Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Межличностные отношения – это совокупность взаимодействий между людьми. Преимущественно они основаны на связях между членами общества при помощи разных видов общения. Эти отношения появляются и наиболее активно развиваются в детском возрасте. Опыт первых межличностных отношений выступает основой дальнейшего развития ребенка. Во многом он определяет отношение маленького человека к миру, особенности его самосознания, поведение среди людей.
Необходимым условием психологического развития ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) является общение со сверстниками. В жизни младшего школьника общение со сверстниками – это условие формирования общественных качеств его личности, появления и последующего развития начал коллективных и дружеских взаимоотношений. Как показали многолетние исследования таких ученых и практиков, как Е. О. Смирнова, Л. Н. Блинова, А. А. Рояк, Т. В. Антонова и других, межличностные отношения развивают чувства и переживания ребенка. Они дают ребенку возможность проявить эмоциональный отклик и привить механизмы самоконтроля. С другой стороны, у детей в процессе взаимоотношений между сверстниками происходит обогащение представлений о себе и других людях, а также развивается самосознание и формируется самооценка.
Социальная компетентность, как личностное качество, формирующееся в процессе социализации ребенка младшего школьного возраста, является одним из самых его важных достижений. На социальную компетентность оказывают влияние отличительные особенности индивида, его психическое состояние и типичное настроение. Кроме того, большое значение для развития социальной компетентности имеет характер общения и взаимодействия с окружающими. Это обусловлено тем, что у младшего школьника в процессе совместной деятельности с другими детьми и взрослыми развивается интерес к окружающим людям и формируются социальные мотивы поведения.
Передача социального опыта происходит именно в совместной деятельности, когда ребенок является субъектом этой деятельности (познавательной, творческой, коммуникативной и другой). В этом случае ребенок активнее начинает участвовать в изменении окружающего мира. Он выстраивает отношения с окружающими, осваивает субкультурные нормы и правила.
Актуальность выбранной темы определяет то, что у детей с ЗПР социально-личностный потенциал существенно ослаблен, поэтому существуют проблемы в выстраивании межличностных отношений. Важным также является анализ комплекса методик, цель которых – выявить характерные особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ЗПР, а также составление и реализация программ психолого-педагогической коррекции их межличностных отношений.
Цель: Изучить специфику взаимоотношений со сверстниками младших школьников с задержкой психического развития.
специфика взаимоотношений со сверстниками младших школьников с задержкой психического развития
Задачи:
1.Рассмотреть особенности межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития;
2.Изучить методы развития межличностной сферы младших школьников с задержкой психического развития;
3.Исследовать взаимоотношения со сверстниками младших школьников с задержкой психического развития.
Объект: Взаимоотношения со сверстниками младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет: Коррекция взаимоотношений со сверстниками младших школьников с задержкой психического развития.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Определение взаимоотношений в психологии
Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Отношения связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с самим предметом в целом, хотя в отношении к предмету или лицу могут выявляться разные стороны в связи с разными сторонами, например отрицательными и положительными свойствами объекта. Так как свойства объекта существуют для всех, а действия и переживания, вызываемые объектом у разных людей, избирательны и различны, то очевидно, что источник особенностей переживания и действия лежит в индивиде, в человеке как субъекте отношений, в связи с особенностью его индивидуального опыта.
Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающей объективной действительностью. Нельзя относиться вообще. Отношения обязывают к рассмотрению их объектов. Соответственно только что сказанному, одной из важных проблем психологии вообще, и психологии отношений в частности, является дальнейшая разработка системы понятий и вопросов структуры в области психических образований, в частности в области отношений.
Являясь продуктом природного и общественно-исторического развития человека, его отношения к действительности требуют не только психологической характеристики, но физиологического и общественно-исторического объяснения. Природная основа этих отношений объясняется сравнительной биологией, физиологией и особенно учением И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Основой общественно-исторического понимания отношений человека являются исторический материализм и освещаемые им факты и положения общей истории развития человечества, истории культуры и научной антропологии.
Ряд отношений выступает у человека как относительно самостоятельные образования. Сюда, прежде всего, следует отнести интересы, оценки и убеждения.
Рассматривая человека в совокупности его отношений и взаимосвязей с окружающим миром, мы рассматриваем его как личность. В.Н.Мясищев по этому поводу говорил, что психология безличных процессов должна быть заменена психологией деятельности личности.
Чтобы понять человека в многообразии его отношений к окружающему миру и самому себе, чтобы найти истоки и понять направленность его активности, необходимо определить место, позицию, которую этот человек в мире занимает. Подход к человеку как личности связан, прежде всего, с взглядом на человека как единицу общества (общественный индивид), определяемую ее местом в социальной структуре. Фундаментальным признаком, отличающим человека от животного как биологической особи, единицы вида, является социальность, принадлежность к социуму, обществу.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антропова, М. В. Формирование межличностных отношений детей с задержкой психического развития в процессе психолого-педагогического сопровождения / М. В. Антропова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 468-470.
2. Иванова, Т. Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 112 c.
3. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст]: учебник для вузов / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2015. – 592 с.
4. Ильина, Ю. С. Исследование коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития / Ю. С. Ильина. — Текст: непосредственный // Школьный логопед. — 2016. — № 4. — С. 77-82.
5. Карпушкина, Н. В. Особенности восприятия сверстников младшими школьниками с задержкой психического развития / Н. В. Карпушина, А. А. Трушина. Текст: электронный // АНИ: педагогика и психология. — 2020. — № 3 (32). — С. 135-138.
6. Крысько, В. Г. Социальная психология. Курс лекций [Текст]: учебное пособие / В. Г. Крысько. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2011. – 256 с.
7. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2011. – 320 с.
8. Микляева, Н. В. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду: Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ [Текст] / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. П. Слободяник. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
9. Мудрик, А. В. Социализация и воспитание [Текст] / А. В. Мудрик. – М.: Проспект – Пресс, 2011. – 96 с.
10. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст] / В. Б. Никишина. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
11. Свечникова, Н. С. Особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста / Н. С. Свечникова, А. А. Калинина. — Текст: электронный // Наука, техника и образование. 2018. — № 3 (44). — С. 56-60
12. Сорокоумова, С. Н. Особенности сотрудничества старших дошкольников с задержкой психического развития со взрослыми и сверстниками в учебно-познавательной деятельности / С. Н. Сорокоумова, В. В. Кисова // Дефектология. — 2014. — № 1. — С. 29-38.