определенности принимается весьма немного организационно-управленческих решений. Такие ситуации называют детерминистскими; К решениям, которые принимаются в условиях риска, относятся такие решения, результаты которых не определенны, но вероятность каждого из них может быть посчитана; Условия неопределенности, характеризуются тем, что представляется возможным точно оценить вероятность потенциальных результатов.
Информационные ограничения: для принятия верного решения необходимо иметь при себе достаточным или полным объемом информации. Сбор и обработка информации связаны с затратами труда, времени и денежным средства независимо от того, как и где эта информация была собрана. По этой причине надо с самого начала оценить затраты на получение информации и выгоду от принятого решения.
Временные ограничения: всем понятно, что с течением времени ситуация может поменяться, иногда даже кардинально, и тогда выбранные критерии принятия решения становятся неактуальными. Поэтому решение следует принимать и исполнять в тот период времени, пока информация, на которых основаны решения, не состарилась и в полной мере отражает положение вещей на данный момент.
Поведенческие ограничения: в силу особенностей психологии личности и характера, руководители по-разному оценивают значимость проблемы. Такая разница в оценках чаще всего порождает конфликты и несогласия.
Взаимосвязь решений: выигрыш от принятия решения в одной сфере может повлечь за собой проигрыш в другой.
Фактор финансовых вложений: при выборе решений, связанных с нововведениями, требуются немалые финансовые вложения, средства. Они могут быть заемными или собственными.
Фактор сложности: сложность в исполнении принятого управленческого решения зависит от того, какая будет степень охвата различных сфер деятельности фирмы при реализации решения. Чем сложнее будет решение, тем шире будет круг охвата сфер.
Как мы все знаем, чтобы быть эффективным, тоесть достигать поставленных целей, решение должно удовлетворять ряду требований, которые я постараюсь подробно описать.
Первое требование – единство целей, то есть непротиворечивость решения ранее поставленным целям. Для этого должна быть проведена структуризация проблемы и построение дерева целей.
Второе требование – обоснованность и аргументация решения, а также соответствие прав и обязанностей органов принятия решения. Аргументы должны, по возможности, носить формализованный характер (содержать экономические и статистические данные).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балдин К.В, Воробьев С.Н, Уткин В.Б. Управленческие решения. М.: Дашков, 2019.
2. Бессонова М.А. Диагностика управленческих решений в системе управления. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Июнь, 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/06/1163 (дата обращения 12.04.2022)
3. Бутрова Е.В. Особенности антикризисного управления предприятием в условиях цифровизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 3. – c. 579-590
4. Глотова Е.А., Глотова В.В. Стратегическое управление: анализ концепций // Вестник ТГЭУ. 2021. №1 (97). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-upravlenie-analiz-kontseptsiy (дата обращения: 14.05.2022).
5. Гурбанмурадов, Г. Б. Процесс принятия управленческого решения / Г. Б. Гурбанмурадов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 40-42.
6. Захаров В.Я., Трофимов О.В., Фролов В.Г., Каминченко Д.И., Павлова А.А. Концептуальные основы оценки факторов и системных эффектов сбалансированного развития сложных экономических систем в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2018. – № 3(51). – c. 7-23.
7. Здрестова-Захаренкова В.С. Методическое и информационное обеспечение системы поддержки принятия управленческих решений производственного предприятия // Проблемы современной экономики. – 2009. - №3. С.31-35
8. Кириллова, Е. Г. Оценка влияния факторов внешней среды на функионирование и развитие предприятия / Е. Г. Кириллова, Т. М. Гатилова,Н. С. Акшенцева // Политика, экономика и инновации. – 2019. – № 1(24). – С. 14-18
9. Косников С.Н., Корниенков И.М., Жихарева И.А. Эффективность управленческих решений // Аудиторские ведомости. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-upravlencheskih-resheniy-2 (дата обращения: 16.05.2022).
10. Кузьмин В. Совершенствование маркетинга в организациях. М.: Нита. – 2019
11. Лазурко, Н.В. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии / Н.В. Лазурко – М.: Владос, 2016
12. Левина Е.В. Принятие и реализация управленческих решений в организациях разного типа // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – №09(63) – с. 69-72.
13. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. М.: Дело, 2018
14. Литвак Б.Г. Управленческие решения. Практикум. М.: Архитектура. 2016
15. Логинов В.Н. Методы принятия управленческих решений: Учебное пособие / В.Н. Логинов. – М.: КноРус, 2018. – 309 c.
16. Максимова К.А. Применение HR-аналитики для принятия эффективных управленческих решений // Телескоп. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-hr-analitiki-dlya-prinyatiya-effektivnyh-upravlencheskih-resheniy (дата обращения: 14.05.2022).
17. Мироседи С. А. Формирование стратегии и тактики реструктуризации предприятия / С. А. Мироседи, М. А. Спиридонова // Аллея науки. – 2018. – Т. – № 4(20). – С. 627-635
18. Морозова И. А. Основные виды управленческих решений и особенности процесса их принятия / И. А. Морозова, М. В. Глазова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — № 6 (96) Часть 4. — С. 88—92
19. Печаткин В. В., Вильданова Л.М. Уровень цифровизации видов экономической деятельности как фактор их конкурентоспособности в условиях пандемии // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1. – c. 47-60.
20. Пирогова Е.В. Управленческие решения. Учебное пособие / Ульяновск.УлГТУ. 2016
21. Постников В.М., Черненький В.М. Методы принятия решений в системах организационного управления: учеб. пособие. М.: Мир, 2018.
22. Потоцкий О.В. О жизненном цикле предприятий малого и среднего бизнеса и различных механизмах реализации управленческих решений на его этапах // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 1. – с. 47-70.
23. Рапаева О. Совершенствование маркетинга // Маркетинговые технологии. – 2009. - №4. – С.43-44
24. Тебекин А.В. Методы принятия управленческих решений: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2018.
25. Тебекин А.В., Митропольская-Родионова Н.В., Хорева А.В. Противоречия тактических и стратегических решений в развитии бизнеса // Стратегии бизнеса. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protivorechiya-takticheskih-i-strategicheskih-resheniy-v-razvitii-biznesa (дата обращения: 14.05.2022).
26. Фатхутдинов В.А. Разработка управленческого решения. Учебник. М.: Наука, 2019
27. Фролов В.Г., Сидоренко Ю.А., Мартынова Т.С. Формирование модели оценки и предупреждения рисков в условиях цифровизации промышленных предприятий // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 6. – С. 1547-1562
28. Ховаев С.Ю. Особенности принятия управленческих решений в малом бизнесе / С.Ю. Ховаев, А.С. Рыбак // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 20. – с. 2951-2964
29. Цыпленкова М.В. и др. Основы менеджмента: учеб. пособие. М.: Академия естествознания, 2018.
30. Яворский Н.К. HR-аналитика как один из трендов управления персоналом // Молодой ученый. - 2020. - № 19 (309). - С. 262-264.
31. Ghobehei M., Sadeghvaziri F., Ebrahimi E., Bakeshloo K.A. Theeffectsofperceivedbrandorientationandperceivedservicequalityinthehighereducationsector // EurasianBusinessReview. 2019. V. 9. №. 3. P. 347-365
32. Leslie de Chernatony, Susan Cottam (née Drury) «Internal brand factors driving successful financial services brands» // European Journal of Marketing, 2016, Vol. 40 Issue: 5/6, pp.611-633, https://doi.org/10.1108/03090560610657868