Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Легкая атлетика является одним из самых красивых и зрелищных видов спорта, ее еще называют «Королевой спорта». При этом техника бега имеет огромную значимость не только в достижении высоких результатов спортсмена, но и позволяет наблюдать со стороны красоту движения, что непосредственно связано с их эстетическим воспитанием [5].
Важной проблемой тренировки перспективных спринтеров является предотвращение форсирования в многолетней подготовке спортсменов; внедрение новых средств и методов тренировки, оказывающих благоприятное влияние на естественный рост и развитие юных спортсменов и способствующих повышению их общей и специальной подготовленности; развитие физических качеств и двигательных способностей спортсменов с установкой на грамотное физическое развитие на этапе предварительной подготовки и достижение индивидуального максимума на этапе углубленной спортивной специализации [1].
Этап начальной подготовки характеризуется этапом обучения технике спринтерского бега.
На этом этапе очень важным моментом является обеспечение условий, при которых юные спортсмены хорошо освоят технику спринтерского бега.
Кроме этого, современная система подготовки легкоатлетов требует высокого уровня развития учебно-тренировочного процесса. Развитие физических качеств, наряду с овладением рациональной техникой движения, является основой роста спортивных результатов в легкой атлетике. Проблемы учебно-тренировочной подготовки занимают одно из центральных мест в теории и практике легкой атлетики. Достижение высоких спортивных результатов невозможно без оптимального развития физических качеств. Из выше сказанного мы решили рассмотреть, как организовывается тренировочный процесс спринтеров по обучению технике спринтерского бега на этапе начальной подготовки.
Вышеизложенное актуализирует проблемы оценки уровня эффективности учебно-тренировочного процесса легкоатлетов-спринтеров по обучению технике бега на этапе начальной подготовки.
Поэтому рассматриваемая тема является актуальной.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс легкоатлетов-спринтеров на этапе начальной подготовки.
Предмет исследования: обучение технике спринтерского бега на начальном этапе подготовки.
Цель исследования: проанализировать обучение технике спринтерского бега на начальном этапе подготовки.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Проанализировать содержание научно-методической литературы по методике учебно-тренировочного процесса легкоатлетов-спринтеров.
2. Определить особенности обучения технике спринтерского бега на начальном этапе подготовки.
Методы, применяемые в настоящем реферате: анализ научных литературных источников.
Ожидаемые результаты:
В результате проведенной работы предполагается использование научно обоснованных средств и методов обучения технике спринтерского бега на начальном этапе подготовки спортсменов.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре __________________________________________ факультета, состоит из введения, 2-х разделов, заключения, списка использованных источников. Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
Глава 1. Физическая подготовка легкоатлетов и методы и средства её развития
1.1. Общая характеристика физической подготовки в легкой атлетике
В общую физическую подготовку для легкоатлетов входят такие направления, как:
• Развитие двигательной мускулатуры;
• Улучшение и повышение уровня скорости, координационных способностей, силы, гибкости, ловкости и выносливости до необходимого;
• Повышение функциональных возможностей всех органов и систем органов;
• Исправление осанки и других дефектов телосложения спортсмена;
• Общение развитие и укрепление всего организма.
Для решения этих задач используются разнообразные физические упражнения из ранее упомянутых трех групп, особенно общеразвивающие. Подбор таких упражнений осуществляется с учетом особенностей и требований легкоатлетической специализации, например, общая физическая подготовка метателей значительно больше по объему и силовым упражнениям, чем у бегунов на длинные дистанции.
Специальная физическая подготовка (СФП) направлена на развитие всех органов и систем, всех функциональных возможностей организма спортсмена применительно к выполнению определенного вида легкой атлетики. Естественно, для этого используются упражнения в избранном виде легкой атлетики и специальные упражнения [3].
СФП спортсменов должна состоять из упражнений, возможно более близких по амплитуде движений, характеру и величине мышечных усилий, нагрузке на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, умственному напряжению и т.п. с элементом, частью или выбранным типом легкой атлетики в целом. Это положение, выдвинутое еще в 1949 г. Н. Г. Озолиным и названное им принципом применимости, впоследствии получило научное обоснование во многих исследованиях.
Для ОФП в большей степени используются упражнения, имеющие общее воздействие, а для СФП - строго направленные. Однако в общей физической подготовке применяются и точно направленные упражнения для устранения индивидуальных недостатков в физическом развитии, дефектов телосложения, осанки и т. д.[6,18]
С возрастом и ростом мастерства количество физических упражнений уменьшается, и выбираются те, которые в большей степени способствуют специализации. Это общий принцип. Объем физкультурных упражнений в системе подготовки спортсмена во многом определяется уровнями компонентов его подготовленности. Если у спортсмена недостаточно развита сила отдельных групп мышц, малая подвижность в суставах или недостаточная работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, то применяют соответствующие средства физической подготовки.
Время, отведенное на ОФП, варьируется в зависимости от вида легкой атлетики.
Наряду с ростом спортивного мастерства средства физической подготовки все больше направляются на поддержание, а в ряде случаев и на укрепление компонентов общей физической подготовленности. Среди них есть компоненты, общие для всех спортсменов. Это, в первую очередь, работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, процессы метаболизма и выделения. Для повышения функциональности этих систем широко применяют бег на длинные дистанции, беговые лыжи, беговые лыжи. Повышение общей функциональности организма позволяет увеличить объем специальных тренировок, улучшить восстановительные способности. Можно указать на обязательные для всех женщин упражнения для укрепления мышц живота и внутритазовых мышц.
