Фрагмент для ознакомления
2
индивидуально подобранный комплекс занятий, который будет направленно воздействовать на позвоночник и грудную клетку. В этом случае происходит:
- формирование естественных изгибов позвоночника,
- развитие гибкости,
- укрепление связок,
- увеличение объема грудной клетки,
- приобретение выпуклой формы.
Идет развитие мышечной системы и ее укрепление, формируется «мышечный корсет» как защита от искривления позвоночника.
Под влиянием систематических занятий гимнастикой, спортом и играми в сочетании с закаливанием организма у детей улучшается регуляция деятельности желез внутренней секреции и общий обмен веществ.
Прекрасным профилактическим средством для детей школьного возраста является ежедневная утренняя гимнастика (зарядка) и физкультурные паузы во время учебных занятий в школе и дома с использованием корригирующих упражнений.
Особенно полезны для профилактики дефектов осанки в школьном возрасте систематические занятия не менее 7 часов в неделю двигательной деятельности кроме уроков физкультуры—ритмика, танцы, фитнес.
Говоря о профилактике плоскостопия, необходимо подчеркнуть, что в раннем детском возрасте мало выраженные формы плоскостопия не дают болезненных симптомов. Однако по мере роста ребенка этот недостаток может прогрессировать и приобретать патологическую форму. Поэтому особое внимание следует обращать на предупреждение деформаций свода стоп, что достигается, прежде всего, организацией общего физического воспитания ребенка.
Осуществляя профилактику нарушений осанки в школьном возрасте, не следует забывать о том, что профилактические мероприятия обязательно должны проводиться комплексно на фоне общего оздоровления и укрепления организма детей.
На уроках физкультуры должны постоянно проводиться упражнения для предупреждения искривлений осанки, чтобы к старшим классам добиться положительных результатов, ведь исправление осанки детей – это важнейшая задача уроков физической культуры.
2.2 Использование физических упражнений для школьников с ОДА
Нарушение осанки может быть устранено специальными упражнениями, применение которых дает возможность:
- изменения и нормализации угла наклона таза,
- нормализации нарушенных физиологических изгибов позвоночника,
- исправлению положения и формы грудной клетки,
- приобретение симметричного стояния плечевого пояса,
- укрепление мышц брюшного пресса.
Правильное положение частей тела во время движений, работы и при важнейших позах закрепляется путем создания естественного мышечного корсета.
Основное средство лечения и профилактики при нарушении осанки у детей – это физические упражнения, массаж и лечение положением являются дополнениями к основному лечению.
Физические упражнения должны быть подобраны в соответствии с видами нарушения осанки:
1.Корригирующие упражнения, которые обеспечивают коррекцию нарушений осанки. Они бывают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения, но при дефектах осанки применяется только группа симметричных упражнений. Выполнение данных упражнений способствует срединному положению линии остистых отростков.
Выполнение данных упражнений при нарушении осанки во фронтальной плоскости выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что дает возможность позвоночнику вернуться в правильное положение.
Эти упражнения должны быть выполнены лежа на спине, животе, без и с отягощением для мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей. Исходные положения для корригирующих упражнений могут быть разными.
Например: Исходное положение: лежа на спине, руки за голову. Нужно на счет «раз» согнуть и на счет «два» подтянуть ноги к туловищу.
В положении лежа на животе, нужно приподнять туловище, имитируя плавание брассом. При этом ноги от пола отрывать не нужно.
В положении лежа на спине, нужно согнуть ноги, вытянув руки вдоль туловища. Приподняв туловище, нужно руками коснуться коленей.
При выполнении корригирующих упражнений можно использовать разные предметы:
- резиновые бинты,
- гимнастические палки,
- мячи,
- обручи,
- скакалки.
2. При нарушении осанки применяют специальные упражнения, например, упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра.
3. Упражнения в равновесии и на равновесие.
4. Порядковые и общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения имеют огромную пользу, потому что:
- улучшается кровообращение и дыхание,
- улучшаются трофические процессы.
5. Дыхательные упражнения.
6. Элементы спорта.
7. Лечение положением (пассивная коррекция позвоночника - подкладывание валиков под физиологические изгибы). На занятиях лечебной гимнастикой во время пауз используют лечение положением, для этого нужен упругий валик высотой 2-3 см.
Если у ребенка круглая спина, то валик нужно подложить под лопатку при выполнении упражнений на спине, если спина плосковогнутая, то валик подкладывают под живот, когда упражнения выполняются на животе. Если упражнения выполняются на спине, то валик подкладывают под голову.
