Фрагмент для ознакомления
2
должна была выяснить, как именно проводились данные встречи, проводились ли встречи и допросы задержанных с сотрудниками органов во время приема пищи или ночное время, не предусмотренное для таких мероприятий. Так же необходимо провести проверку действий следственных органов на предмет нарушения требований закона в ч. 3 ст. 164 УПК РФ о времени проведения следственных мероприятий. Проведение мероприятия в ночное и другое не предусмотренное для этого время, должно быть только в случае существования опасности утраты доказательств преступления, или угрозы здоровью и жизни людей, либо государственной или экологической безопасности страны.
В. Чеботарев полагает, что при проверке прокурорам необходимо также выяснять, соответствуют ли требованиям законодательства условия содержания подозреваемых в ИВС .
Сказанное выше, указывает на то, что прокурорская проверка как основная его функция является мероприятием комплексного характера. Данные мероприятия не должны носить характер, сводящийся только к документальной проверке протоколов задержания подозреваемых лиц.
По мнению Ш.М. Абдул-Кадырова ежедневные проверки в ИВС должны проводиться работниками прокуратуры постоянно по разработанному и согласованному графику. Ответственный за проведение проверок должен быть сам прокурор либо его заместитель, которые имеют специальные полномочия по осуществлению надзора за исполнением законодательных требований содержания лиц в изоляторах временного содержания. Только подобные систематические проверки позволят исключить формализм в проверке условий и характера содержания подозреваемых .
Важное место занимает проверка медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых. В первую очередь прокурором проверяется наличие лицензии, дающей право на ведение медико-санитарной деятельности в ИВС .
Деятельность по оказанию медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС должна осуществляться в соответствии с требованиями Инструкции «О порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» утвержденной Приказом МВД России, и Минздрава России (далее-Инструкции).
В связи с этим в ходе проверки прокурор выясняет: • Имеется ли у подозреваемых и обвиняемых возможность за обращением для оказания им медицинской помощи; • Имеется ли журнал медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС; • Имеется ли журналы санитарного состояния ИВС; • Проводятся ли медицинские осмотры при поступлении лиц в ИВС, отражаются ли данные осмотра в медицинских журналах; • При отсутствии медицинского работника производится ли медицинский осмотр специально подготовленным сотрудником; • Не ограничивается ли возможность подозреваемых и обвиняемых знакомится под личную роспись с документами и журналами, в которых отражаются результаты медицинского освидетельствования;
Таким образом, эффективность и результативность прокурорской проверки за соблюдением законов администрациями в ИВС непосредственно зависит от того, как именно, организован прокурорский надзор. Поэтому прокурор перед проведением проверки должен тщательно планировать ход проверки.
Глава 3. Прокурорский надзор за соблюдением законности в следственных изоляторах
Прокурорский надзор за соблюдением законности в СИЗО как особую деятельность характеризует ее осуществление от имени РФ исключительно федеральными органами прокуратуры, а также ее целевая направленность на проверку точности исполнения Конституции РФ, специальных федеральных законов и подзаконных актов, регламентирующих общественные отношения в данной сфере, а также требований международных актов и стандартов, определяющих основы правового положения лиц, содержащихся под стражей. Данные особенности определяют выделение в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» специального направления прокурорского надзора – надзора за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания и применяющих назначенные судом меры принудительного характера.
Значение прокурорского надзора в рассматриваемой сфере обусловлено необходимостью установления ограничений базового правового статуса человека и гражданина в РФ, в том числе тех, что затрагивают их свободу передвижения и личную неприкосновенность. В то же время, данные обстоятельства усугубляются редуцированной возможностью таких лиц по использованию предусмотренных законодательством РФ способов защиты прав и свобод, а администрация СИЗО в таких условиях получает гораздо больше возможностей для произвольного нарушения данных прав и свобод. В таких условиях независимый надзор прокуратуры как внешнего органа, неподконтрольного системе УИС и иным федеральным органам и должностным лицам, может выступить действительной гарантией соблюдения прав и свобод граждан, находящихся под стражей в СИЗО.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы и источников
Нормативно-правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) //Российская газета.1995.9 апр.
2. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Страсбург, 26ноября 1987 г.) // СЗ РФ.1998. №38. Ст.4465.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г) //Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. №17. Ст. 291; Российская газета. 1999. №22-23.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ, от 14 марта 2020г. №1-ФКЗ) // РГ. 1993 25 дек. №237; РГ.2020. №144.
5. Федеральный закон от 17 января 1992 № 2202-1 (в ред.01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ.1995. № 47. Ст. 4472; 2020. № 53 (часть I). Ст. 8462.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (ред. ред. от 25.03.2022) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 295; 2022. № 1 (часть I). Ст. 64.
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». -.2001. - № 52 (ч. I)- ст. 4921
8. Федеральный закон от 15 июля 1995 г.№103-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СЗ РФ.- 1995 г., № 29, ст. 2759; 2021 г. № 491.
