Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития российской государственности немаловажное значение приобретают вопросы организации и функционирования механизма государства и его совершенствования с целью максимального приближения его к механизму государства правового. Определение современных проблем существующего механизма государственного управления, их подробный системный анализ является одной из наиболее актуальных тем, которая подтверждается также тем, что механизм государственного управления развивается, изменяется и эволюционирует вместе с обществом, государством и правом.
Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства. Содержание аппарата государства, всех его подразделений составляет управленческая, организационная работа, призванная обеспечить надлежащую организованность и эффективное функционирование всех сфер общественной жизни.
Предметом исследования является действующее российское законодательство, закрепляющее и регламентирующее понятие и структуру механизма государства.
Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие по поводу исследования понятия и структуры механизма государства.
В процессе проведенного исследования применялись общенаучные (наблюдение, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция), специально-научные (сравнительно-правовой, технико-юридический) и другие методы исследования.
Новизна исследования заключена в том, что в работе предпринята попытка комплексного изучения действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего понятие и структуру механизма государства.
В процессе написания курсовой работы была изучена и исследована нормативная база: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 года № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
При написании курсовой работы были рассмотрены и использованы известные труды правоведов и ученых, среди которых можно выделить следующих: Астафуров А.М. (исследование и изучение понятие и признаков механизма государства); Власенко Н.А. (рассмотрение и изучение принципов организации и деятельности механизма государства); Кожевников В.В. (анализ и исследование структуры механизма государства); Хропанюк В.Н. (анализ и изучение актуальных проблем механизма государства в современной России) и другие.
Практическая значимость исследования заключается в том, что проведенное исследование и выводы, содержащиеся в данной работе, дополняют и развивают определенный ряд положений современной науки теории государства и права.
Целью курсовой работы является исследование и изучение понятия и структуры механизма государства.
Для достижения этой цели необходимо рассмотрение и разрешение следующих задач:
1) определить и раскрыть понятие и признаки механизма государства;
2) рассмотреть и раскрыть принципы организации и деятельности механизма государства;
3) рассмотреть и исследовать структуру механизма государства;
4) определить и исследовать актуальные проблемы механизма государства в современной России.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и использованной литературы.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и признаки механизма государства
В отечественной юридической науке правовая категория «механизм государства» принадлежит к числу основополагающих и фундаментальных дефиниций в теории государства и права; при условии того, что, рассматривая категорию «механизм государства», прослеживается некий «технический» характер данного правового термина, государственный механизм и его положение в общей правовой доктрине продолжают вызывать в настоящее время дискуссии.
Особое внимание к дефиниции механизма государства, его положению в общей теории права начало уделяться с середины XX века в Союзе Советских Социалистических Республик. Так, в частности, советская юридическая наука освещала преимущественно работы, не связанные со всем государственным механизмом как единой системой государства, а преимущественно рассматривала отдельные институты механизма государства.
Как считают исследователи в области права, сам факт существования государства, а, соответственно, и органов власти в нем, обусловливает наличие определенной взаимосвязи между органами власти для достижения целей и задач государства; иными словами, необходим механизм, деятельность которого направлена на реализацию государственных функций, целью которых является достижение государственных задач. Таким механизмом являются органы государственной власти, каждый из которых наделен в соответствии с законодательством определенными специфическими полномочиями в определенной сфере общественной жизни общества.
Отмечается, что в зависимости от развития общества и гражданских институтов государству приходится брать на себя новые функциональные полномочия и, соответственно, устанавливать специфичные для их выполнения органы государственной власти, и тем самым производить трансформацию государственного механизма
Рассматривая механизм государства через призму системы, следует заметить, что механизм государства представляет собой единую систему государственных организаций - консолидированных государством коллективов людей, обеспечивающих руководство и реализацию государственных функций.
Другие исследователи в области права рассматривают единую систему органов государства с двух основных позиций: «механизм государства» и «государственный аппарат».
Рассматривая вышеуказанные позиции, необходимо отметить, что яркими признаками современного механизма государства являются: непрерывное и постоянное развитие и эволюция элементов механизма государства.
Анализируя данный подход, следует учитывать черты государственного строительства, так как именно такой правовой институт, как «государственное строительство», оказывает непосредственное и всеохватывающее влияние на механизм современного государства.