Таким образом, позвоночник ребенка принимает правильное положение в течение 5-8 минут.
8. Лечебный массаж. На занятиях лечебной гимнастикой обязательно должны сочетаться ОРУ, ДУ, специальные упражнения, упражнения на расслабление.
Основой лечения нарушений осанки, особенно начальной степени, является общая тренировка мышц ослабленного ребенка. Она должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений опорно-двигательного аппарата ребенка, его возраста.
Научно-технический прогресс, механизация и автоматизация, расширение транспортного обслуживания населения, с одной стороны, резко снизили мышечную активность человека, а с другой - существенно повысили нервно- психические нагрузки.
Социальное значение лечебной физической культуры обусловлено ее влиянием на здоровье человека. Социальное и биологическое в лечебной физической культуре рассматриваются в интегральном единстве. При применении лечебной физической культуры расширяется непосредственная связь больного с природой и ее факторами, она способствует адаптации человека к среде обитания.
Физиологическая основа лечебной физической культуры - в медицинской реабилитации, рассматривающей влияние физических упражнений на функциональное состояние организма человека в норме и в патологии. С клинической позиции лечебная физическая культура и лечебный массаж являются методом комплексного лечения больных. Они используют нозологический принцип по наиболее важным заболеваниям и органно-системный подход при дифференциации частных вопросов. Лечебная физическая культура и лечебный массаж отражают задачи профилактического и гигиенического направлений в отечественной медицине и имеют широкие показания к применению.
Гигиенические позиции лечебной физической культуры и лечебного массажа определяются их оздоровительным воздействием на больных. Педагогические методы обучения физическим упражнениям способствуют развитию двигательных навыков и воспитанию физических качеств. Интеграция знаний: социальных, биологических, физиологических, гигиенических и педагогических, с совершенными позициями клинической медицины легла в основу лечебной физической культуры; объединение теории лечебной физической культуры с практикой ее применения позволило широко использовать ее в медицинской реабилитации различных больных и особенно детского и подросткового возраста.
Выработка навыка правильной осанки - обязательна для всех занятий корригирующей гимнастики. Она осуществляется на протяжении всего курса лечения, преимущественно упражнениями в балансировании, под которыми понимается процесс сохранения равновесия в динамике.
Под морфологической коррекцией подразумевают исправление угла наклона таза, нарушений физиологических кривизн позвоночного столба, нарушений положения и формы грудной клетки, плеч, лопаток, головы. При увеличении угла таза физические упражнения должны содействовать удлинению мышц передней поверхности бедер, поясничной части длинных мышц спины, квадратной мышцы поясницы и позвоночно-реберной мышцы поясницы, укреплению мышц живота и задней поверхности бедер.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аксенов В.Р. Спорт и здоровье. — М.: Наука, 2011.- 134 с.
2. Андрианов В.Л. Заболевания и повреждения позвоночника у детей и подростков.-М.: Медицина, 2009 - 246 с.
3. Белохвостова Г.П. Организация раннего выявления, лечения и профилактики пороков осанки и сколиозов в условиях городского врачебно-физкультурного диспансера.- М.:Наука, 2011.- 163 с.
4. Брэгг П.С. Позвоночник – ключ к здоровью.-М.:МГУ, 2009. – 336 с.
5. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей.-М.: Теория и практика физической культуры, 2010.-178 с.
6. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в образовательном учреждении: Метод. Пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2012.- 144 с.
7. Воробьева Е. А. Анатомия и физиология, — М.: Медицина, 2009.- 265 с.
8. Денисова А.В. Физические упражнения при нарушениях опорно- двигательного аппарата.- М.: ЮНИТИ, 2013.- 183 с.
9. Короткова Е. А. Интеграция профилактики нарушения опорно-двигательного аппарата детей в образовательный процесс по физической культуре.- Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010.- № 1.-С.34-38.
10. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека.- М.: Наука, 2011.- 167 с.
11. Лях В. И. Двигательные способности.- М.: Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей, 2009.- 273 с.
12. Наумова Е.Ю. Физическое развитие школьников.- М.: Наука, 2011.- 112 с.
13. Сомов М.П. Системная коррекция последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры.-- М.: НЦ ЭНАС, 2011.- 287 с.
14. Серебрянская О. Д. Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат учащихся.- Образование и воспитание. — 2016. — №3. — С. 22-24. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/35/1056/ (дата обращения: 17.03.2018).
15. Титова Е.К. Осанка и плоскотопие. Профилактика. –М.: Физическая культура и спорт, 2011.—78 с.
16. https://goio.ru/uprazhneniya-dlya-pravilnoj-osanki/