Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность настоящего исследования обусловлено ведущей ролью сельского хозяйства в экономике государства. России традиционно являлась аграрной страной и на сегодняшний день общая посевная площадь составляет 527 млн. га, и соцобеспечение продукции сельскохозяйственного назначения по зерну 165,6% мясу и сахару 100% подсолнечному маслу 200% . Указанные обстоятельства подтверждает высокий уровень развития аграрного производства, что обусловлено активной деятельностью субъектов аграрного права. В качестве основных субъектов выступают аграрные организации и крестьянские фермерские хозяйства, как субъекты предпринимательской деятельности и личные подсобные хозяйства населения. Рассмотрение правого положения субъектов аграрных правоотношений обусловило актуальность настоящего исследования.
Объектом работы выступают аграрные правоотношения.
Предметом исследования выступает совокупность правовых норм и доктринальных исследований субъектов аграрных правоотношений.
Целью работы вступает комплексный анализ субъектов аграрных правоотношений.
- рассмотреть понятие субъектов аграрных правоотношений;
- изучить классификация субъектов аграрных правоотношений ;
- исследовать агрохолдинги как субъектов аграрных правоотношений ;
- рассмотреть крестьянское (фермерское) хозяйство как субъектов аграрных правоотношений.
При написании работы были использованы методы научного познания, анализа, синтеза, сравнительно правовой и формально-юридический метод
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1.Общая характеристика субъектов аграрных правоотношений
1.1 Понятие субъектов аграрных правоотношений
Для раскрытия сущности субъектов аграрных правоотношений необходимо раскрыть понятие агарного права и аграрных правоотношений. В современной теории права комплексная отрасль права традиционно характеризуется следующим: во-первых, общественные отношения, составляющие предмет правового регулирования вторичного нормативно правового образования не характеризуются единством; во-вторых, общественные отношения регулируются именно комплексным методом, который вбирает в себя признаки множества методов, характерных для основных отраслей современного российского права; в-третьих, нормы комплексных отраслей российского права находят свое место в составе именно основных отраслей, что свидетельствует об удвоении структуры комплексной отрасли права .
Наличие комплексных отраслей российского права подтверждено российской общеправовой доктриной . Аграрное право - это комплексная отрасль права. Вместе с тем необходимо помнить, что в структуре российского права функционируют «межотраслевые комплексы норм». Последние посвящены регуляции специфической сферы социальной деятельности, а, следовательно, довольно редко трансформируются в дальнейшем в факультативный учебный курс. Несмотря на то, что эти комплексы характеризуются вполне конкретными и порой весьма специфическими элементами: предметом, методом, принципами, структурой, а также и субъектами, - их необходимо отличать от комплексных отраслей российского права.
Единство между системой национального права и системой национального законодательства подчеркивается в теории права. Однако в теории до сих пор нет четкого и однозначного разграничения этих двух систем, в связи с чем комплексный характер законодательства неизбежно переходит и на отрасль права. Впрочем, в современный момент российские ученые-правоведы предпринимают определенные попытки изменить сложившуюся ситуацию. Так, под отраслью национального законодательства принято понимать определенную и систематизированную государством совокупность законодательных актов, изначально предназначенных для охраны и регуляции вполне определенных социально значимых правоотношений. Полагаем, что существенным недостатком сформировавшейся сегодня системы аграрного законодательства является отсутствие кодификационного источника.
Таким образом, действующее российское аграрное законодательство состоит из довольно различных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов. Это законодательство регулирует аграрные правоотношения, т. е. те общественные отношения, которые возникают и функционируют именно в сфере сельскохозяйственного промышленного производства.
Исходя из позиции о том, что аграрное право - это комплексная отрасль права, следует признать, что ему характерна совокупность применения довольно различных по своей сути методов правового регулирования, а именно административного и гражданско-правового методов, т. е. методов волевого и договорного характера .
Таким образом, под аграрным правом необходимо понимать особого рода группу правовых норм, направленных на регулирование аграрных правоотношений; в качестве предмета российского аграрного права выступают аграрные правоотношения, т. е. особого рода общественные отношения, связанные с деятельностью их субъектов по производству сельскохозяйственной продукции; за аграрным правом признается статус комплексной отрасли современного российского права, для которой характерно применение довольно различных по существу административного и гражданско-правового методов.
В структуре правоотношения выделяются следующие элементы: субъект, объект, содержание.
Субъектами аграрных правоотношений выступают государственные органы, наделенные полномочиями в той или иной сфере; производители сельскохозяйственной продукции – все формы и виды сельскохозяйственных коммерческих организаций, крестьянские фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан и т.д .
К сельскохозяйственным производителям относятся юридические лица, включая их обособленные подразделения, имеющие в наличии сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения и производящие сельскохозяйственную продукцию.
Таким образом, субъектами (участниками) сельскохозяйственных правоотношений являются, прежде всего, производители сельскохозяйственной продукции, обладающие соответствующей правоспособностью. Таковыми следует считать все формы и виды сельскохозяйственных коммерческих организаций (сельскохозяйственные кооперативы, хозяйственные товарищества и общества, государственные сельскохозяйственные предприятия) и их объединения, независимо от формы собственности, на которой они основывают свою деятельность; крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства граждан, садоводческие, огороднические и пригородные некоммерческие объединения граждан; государственные, кооперативные и частные организации, предназначенные для обслуживания сельскохозяйственного производства.
