Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Общественно опасные проявления в сфере, связанной с несостоятель-ностью (банкротством) являются объективным процессом и выступают в качестве неизбежного спутника развития рыночных отношений. Осознавая опасность неконтролируемого органами власти передела собственности и использование института несостоятельности как инструмента реализации противоправных интересов, государство проводит комплекс мер по ре-гламентации процесса несостоятельности, с целью сделать его прозрачным и контролируемым. С принятием Уголовного кодекса Российской Федера-ции появилась группа преступлений, посягающих на установленный поря-док осуществления банкротства: включённые в главу 22 («Преступления в сфере экономической деятельности») деяния, предусмотренные ст. 195 (Неправомерные действия при банкротстве), ст. 196 (Преднамеренное банкротство), ст. 197 (Фиктивное банкротство). В рамках настоящей рабо-ты для обозначения указанных преступлений (ст.195-197 УК РФ) будет использоваться термин «криминальное банкротство», который является условным, поскольку не находит отражения на законодательном уровне.
Преднамеренное банкротство является общественно опасными дея-ниям, которое достаточно трудно выявить, так как такие деяния имеют длящийся характер. Преднамеренному банкротству придается формально соответствующий действующему законодательству вид, что существенно затрудняет выявление состоявшихся правонарушений и деяний.
На сегодняшний день преднамеренное банкротство выступает акту-альной проблемой для России. Однако, расследование уголовных дел в сфере преднамеренного банкротства сталкивается с рядом отрицательных аспектов, которые негативным образом влияют на процесс привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.
Актуальность темы обусловлена тем, что на протяжении последнего десятилетия наблюда¬ется рост количества организаций, отвечающих при-знакам банкротства. Однако на современном этапе имеют место крими-нальные банкротства. Одной из форм криминального банкротства явля-ется преднамеренное банкротство, которое пред¬ставляет собой весьма распространенный способ уклонения от исполнения долговых обяза-тельств. Проблемным вопросом является то, что к ответ¬ственности за преднамеренное банкротство при¬влекаются не все виновные лица, что свя-зано с недостатками правового регулирования отдель¬ных вопросов в дан-ной области.
Все это и обуславливает актуальность курсовой работы по данной теме.
Объектом исследования являются общественные отношения, склады-вающиеся в сфере применения уголовно-правовых норм о преднамерен-ном банкротстве.
В качестве предмета исследования выступают нормы уголовного за-коно¬дательства РФ, а также судебно-следственная практика, связанная с квалифика¬цией преступления, предусмотренного статьей 196 УК РФ, а также смежных и сопряженных с ним иных составов преступлений.
Цель исследования заключается в анализе всех юридических призна-ков преступлений, предусмотренного ст. 196 УК РФ, в изучении проблем, возни¬кающих при квалификации рассматриваемого преступления, в выра-ботке путей их разрешения.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Провести уголовно-правовой анализ объективных и субъектив-ных признаков преднамеренного банкротства, выявить их особенности.
2. Рассмотреть разграничительные признаки преднамеренного банкротства и смежных составов преступлений, и обозначить проблемы, возникающие при квалификации таких деяний.
Нормативной базой исследования выступили Конституция РФ, дейст-вующее уголовное законодательство РФ, иные нормативно-правовые акты, от¬носящиеся к предмету исследования.
Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной прак¬тики, уголовные дела, рассмотренные судами общей юрисдикции РФ.
Методологическую основу исследования составили методы познания ок¬ружающей действительности, используемые в правоведении и теории уголов¬ного права, а именно: диалектический, системный, комплексный, формально¬логический, логико-юридический, конкретно-правовой.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
1. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРЕДНАМЕРЕННОГО БАНКРОТСТВА
1.1 Характеристика объективных признаков преднамеренного банк-ротства
Риск банкротства существует всегда, так как предпринимательскую деятельность осуществляют на свой страх и риск. Банкротство (несостоя-тельность) организации, может возникнуть и при нормальной хозяйствен-ной деятельности. В связи с активной экономической деятельностью госу-дарства и высокой конкурентностью, банкротство стало частым явлением.
Основная цель преднамеренного банкротства - это уклонение от по-гашения задолженности перед кредиторами в рамках действующего зако-нодательства и неправомерное присвоение активов.