В ряде случаев возникает необходимость профилактических и корригирующих упражнений (исправление осанки, укрепление малоподвижных мышц при выполнении избранного вида легкой атлетики, которые могут быть повреждены при случайных отклонениях в технике движений). Это относится и к упругим свойствам мышц.
Упражнения ОФП имеют большое значение, используются для повышения функциональных возможностей применительно к спортивной специализации. Например, упражнения на гибкость с силовой нагрузкой рекомендуются метателям, а с использованием маховых движений - барьеристам; силовые упражнения следует выполнять прыгунам и метателям как можно быстрее, а бегунам на длинные дистанции - медленнее, но дольше[7].
Необходимо помнить, что ряд физкультурных упражнений и «зарубежных» видов спорта используются спортсменами и на разгрузочном этапе тренировки, когда нужно дать мышцам работу, а психике, нервной системе – отдых, и, кроме того, для активного отдыха (например, медленный бег в лесу после тяжелой тренировочной нагрузки накануне). Применяя разнообразные упражнения и виды спорта с целью общей физической подготовки, тренер должен точно знать, для решения каких конкретных задач он использует эти упражнения. Необдуманный выбор физкультурных упражнений может иметь негативные последствия.
Большинству спортсменов нужна сила в кратчайшие сроки. Любое проявление мышечной силы создается нервными импульсами, идущими от нервных клеток двигательной коры больших полушарий через двигательные нервные клетки спинного мозга к мышцам.
Развитие способности к проявлению мышечной силы происходит за счет улучшения нервно-мышечной координации, развития способности создавать большие волевые усилия, увеличения мышечной массы. Определенную роль в этом играют усиление кровообращения в мышцах, улучшение обменных процессов, увеличение запасов энергетических веществ и т. д.
Эти основные аспекты мышечной силы органически связаны между собой. Однако можно подобрать упражнения и методы таким образом, чтобы в большей степени увеличить мышечную массу или улучшить способность к силовым упражнениям.
В тренировке большинства спортсменов постоянно используются упражнения на развитие силы. Однако основное внимание уделяется подготовке тех групп мышц, работа которых наиболее важна при выполнении этого вида легкой атлетики. Упражнения с переменным усилием используются для улучшения нервно-мышечной координации в движениях, требующих большой силы, а методы больших и максимальных усилий используются для улучшения способности демонстрировать значительную мышечную силу [2,19].
Для увеличения мышечной массы упражнения выполняются непрерывно до тех пор, пока из-за мышечной усталости не начнут нарушаться правильные движения. Этот метод «до отказа» применяют также для укрепления мышц и связок суставно-связочного аппарата.
Сила, проявляемая строго по отношению к требованиям избранного вида легкой атлетики, называется специальной. Сила, проявляющаяся в различных движениях, называется общей и является органической частью общей физической подготовленности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алхасов, Д.С. Теория и история физической культуры / Д.С. Алхасов. - М.: Юрайт, 2017. - 191 с.
2. Аршинник, С.П. Содержание элементов легкой атлетики в физическом воспитании школьников / С.П. Аршинник // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2016. – №1. – С.24-29
3. Бишаева, А.А. Физическая культура / А.А. Бишаева, А.А. Малков. - М.: КноРус, 2020. – 312 с.
4. Бурухин, С.Ф. Методика обучения физической культуре / С.Ф. Бурухин. - М.: Юрайт, 2019. – 174 с.
5. Валькина, О.Н. Игровая деятельность как фактор приобщения детей и подростков к систематическим занятиям физическими упражнениями / О.Н. Валкина, Ф.М. Кодолова, Е.Е. Фунина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2016. – № 1. – С. 129-136.
6. Виленский, М.Я Физическая культура / М.Я. Виленский. – М.: Кнорус, 2018. – 424 с.
7. Виленский, М.Я. Физическая культура / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2020. - 216 с.
8. Германов, Г.Н. Легкая атлетика в основной и средней (полной) школе. Учебник для бакалавров и аспирантов / Г.Н. Германов. – М.: Юрайт, 2017. – 207 с.
9. Кузнецов, В.С. Теория и история физической культуры / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: КноРус, 2020. – 448 с.
10. Кузнецов, В.С. Физическая культура / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: КноРус, 2020. – 256 с.
11. Логинов, В.В. Методика актуализации потребности в физической культуре у школьников / В.В. Логинов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - № 1. - С.180-188.
12. Мануйлов, С.И. Теория и практика физической культуры /С.И. Мануйлов // Научно-теоретический журнал. – М., 2016.
13. Муллер, А.Б. Физическая культура / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - М.: Юрайт, 2018. - 424 с.
14. Назаренко, Л.Д. Педагогические условия повышения результативности бега на короткие дистанции / Л.Д. Назаренко, А.Н.Катенков, Е.А. Анисимова // Педогогическо-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2016. – №1. – С.77-86.
15. Назаренко, Л.Д. Особенности совершенствования техники бегана короткие дистанции / Л.Д. Назаренко, М.О. Маркин, А.А. Егорова, Ю.Д. Романова // Педагогическо-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2016. – №1. – С.37-44.
16. Никитушкин, В.Г. Легкая атлетика в начальной школе. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В.Г.Никитушкин. - М.: Юрайт, 2017. - 832 c.
17. Рубанович, В.Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой. Учебное пособие / В.Б. Рубанович. - М.: Юрайт, 2019. - 254 с.
18. Рубанович, В.Б. Основы врачебного контроля при занятиях физической культурой / В.Б. Рубанович. - М.: Юрайт, 2019. - 254 с.
19. Собянин, Ф.И. Физическая культура. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / Ф.И. Собянин. - М.: Феникс, 2020. - 221 с.