При рассмотрении такой категории, как «механизм государства», следует использовать такую категорию, как «деятельность», при условии, что деятельность в данном случае рассматривается как единая работа целого государственного аппарата, которая видоизменяется, подстраивается под отдельные способы организации, развития, функционирования совокупной системы органов государства, во взаимосвязи и взаимодействии, а также во взаимозависимости.
В современной юридической литературе понятие «механизм государства» не является однозначным. Одни ученые под механизмом понимают аппарат государства, иными словами систему его органов, с помощью которых осуществляется государственная власть. В тоже время, механизм (аппарат) государства определяется как специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Другие исследователи в области права понимают под механизмом государства систему его органов, посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции. Памятуя роль социальных потребностей, вызвавших к жизни государство, его механизм можно определить и как функционирующую систему государственных органов, обеспечивающих решение общих дел.
Третьи рассматривают понятие механизма государства через системы его органов и определяет его как совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть и обеспечивающих реализацию функций государства. Однако, представляется, при всей важности государственных органов, образующих государственный аппарат, ими нельзя ограничивать объем данного понятия.
Большая часть ученых включают в механизм государства органы государства и государственные организации. При этом различаются государственные организации. В трудах одних исследователей, механизм рассматривает через органы государства и государственные организации, осуществляющие охранительную функцию государства (вооруженные силы, полиция, разведка, спецслужбы, пенитенциарные учреждения).
Следовательно, в современный период развития общества такую правовую категорию, как механизм государства, логичнее исследовать не в статике, а в динамике.
Исходя из вышесказанного, механизм современного государства представляет собой совокупность государственных органов в динамике, в процессе функционирования и во взаимодействии между собой. При условии системно-функционального подхода в иерархии механизма государства можно выделить совокупность взаимодействующих подсистем государственных органов, осуществляющих государственную власть и образующих государственный аппарат.
Учитывая динамическую природу, присущую термину «механизм», следует признать невозможность его использования для обозначения совокупности государственных органов. Однако, для характеристики их работы, для определения особенностей воздействия на общественные отношения этот термин подходит как нельзя кстати. В этом случае уместно было бы говорить о механизме функционирования государства.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. 2020. № 57. Ст. 4509.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. от 16.04.2022 № 1-ФКЗ) // Российская газета. 1997 № 3; // Российская газета. 2022. № 48.
3. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 года № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Российская газета. 2020. № 197.
Научная и специальная литература
1. Астафуров А.М. Государственный аппарат и механизм государства: к проблеме соотношения понятий. // Вестник Тамбовского университета. 2010. № 12. С. 297-302.
2. Беляева О.М. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Юрист, 2018. - 375 с.
3. Виноградов В.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: Норма, 2014. - 515 с.
4. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Норма, 2018. – 480 с.
5. Галуева В.О. Основные проблемы механизма государственного управления в современной России. // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2021. № 3. С. 43-55.
6. Гриненко А.В. Правоохранительные органы: учебник. - М.: Юрист, 2021. - С. 271.
7. Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: Инфра, 2020. - 645 c.
8. Кожевников В.В. Теория государства и права: учебник. - М.: Проспект, 2019. – 508 с.
9. Коренев М.В. Депутат законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в системе народного представительства. // Ученые записки Орловского государственного университета. 2010. № 3. С. 107-115.
10. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - М.: Проспект, 2018. – 640 с.
11. Парасюк Е.А. Механизм государства: к исследованию понятия. // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. № 2. С. 176-182.
12. Плетников В.С. Государственные организации в механизме (аппарате) современного российского государства: вопросы теории и практики. // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2020. № 2. С. 121-124.
13. Романов С.А. Современные методологические подходы к пониманию механизма государства: роль контрольно-надзорных органов в современном механизме государства. // Закон и право. 2022. № 3. С. 36-41.
14. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник. - М.: Омега-Л, 2019. – 324 с.
15. Чернова Э.Р. Правовое регулирование организации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. // Инновационная наука. 2015. № 10. С. 202-203.
16. Шевчук Д.А. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2019. - 356 с.
17. Шереметьев Е.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник - М.: Юрайт, 2019. - 562 с.