9. Приказ МВД России от 22.11.2005 № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» // СПС «КонсультантПлюс»
10. Приказ МВД РФ №1115, Минздрава РФ №475 от 31.12.1999 (ред. 24.12.2009) «Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. №11; Российская газета. 2010. 26 февр.
11. Приказ Генерального прокурора РФ от 16.01.2014 № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СПС «КонсультантПлюс».
12. Положение «Об управлении по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью». Утвержденно Генеральным прокурором РФ 15.03.2010 // СПС «КонсультантПлюс»
13. Приказ Генерального прокурора РФ от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюде¬нием конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» // СПС «КонсультантПлюс»
14. Приказ Генерального прокурора РФ от 8.08.2011 № 237 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов) // СПС «КонсультантПлюс».
15. О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур : приказ Генпрокурора России от 07.05.2008 № 84 // Сетевое издание «ГАРАНТ.РУ». URL: https://www.gara№t.ru/products/ipo/prime/doc/1256817/ (дата обращения: 13.05.2022).
16. Указание Генерального прокурора РФ от 09.11.2011 № 392/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законодательства о задержании, заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей» // СПС «КонсультантПлюс»
Учебная и учебно-методическая литература
17. Абдулин Р.С. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та. 2016.
18. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор: учебник /Ю.Е. Винокуров и др. 8-е изд., перераб, и доп. М.: Высшее образование, 2015.
19. Кожевников, О.А. Участие прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства: монография/ О.А.Кожевников. – М., 2011.
20. Методика и тактика проведения прокурорской проверки: учебное пособие/ [О.Н. Коршунова, Е.Л.Никитин, Н.В. Кулик, И.И. Головко]; под ред. О.Н. Коршуновой. СанктПетербург: Санкт- Петербургский юридический институт (филиал Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014.
21. Настольная книга прокурора в 2 ч. Часть 2: практ, пособие/ О.С.Капинус [и др.]; под общ.ред. О.С. Капинус, С.Г.Кехлерова. 5-е изд., перераб, и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018.
22. Основные направления прокурорской деятельности: учеб, пособие /сост. Е.А. Бурмистрова, Г.В. Дытченко, Н.П. Дудин, И.А. Захарова и др. Санкт- Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генпрокуратуры РФ, 2011.
23. Прокурорский надзор. Курс лекций: Учеб пособие для студентов вызов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой. М.: ЮнитиДана, 2011..
Статьи в научных журналах и сборниках
24. Артемьев Н.С., Морозова Ю.А. Прокурорский надзор за соблюдением законности в следственных изоляторах // АВБсП. 2015.- №2. - С.52-55
25. Артемьев Н.С., МорозоваЮ.А. Прокурорский надзора за соблюдением законности в следственных изоляторах // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2015. № 2. С. 36.
26. Бабкин Л. М., Булатецкий С. В., Родин А. Е. Прокурорский надзор за соблюдением законности в следственных изоляторах //Центральный научный вестник. – 2017. – Т. 2. – №. 1. – С. 38-40.
27. Ендольцева А.В. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу // Вестник Московского университета МВД России. - 2018. - №5. - С.127- 130.
28. Ендольцева А.В. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Вестник Московского университета МВД России. 2018. №5. С.127-130.
29. Лаверычева С. А. Следственные изоляторы в системе пенитенциарных учреждений: история вопроса // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 35–1. С. 54–56.
30. Матреницкая А. Р., Чернова О. А. Прокурорский надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений //Ученые заметки ТОГУ. – 2014. – Т. 5. – №. 4. – С. 254-260.
31. Мержоев М.К. «Надзор прокурора за законностью содержания лиц под стражей в изоляторах временного содержания» // Пробелы в российской законодательстве. 2016. №4. С.59-61
32. Чеботарев В. Изоляторы временного содержания: прокурорский надзор // Законность. 2007. № 3. С. 65–66.
Диссертации и авторефераты диссертаций
33. Абдул-Кадыров Ш.М. Осуществление прокурором уголовного преследования и надзора за ис-полнением законов в досудебном производстве по уголовным делам: дис. канд. юрид. наук. – М., 2015.
Интернет – ресурсы
34. Годовой отчет Европейского Суда по правам человека//Медиазона URL:https://zo№a.media/№umber/2019/01/24/esp4 (дата обращения: 12.05.2022).
35. ФСИН Атлас : справочник тюрем Российской Федерации. URL: https://fsi№-atlas.ru/ (дата обращения: 15.05.2022).
36. Приозерская прокуратура выявила нарушения прав человека и действующего законодательства в ИВС // Официальный сайт прокуратуры Ленинградской области URL:https://prokuratura-le№obl.ru/№ews/11586--priozerskaya-gorodskaya-prokuratura-vyyavila№arushe№iya-prav-cheloveka-i-deystvuyushchego-zako№odatelstva-v-izolyatore-vreme№№ogosoderzha№iya (дата обращения: 05.05.2022).