1.2 Классификация субъектов аграрных правоотношений
Действующее законодательство существенно расширяет круг субъектов сельскохозяйственного производства от индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, коллективных сельскохозяйственных предприятий, научных учреждений до их объединений, предприятий и организаций, обслуживающих сельских товаропроизводителей.
Если говорить о типах субъектов, то их можно классифицировать по различным характеристикам: в зависимости от принадлежности имущества, цели создания; персонал; сферы деятельности.
В зависимости от права собственности на имущество:
- частные сельскохозяйственные предприятия;
- коллективные предприятия: кооперативы, коллективные сельскохозяйственные предприятия, деловые товарищества и другие;
- на основе государственной или коммунальной собственности;
- совместные предприятия (создаваемые для удовлетворения разнообразных потребностей сельскохозяйственных предприятий и формируемые на основе общей собственности). Речь идет о межэкономических объединениях отраслевого и межотраслевого профиля. Они являются важным экономическим звеном, объединяющим сельскохозяйственное производство в единый комплекс, и имеют своей целью четкую и бесперебойную работу сельхозпроизводителей.
В зависимости от цели деятельности сельскохозяйственные предприятия могут быть коммерческими и некоммерческими.
Такие сельскохозяйственные предприятия и организации, осуществляющие социально-экономическую деятельность, не направленную на получение прибыли, считаются некоммерческими. Такими субъектами являются научно-исследовательские и проектные организации, учебные заведения и другие организации. По большей части бюджет этих предприятий состоит из двух источников финансирования: бюджетных средств и доходов в связи с реализацией экономических контрактов. В последнем случае это обычная прибыльная деятельность, но прибыль не является ее целью.
Фрагмент для ознакомления
3
1. О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы: постановление Правительства РФ от 31 марта 2017 г. № 396 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2017. – № 15. Ст. 2227.
2. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы: постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 // Собр. законодательства Рос. Федерации. –2012. – № 32. – Ст. 4549.
3. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1990. – № 26. –Ст. 324 (утратил силу).
4. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: федеральный закон от 11 июня 2003 г. О № 74-ФЗ (ред. 06.12.2021) // Российская газета. –2003. –17 июня.
5. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Калининградской области. - URL: http://mcx39.ru/press-centr/novosti/miratorg-investiruet-2-5-milliarda-rublej-v-razvitie-proizvodstva-polufabrikatov-v-kaliningradskoj-oblasti/ (дата обращения: 10.05.2022).
6. Агафонов А.В. Тюрюпова К.И. Аграрное право России: понятие, предмет и метод правовой регуляции аграрных правоотношений 2020. Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ –№ 3. С. 84-90
7. Андреев Ю.Н. Аграрное право России: учебник. М.: Инфра-М; Норма, 2013. –610 c.
8. Беляева, З.С. Крестьянское (фермерское) хозяйство как субъект гражданского права // Субъекты гражданского права //Изд-во ИГиП РАН, 2000. – С. 85-94
9. Галов, В.В. Крестьянское (фермерское) хозяйство в доктрине, законодательно стве, правоприменении: подходы, проблемы, решения / В.В. Галов, С.А. Зинченко// Северо-Кавказский юридический вестник. – 2013. –№ 4. –С. 28-38.
10. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. - М.: Прогресс, 1973.
11. Дементьева А.Г. Система корпоративного управления в развитых странах и России // Менеджмент в России и за рубежом. –2008. –№3. –С. 124-138.
12. Дибиров АА. Морева А.В. Теоретические основы развития агрохолдингов и их влияние на сельские территории// Экономика нового мира. – 2019. - № 16. – С. 6-64
13. Зинченко, С.А. Об очередных попытках законодателя разрешить проблемы правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства // Юрист. – 2016. –№ 7. –С. 32-35.
14. Илюшина, М.Н. Реформа ГК России: правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства // Законы России: опыт, анализ, практика. –2015. – № 7. – С. 36-39
15. Информагентство «Зерно он-лайн». Электронный ресурс. - URL: https://www.zol.rU/n/2c175 (дата обращения: 10.05.2022).
16. Лайкам К.Э Сельское хозяйство в России. 2021: Стат.сб./Росстат M., 2021. –100 c.
17. Мельников, Н.Н. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства // Журнал российского права. – 2007. – № 2–. С. 32-40
18. Мельников, Н.Н. Теоретические проблемы формирования правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства: автореф. ... дис. д-ра юрид. наук. М., 2012. – 28 с.
19. Русская служба новостей BBC. Электронный ресурс. - URL: https://www.bbc.com/russian/features-47911010 (дата обращения: 10.05.2022).
20. Рыгалова Л.В. Аграрное право. М.: Академия, 2017. –240 c.
21. Суханов, Е.А. Предпринимательские корпорации в новой редакции Гражданского X кодекса Российской Федерации // Журнал российского права. –2015. – № 1. – С. 6.
22. Шагайда Н. Характеристика агрохолдингов и их роль в сельском хозяйстве. Электронный ресурс. - URL: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/rol-agroholdingov-v-rossijskom-selskom-hozyajstve(дата обращения: 10.05.2022).
23. Эпштейн Д.Б. Причины и особенности развития российских агрохолдингов, плюсы и минусы для сельхозпредприятий. // Никоновские чтения. –2007. –№ 12. –С. 303-306