Фрагмент для ознакомления
2
Важнейшим направлением обучения русскому языку в начальной школе является формирование у младших школьников грамотного письма, то есть письма, соответствующего нормам современного правописания. Грамотное письмо включает соблюдение правил графики, орфографии и пунктуации.
Правила графики усваиваются первоклассниками в период обучения грамоте, в начальном курсе русского языка формируются только элементарные пунктуационные умения, а вот содержание обучения орфографии включает изучение большого количества правил правописания, представляющих разные разделы русской орфографии, и формирование базовых орфографических умений, составляющих основу грамотности учащихся. Обучение грамотному письму в начальной школе предусматривает формирование знаний и умений по орфографии.
Известно, что орфография – это наука, устанавливающая нормативное написание слов и их частей, она определяет слитное, раздельное и полуслитное (дефисное) написание слов, правила переноса и сокращения слов. В орфографии регулируется написание не одного слова, а целой группы слов, связанных чем-то общим.
Согласно Н.С. Рождественскому, орфография - это «1) система (лучше системы) соотношений одних написаний с другими родственными и противоположными написаниями, 2) система соотношений написаний с звуковым составом языка, 3) система соотношений с морфологическим строем слова» [10, c.213].
Орфография в школе связывает в практических действиях знания учащихся по всем разделам курса русского языка: фонетике, составу слова и словообразованию, графике, морфологии и синтаксису, лексике. Важнейшие темы по орфографии: правописание безударных гласных в слова, в приставках, суффиксах, окончаниях; правописание согласных – звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных; чередование гласных в корне слова; употребление заглавных букв; перенос слова; слитно-раздельное и дефисное написание и прочие [1].
Орфография по определению В.Ф. Ивановой - это: 1) исторически сложившаяся система написания, которую принимает и которой пользуется общество; 2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты; 3) соблюдение принятых правил (в этом случае говорят о хорошей или плохой орфографии рукописей, писем, диктантов и даже печатных изданий); 4) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая и устанавливающая единообразие написаний [15].
Таким образом, можно заключить, что орфография - это раздел науки о языке, изучающий единообразное написание слов и их частей с помощью буквенных и небуквенных графических средств (дефисов, пробелов, черточек при переносе).
Принципы орфографии – это закономерности, лежащие в основе орфографической системы. Каждый принцип орфографии объединяет группу правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым явлениям.
Чтобы грамотно писать, нужно овладеть основными принципами русской орфографии. Русская орфография базируется на нескольких принципах: фонетическом, морфологическом, традиционном (историческом) [2].
Фонетический принцип письма состоит в том, что слова пишутся точно так же, как слышатся. Задача пишущего сводится к тому, чтобы каждый слышимый в слове звук правильно соотнести с соответствующей ему буквой и записать эти буквы в нужной последовательности, т.е., как бы просто «сфотографировать» слова устной речи. Ошибиться здесь совершенно негде: пишем как слышим.
Морфологический принцип письма. Сущность этого принципа заключается в том, что каждая общая для родственных слов значимая часть, или морфема (приставка, корень, суффикс, окончание), независимо от особенностей её звучания всегда пишется одинаково.
Традиционный принцип русской орфографии заключается в том, что то или иное написание обусловлено законами языка на определенном этапе его исторического развития. В современном языке такие написания сохраняются по традиции. Традиционный принцип заключается в том, что он отражает написание фонем в слабых позициях: звуки обозначаются одной из ряда возможных букв [16].
М.С. Соловейчик указывал, что главным в обучении правописанию является орфографическое правило (орфографическое правило - это инструкция, в которой указываются условия выбора правильных написаний (орфограмм) в словах), его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить ее, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаружить орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографических навыков [11, c.176].
Впервые термин «орфографическая зоркость» дан в трудах методиста и педагога В.П. Шереметьевского. Под орфографической зоркостью он подразумевал «пристальное внимание при чтении и списывании к орфографической стороне слова, умение замечать те места в слове, которые могут затруднить пишущего». Призывал развивать орфографическую зоркость, пониманию им не как умение видеть орфограмма, а как запоминание графических, зрительных образцов целых слов [13, с.33].
М. С. Селезнёва утверждает, что орфографическая зоркость — это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания [12].
В «Методике преподавания русского языка в начальных классах» указано: «Орфографическая зоркость – это умение увидеть орфограмму, опознать ее, т.е. соотнести с правилом, с грамматической основой» [7, с.34].
С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, различать в какой позиции он стоит: в сильной или слабой, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании.
Таким образом, орфографическая зоркость – умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях, которые предназначены для записи или уже записаны, орфограммы, а также быстро определить их типы. Развитая орфографическая зоркость и фонематический слух необходимые условия развития прочного орфографического навыка.
В структуре орфографической зоркости выделены мотивационный, организационный и контролирующий компоненты.
Мотивационный компонент связан с коммуникативной направленностью письменной речи и предполагает постановку орфографической задачи.
Организационный компонент связан с опознанием орфограммы на основе знания ее признаков и их определения в процессе зрительного или слухового восприятия, на первоначальном этапе формирования орфографической зоркости предполагает активное участие фонематического слуха, звукового анализа в процессе проговаривания.
Контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного в результате сличения воспринимаемых образов с их следом в памяти.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков : Пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. - М. : Просвещение, 1987. - 158 с.
2. Бабайцева, В.В. Принципы русской орфографии / В.В.Бабайцева // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С.33-38.
3. Гайнетдинова, Г. С. Развитие орфографической зоркости младших школьников / Методическое пособие для учителей начальных классов/ - 2010 г. – 73 с.
4. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах.- Томск, 1992. – 61 с.
5. Жуйков, С. Ф. Формирование орфографических действий (у младших школьников) [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР. - Москва : Просвещение, 1965. - 355 с.
6. Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии : Пособие для учителей / В. Ф. Иванова. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1982. - 173 с.
7. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - 10-е изд., стер. - Москва : Академия, 2017. - 461 с.
8. Львов, М. Р. Правописание в начальных классах / М. Р. Львов. - М. : Просвещение, 1990. - 159 с.
9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4¬е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2013. — 223 с.
10. Рождественский, Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т методов обучения. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. - 304 с.
11. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач / М.С. Соловейчик, О.В. Кубасова, Н.С. Кузьменко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 256 с.
12. Селезнёва М.С. Работа по развитию орфографической зоркости // Начальная школа. 1997. № 1. С. 81—84.
13. Шереметевский, В. П. Сочинения Вл.П. Шереметевского : Москва : Комис. преподавателей рус. яз. при Учеб. отд. О-ва распространения техн. знаний, 1897. - VIII, 330, 41 с.
14. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. – 383 с.
15. Иванова, В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография [Электронный ресурс] / В. Ф. Иванова. – URL : http://www.rulit.me/- books/sovremennyj-russkij-yazyk-grafika-i-orfografiya-read-321942-59.html (дата обращения: 18.01.2021).
16. Принципы русской орфографической системы [электронный ресурс]: https://grammatika-rus.ru/glavnaya/orfograficheskij-razbor/orfografiya-v-tablitsah/printsipy-russkoj-orfograficheskoj-sistemy/ (дата обращения: 18.01.2021).
17. Развитие орфографической зоркости у младших школьников [электронный ресурс]: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/417439-statja-na-temu-razvitie-orfograficheskoj-zork (дата обращения 18.01.21).