Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема данной работы посвящена анализу мотивов и средств выразительности одного из наиболее значимых лирических циклов А.А. Блока – цикла стихов «Кармен». Актуальность исследования обусловлена тем, что тема любви, воплощенная в художественном произведении, всегда является интересной, востребованной, привлекающей внимание как литературоведов, так и широкой читательской аудитории. Можно привести бесконечный список творений, воспевших любовь. Но у любви тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении – свой свет, своя печаль, свой излом и свое благоухание. В связи с этим можно сделать вывод об актуальности исследования художественных особенностей одного из лучших образцов любовной лирики А. Блока.
Объектом исследования является цикл стихов А.А. Блока «Кармен».
Предмет исследования – мотивы и средства выразительности цикла стихов А.А. Блока «Кармен».
Цель исследования заключается в анализе мотивов и средств выразительности цикла стихов А.А. Блока «Кармен».
Для реализации цели требуется решить следующие задачи:
1) показать место темы любви в мировой и русской литературе и отметить ее значение в творчестве А. Блока;
2) раскрыть особенности понимания чувства любви А. Блоком в различные периоды его жизни;
3) охарактеризовать художественные особенности поэтического цикла;
4) проследить эволюцию любовных переживаний поэта, нашедшую отражение в его поэтических циклах;
5) проанализировать мотивы и художественные средства выражения темы любви в поэтических произведениях А. Блока, включенных в цикл стихов «Кармен».
Материал исследования – цикл стихов А.А. Блока «Кармен».
Методологическую основу работы составляют научные труды исследователей: Ю.М. Анохина, Г. Блюмин, П. Громов, В. Енишерлов, Л.А. Лебедева, В.А. Сапогов, А.В. Соколов, Б. Соловьев, Ж.Ж. Толысбаева, В. Турков, А. Шестаков и др.
Методы исследования: биографический, сравнительный, системный, контекстуальный анализ.
Структура исследования включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников и литературы. Первая глава посвящена рассмотрению значения темы любви в мировой литературе и в творчестве А.А. Блока, а также исследованию своеобразия формы поэтического цикла и характеристике основных поэтических циклов любовной лирики поэта. Во второй главе проведен непосредственный анализ циклов стихов А.А. Блока «Кармен», проанализированы основные мотивы данных поэтических произведений, охарактеризованы художественные средства выразительности, использованные А. Блоком при создании данного цикла.
1 Поэтическая интерпретация темы любви в стихах А.А. Блока
1.1 Вечный характер темы любви и ее значение в творчестве А.А. Блока
Приступая к анализу одного из самых ярких циклов любовной лирики А. Блока, следует прежде отметить непреходящий характер темы любви и ее значимость в творчестве этого выдающегося поэта «серебряного века». Тема любви – вечная, как само чувство ее породившее, одухотворяла искусство всех времен и народов. Но в каждую эпоху эта тема выражала какие-то особые нравственно-эстетические ценности. Ведь любовь – это чувство, заставляющее совершать подвиги и идти на преступление, чувство, способное изменить ход истории, чувство, дающее счастье и вдохновение и заставляющее страдать, чувство, без которого жизнь не имеет смысла.
Любовная западноевропейская культура уходит своими корнями еще в античность. В.П. Шестаков справедливо отмечает в своем исследовании: «Античность оставила нам большое количество произведений о любви. Ярче всего любовь отражена в любовной античной лирике. Одним из самых пленительных и неповторимых поэтов была древнегреческая поэтесса Сапфо, строчки ее стихотворений через тысячи лет поражают своей искренностью».
Одним из первых философов, развивавших тему любви, был древнегреческий философ Платон. В своих диалогах Платон разрабатывает теорию любви. Любовь, по Платону, имеет два начала, которые находятся в человеке одновременно. Первое из них, влечение к удовольствиям, явление безнравственное, а второе – стремление к возвышенному. Любовь в произведениях Платона – это явление идеальное, которое делает любящего человека гениальным, так как без конца он открывает в любимом человеке то, что скрыто от других, нелюбящих.
Итак, согласно учению древнегреческого философа Платона, чувство любви – это чувство идеальное, человек наделяется им свыше.