Анализ показывает, что существует по меньшей мере две причины, по которым компания преднамеренно стала банкротом:
1. предприятие было специально создано для легализации де-нежных средств, полученных преступным путем;
2. избавление от неэффективной компании с помощью ликвида-ции .
Кроме того, преднамеренное банкротство может быть и вследствие бездействия непринятия соответствующих мер) руководства по восстанов-лению финансового положения предприятия.
Выявление преднамеренного банкротства невозможно без принятия арбитражным судом судебного акта, о возбуждении процедуры банкрот-ства.
Фактически, выявление признаков преднамеренного банкротства возложено на налоговые органы и на арбитражных управляющих.
Правоохранительные органы не занимаются напрямую выявлением составов преднамеренного банкротства. А связано это с тем, что существу-ет двойственная ответственность - административная и уголовная, а также низкий уровень квалификации специалистов в правоохранительных орга-нах по выявлению данного состава преступлений.
Порядок взаимодействия налоговых и правоохранительных органов при выявлении данного вида преступлений определен в Приказе МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347, от 30.06.2009 г. «Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок». В силу указанного правового акта сотрудники правоохранительных органов участвуют в проверке на основании запроса налогового органа, подписан-ного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Ос-нованиями для направления запроса могут являться:
— наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходи-мости проверки этих данных с участием сотрудников органов внутренних дел;
— назначение выездной (повторной выездной) налоговой про-верки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения;
— необходимость привлечения сотрудников органов внутренних дел для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля.
— необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жиз-ни и здоровья проверяющих при исполнении ими должностных обязанно-стей.
Сотруднику правоохранительного органа нельзя выходить за преде-лы оснований запроса налогового органа, что, на наш взгляд, затрудняет предупреждение преднамеренного банкротства в рамках налоговой про-верки.
Общие признаки, понятие банкротства рассматривает Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) . Однако, в данном законе не прописаны ситуации, когда банкротство является преднамеренным. Указанное описано в ст. 196 Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) и в ст. 14.12 Кодексе об адми¬нистративных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) .
В ч. 2 ст. 14.12 КоАП РФ под преднамерен¬ным банкротством пони-мается совершение со стороны руководителя или учредителя/участника юридического лица или индивидуального пред¬принимателя или гражда-нина действий/бездей¬ствия, которые сознательно лишают их возмож¬ности для полного удовлетворения требований кредиторов по денежным обяза-тельствам и/или выполнения обязанности по уплате обязатель¬ных плате-жей. Статья 196 УК РФ содержит ана¬логичное понятие преднамеренного банкротства, однако состав преступления предполагает нали¬чие крупного ущерба интересам кредиторов .
Исходя из вышесказанного, преднамеренное банкротство организа-ции является не чем иным, как совершением действия или бездействия его руководителя или учредителя/участника, что вызывает неспособность для удовлетворения требований кредиторов по денежным обязатель¬ствам и/или выполнения обязательств по уплате обязательных платежей, если эти действия/упу¬щения нанесли серьезный ущерб.
Эта неспособность вызвана не в результате объективного управле-ния, а в результате прямого умысла, направленного на установление не-пла¬тежеспособности, путем совершения фиктивных сделок, которые при-водят к потере балансовых активов. Цель преднамеренного банкротства, как правило, заключается в попытке скрыть невы¬полнение обязательств под видом материальной неплатежеспособности и несостоятельности.
Необходимо разделять формальные и нефор¬мальные признаки преднамеренного банкрот¬ства предприятий (юридических лиц).
Под фор¬мальными признаками следует понимать при¬знаки, которые могут быть выражены в денеж¬ном эквиваленте и относятся непосредствен-но к форме взаимоотношений должника и креди¬торов.
Под неформальными признаками следует понимать признаки, отно-симые к внутренней среде предприятия.