В эпоху Средневековья философия любви приобретала теологическую окраску, философы и писатели рассуждали о Божественной любви, о любви к Богу. Но, начиная с XIII века, провансальская литература, наравне с идеей любви к Богу выдвигает идеал светской любви, ставший основной темой куртуазной поэзии трубадуров, которые создавали образ Прекрасной Дамы и культивировали чувство любви и поклонения ей. Идеал любви трубадуров – это служение своей госпоже. Любовные отношения трактовались только как вассальные, ибо они были типичны для Средневековья. Дама являлась госпожой. Важнейшими качествами для вассала считались терпение и молчание. Любовь являлась тайной, которую следует оберегать всеми средствами от завистников и подлых людей, строящих козни любовникам. Около молчания и терпения, центральных мотивов, группируются другие, дополняющие картину: влюбленный должен благоговеть перед своей дамой, должен быть верен ей, лоялен, куртуазен, должен подавлять в себе вспышки гордости. Таким был слуга любви на заре культа дамы, любовь для него была лишь таинственной силой, которая играет человеком, как былинкой. Любовь для трубадуров становится самоцелью, она совпадает со службой даме-идеалу.
Любовная лирика как разновидность письменной литературы появилась в России в XVIII веке. Конечно, в русском фольклоре существовала любовная песня. Но древнерусская литература не включала земную, чувственную любовь в круг своих тем. И в древнерусской литературе не обнаруживается мощной традиции, связанной с культом земной, чувственной любви.
По мнению исследователя П.А. Орлова, «лирические произведения XVIII века оказали величайшее влияние на развитие всей любовной последующей лирики. Особенно это касается поэзии сентименталистов, таких как М.Н. Муравьев, И.И. Дмитриев, Н.М. Карамзин, Ю.А. Нелединский-Мелецкий».
В XIX веке Россия вступила в «золотой век» русской поэзии, первыми ласточками которого были поэты – ученики сентименталистов XVIII века, К. Батюшков и В. Жуковский. Самым же ярким явлением, венчающим этот этап развития русской лирики, был А.С. Пушкин, в творчестве которого объединились лучшие черты любовной лирики XVIII века.
Таким образом, подобно другим литературам мира, русская литература уделяет теме любви немалое место. И для поэтов «серебряного века» данная тема стала основополагающей. Александр Блок, творчество которого относится к данному периоду, вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Лирика Блока – явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих, она выступает как единое целое. Лирика Блока представляет собой одно развернутое во времени произведение, отражение пройденного поэтом пути. На эту ее особенность указывал и сам Блок. В частности, он отмечал: «Вся история моего внутреннего развития «напророчена» в «Стихах о Прекрасной Даме».
Свой поэтический путь А. Блок начал книгой мистических стихов о Прекрасной Даме. Это цикл стихов, полных тревоги, ощущения близкой катастрофы. Для усиления мистического впечатления А. Блок использует такие эпитеты, как «красота неизреченная», «неведомые тени», «неведомые звуки», «надежды нездешние», «нездешние видения», «непостижимая тайна». В «Стихах о Прекрасной Даме» явственно проступает тоска поэта об идеале женщины. Восприятие поэтом любви меняется на протяжении времени. В стихотворении «Незнакомка» А. Блок показывает столкновение прекрасной мечты и неприглядной действительности. На место возвышенной героини приходит образ роковой женщины, ведущий к гибели. Блок писал в своем дневнике: «Она – это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное».
Недоговоренность, загадочность стихов циклов «Снежная маска», «Фаина», «Кармен» А. Блока побуждает задуматься над тайнами человеческого бытия. Глубина переживаний поэта определяет значительность темы любви в его лирике.
В одной из автобиографий (1907 г.) А. Блок отметил: «Главные факторы творчества и жизни – женщины, петербургские зимы и прекрасная природа Московской губернии».
Таким образом, тема женщины, любви поставлена поэтом на первое место среди главных тем творчества.
1.2 Эволюция темы любви в лирических циклах А.А. Блока
Поэтическому циклу А. Блока «Кармен» предшествовало создание ряда других циклов стихов, отличающихся художественным своеобразием и дающих возможность проследить постепенное развитие и изменение представлений поэта о любви. Так как некоторые художественные особенности цикла «Кармен» отражают взаимосвязь данных поэтических произведений с предшествующими творениями поэта, целесообразно кратко охарактеризовать основные циклы любовных стихов А. Блока, предварительно раскрыв понятие и отметив особенности поэтического цикла.
Литературным циклом обозначается группа произведений, составленная и объединенная самим автором, читателем или редактором и представляющая собой художественное целое. По мнению Л.В. Флерко, «широкое распространение художественной циклизации связано с тем, что цикл выступает наиболее адекватной формой бытия литературного произведения, композиционной формой, в наибольшей степени соответствующей глубинным процессам, протекающим в природе искусства той или иной эпохи». Каждое произведение, входящее в цикл, может существовать как самостоятельная художественная единица, но, будучи извлеченной из него, теряет часть своей эстетической значимости.
Циклы и всевозможные циклические формы можно обнаружить в творчестве поэтов и писателей, принадлежащих к различным эпохам и культурам, школам и направлениям. Хотя циклы распространены в различных родах литературы, однако большинство исследователей, занимающихся проблемой цикла, считают, что наиболее органичной формой цикл является только для лирики. С точки зрения В.А. Сапогова, лирические циклы наиболее организованы, а «циклизация в прозе более искусственна».
Многие современные литературоведы расценивают лирический цикл как произведение с жанровыми чертами. Так, М.Н. Дарвин рассматривает цикл как «новый жанр, стоящий где-то между тематической подборкой стихотворений и поэмой», как «авторский контекст», в котором «единство стихотворений обусловлено уже авторским замыслом», а «отношения между отдельным стихотворением и циклом можно в этом случае рассматривать как отношения между элементом и системой».
В.А. Сапогов устанавливает следующие типологические и жанрообразующие признаки лирического цикла: 1) установка на целостность, внешним признаком которой является общий заголовок, выделенность в сборнике как части общего целого, объединенная публикация и т.п.; 2) лирический цикл – это типичная монтажная композиция, в которой смысл целого не равен сумме смыслов его составляющих. Относительная «открытость – закрытость» лирического цикла дает возможность его расширения или сужения.
И.В. Фоменко в качестве обязательных циклообразующих «скреп» рассматривает заглавие, композиционное строение, пространственно-временные отношения, цитации. Циклические единства образуются в силу объективных закономерностей (движением времени, перемещением в пространстве, и/или логикой духовного движения личности) и закономерностей субъективно-авторского сознания.
Ж.Ж. Толысбаева называет лирическим циклом «произведение, состоящее из некоторого ряда интертекстуально связанных стихотворений, объединенных общим заглавием, и воссоздающее модель циклической организации одной или нескольких граней Бытия». Исследователь выделяет следующие основные признаки лирического цикла: единое заглавие, авторская заданность композиции, лирический принцип изображения, лирический сюжет, центростремительный характер развития сюжета, семантический компонент, «проявляющийся в возвратно-поступательном типе организации пространственно-временных отношений».
В центр исследований попадает проблема композиции лирических циклов. Так, Л.Е. Ляпина устанавливает пять признаков, по которым можно «отграничить собственно лирический цикл от соседствующих явлений»: 1) авторская заданность композиции; 2) самостоятельность входящих в лирический цикл произведений; 3) «одноцентренность», центростремительная композиция лирического цикла; 4) лирический характер сцепления стихотворений в лирическом цикле; лирический сюжет; 5) лирический принцип изображения.
Как уже отмечалось, А. Блок широко использует такую форму организации поэтических произведений, как цикл. Циклы стихов о любви занимают центральное место в творчестве поэта. В связи с тем, что создание различных циклов относится к разным периодам времени, они позволяют проследить эволюцию в понимании им сущности любви, изменение его отношения к женщине, вызвавшей в его душе это чувство.