Ю.В. Чистякова полагает, формальными при¬знаками преднамерен-ного банкротства юриди¬ческих лиц будут являться: стабильная убы-точность деятельности предприятия при росте объемов продаж; рост ком-мерческих, управ¬ленческих и прочих расходов более опережа¬ющими тем-пами по сравнению с ростом объе¬мов продаж; беспорядочное или нецеле-сообраз¬ное привлечение кредитов и займов как от физи¬ческих, так и от юридических лиц на условиях, заведомо невыгодных для заемщика; нарушение сроков оплаты обязательных платежей (нало¬гов, кредитов, за-работной платы), особенно при наличии достаточного количества денеж-ных средств на счетах организации в день оплаты; рост задолженности по налогам и сборам в связи с ошибками в перечислениях; наличие деби-торской задолженности с большим сроком дав¬ности, не взыскиваемой с должников; расто¬ржение контрактов с постоянными надежными контр-агентами и заключение договоров с ком¬паниями - однодневками; перечис-ление авансов поставщикам и подрядчикам за неполученные товары или услуги, а также перечисление аван¬сов повторно при наличии уже перечис-ленного аванса и при условии, что данная форма расче¬тов не зафиксиро-вана в договорах; отсутствие работы ответственных лиц предприятия по воз¬врату авансов поставщикам и задолженности дебиторов, которая должна предполагать своев¬ременное подписание актов сверок, написание и отправка претензий в адрес контрагентов; регу¬лярная просрочка оплат основным поставщи¬кам за товары и услуги при наличии достаточ¬ных де-нежных ресурсов .
Среди неформальных признаков криминаль¬ного банкротства юри-дического лица можно выделить следующие: высокая текучесть кадров; перевод сотрудников на сокращенную рабочую неделю; изменения в со-ставе учредителей ком¬пании, которые могут свидетельствовать о раз¬ладах и конфликтах на уровне руководства орга¬низации; значительное расшире-ние (раздувание) штата сотрудников на фоне сокращения или при ста-бильности объемов продаж.
Безусловно, что на деятельность любой орга¬низации оказывают вли-яние как внешние фак¬торы (политические, экономические, эпидемио-логические, социальные, отраслевые), так и вну¬тренние. Но если внешние факторы затрагивают в той или иной мере деятельность каждого пред-приятия, то внутренние факторы обусловлены именно спецификой дея-тельности данного кон¬кретного предприятия.
Среди внутренних факторов, влияющих на возникновение преднаме-ренного банкротства, основным является неграмотное, неумелое и негиб-кое управление руководством деятельно¬стью предприятия, которое на практике может проявляться в следующем: неумение подстраи¬ваться под изменения рынка и запросы клиентов; отсутствие согласованности в дея-тельности руко¬водящего состава; использование старых техно¬логий во всех сферах деятельности (управлении, производстве, коммуникации); ав-торитарный стиль руководства; отсутствие стратегии раз¬вития предприя-тия; увольнение компетентных сотрудников, имеющих мнение, отличное от мнения руководства.
По этим перечисленным выше формальным и неформальным при-знакам, а также по внутрен¬ним факторам можно сделать достаточно объ-ективный вывод о том, что ситуация с банкрот¬ством у данного предприя-тия имеет преднаме¬ренный характер.
Начиная говорить об объективных признаках преступлений в сфере банкротства, прежде всего, стоит начать с характеристики объекта пре-ступления.
Рассматриваемая уголовно-правовая норма располагается в гл. 22 разд. VIII УК РФ. Соответственно видовым объектом данно¬го преступле-ния являются общественные отношения в сфере эконо¬мической деятельно-сти. Общественная опасность данного вида кри¬минального банкротства заключается в подрыве институтов займа и кредита, этих фундаменталь-ных инструментов экономической дея¬тельности, путем умышленного уклонения от уплаты долгов . Исходя из этого, непосредственным объек-том преднамеренного банкротства является общественные отношения, обеспечивающие защищенность и реализацию обязательственных прав кредитора. Дополнительным непосредственным объектом — общественное отношение, обеспечива¬ющее право собственности кредитора. В качестве кредиторов могут выступать физические лица, юридические лица, предъ-являющие са¬мостоятельные имущественные требования к должнику3.
Отдельные авторы полагают, что предметом рассматриваемого пре-ступного посягательства являются объекты гражданских прав, перечис-ленные в ст. 128 ГК РФ (за исключением нематериальных благ), а также имущественные обязанности. Документы (в том числе финансовые) не мо-гут быть признаны предметом преднамеренного банкротства .