В 1903 г. в альманахе символистов «Северные цветы» появился цикл стихов А. Блока – «Стихи о Прекрасной Даме». Они были довольно равнодушно приняты публикой, но в узком кружке, группировавшемся вокруг Мережковского, Гиппиус, Брюсова и Белого, дарование Блока сразу оценили по достоинству, и он был принят в поэтических салонах как равный. «Стихи о Прекрасной Даме» – это то «мгновение слишком яркого света», о котором А. Блок писал А. Белому.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александр Блок и Андрей Белый. Переписка. – М.: Советский писатель, 1955. – 131с.
2. Анохина Ю.М. Способы выражения сравнений в языках с разной грамматической структурой (на материале русского и французского языков) //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Ю.М. Анохина. – Барнаул. 2008. – 22 с.
3. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов / И.В. Арнольд. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта, 2002. – 405 с.
4. Блок А.А. Письма к жене /А.А. Блок // Литературное наследство. – Т. 89. – М.: Литиздат, 1978. – 202 с.
5. Блок А.А. Полное (академическое) собрание сочинений и писем в двадцати томах. – М.: Наука, 1997. Т.1-5, Т.7-8.
6. Блок А. Собрание сочинений в восьми томах. Т.3. – М.: ТЕРРА, 2009.
7. Письма А. А. Блока к Л. А. Дельмас // Звезда. – 1970. – № 11. – С. 190-201.
8. Блюмин Г. Из книги жизни. Очерк об Александре Блоке / Г. Блюмин. – М.: Художественная литература, 1982. – 385с.
9. Громов П. А. Блок. Его предшественники и современники / П.А. Громов. – М.: ВЕЛБИ, 2008. – 322с.
10. Дарвин М.Н. Цикл // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: учеб. пособие / под ред. Л. В. Чернец. – М.: Академия, 1999.С.485-492.
11. Долгополов Л.К. Александр Блок / Л.К. Долгополов. – М.: Издательский дом «Азбука-классика», 2002. – 195с.
12. Енишерлов В. Александр Блок. Штрихи судьбы / В. Енишерлов. – М.: Художественная литература, 1980. – 238с.
13. Енишерлов В., Лесневский С., Рюмин А. Александр Блок / В. Енишерлов, С. Лесневский, А. Рюмин. – М.: Художественная литература, 1986. – 311с.
14. Лебедева Л.А. Устойчивые сравнения в славянских языках: лингвокультурологический подход / Л.А. Лебедева // Современные проблемы школьной и вузовской педагогики. – М.: Краснодар, 1998. – С. 231-243.
15. Ляпина Л.Е. Лирический цикл как художественное единство / Л.Е. Ляпина. – Воронеж, 1976. – 177 с.
16. Николаев А.И. Основы литературоведения: учеб. пособие для студентов филологических специальностей / А.И. Николаев. – Иваново: Листос, 2011. – 255 с.
17. Орлов П.А. Русский сентиментализм / П.А. Орлов. – М.: Прогресс, 1987. – 293с.
18. Руберт И.Б., Тимралиева Ю.Г. Поэтический язык как объект лингвистических исследований / И.Б. Руберт, Ю.Г. Тимралиева // Проблемы языкознания и теории коммуникации. – 2017. – №11. – С.95-100.
19. Сапогов В.А. Сюжет в лирическом цикле / В.А. Сапогов. – Даугавпилс, 1980. – 205 с.
20. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации / А. В. Соколов. – СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2002. – С. 172-201.
21. Соловьев Б. Поэт и его подвиг / Б. Соловьев. – М.: Издательство «Правда», 1980. – 182с.
22. Толысбаева Ж.Ж. Жанры поэзии: история и современность /Ж.Ж. Толысбаева. – Семипалатинск, 2007. – 114 с.
23. Турков А. Блок / А. Турков. – Л.: Лениздат, 1981. – 227с.
24. Флерко Л.В. К проблеме теории и истории цикла в литературоведении / Л.В. Флерко // Вестник МГУ. Серия 10. Филология. – 2011. – N 6. – С.131-138.
25. Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика / И.В. Фоменко. – Тверь, 1992. – 191 с.
26. Шестаков В.П. Философия любви и красоты эпохи Возрождения / В.П. Шестаков. – М.: Мысль, 1992. – 341с.