Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Основные характеристики конкурентоспособности и факторы, влияющие на нее
Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности повышает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность - это важнейший фактор обеспечения безопасности объекта, то есть его выживания в «суровых условиях реальности» и последующего эффективного развития.
В настоящее время единого определения понятия «конкурентоспособность» не существует. Основными факторами, определяющими возможность множественных трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также тот факт, что в качестве производителя рассматривается только одно предприятие, отрасль или вся экономика в целом. Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке [5, с. 162-187].
Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, выражающая различия между развитием данной фирмы и развитием конкурентоспособных фирм с точки зрения степени удовлетворения потребностей людей. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его адаптации к условиям рыночной конкуренции.
Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон с целью оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработки мер и средств, с помощью которых предприятие могло бы повысить свою конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетинговых исследований для оценки конкурентоспособности предприятия используются некоторые числовые показатели, которые указывают на степень устойчивости позиции предприятия [12, с. 142-164].
Для промышленно развитых стран значимость рынка Фатхутдиновым рекомендуется принимать равной 1,0, для остальных стран –0,7, для внутреннего рынка – 0,5.
Для промышленно развитых стран рекомендуется, чтобы Фатхутдинов принял рыночную стоимость равной 1,0, для других стран -0,7, для внутреннего рынка-0,5.
Организационные мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия, можно свести к следующему:
а) выявление возможных модификаций изделия путем улучшения качественных характеристик, таких как долговечность, надежность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего вида;
б) адаптация изделий к работе в различных условиях: тропическом или полярном климате, на различных почвах (каменистых, песчаных, болотистых);
Низкие производственные затраты как вид конкурентного преимущества. Затраты никогда не должны определять цену, но они играют решающую роль в формировании ценовой стратегии. Ценовые решения неизбежно связаны с решениями об объемах продаж, а продажи связаны с производственными, маркетинговыми и управленческими издержками.
Таким образом, получается, что затраты влияют на установление цены. Фирмы с низкими издержками могут устанавливать низкие цены и продавать больше, так как это привлекает больше покупателей. С другой стороны, фирмы с высокими затратами на привлечение большого количества покупателей не могут позволить себе предлагать продукцию по более низкой цене, чем фирмы с низкими затратами. Поэтому они должны привлекать тех покупателей, которые готовы платить более высокую цену. Контроль затрат - это важнейшая управленческая функция любой успешной компании. Этот процесс должен быть непрерывным, так как все те, кто связан с компанией, не без оснований заинтересованы в росте тех или иных расходов.
Поставщики исходят из того, что предоставляемые ими услуги оправдывают несколько более высокую цену и что покупатели должны быть более сговорчивыми при планировании графиков поставок и управлении запасами. Однако только контроль затрат, как таковой, редко способен обеспечить конкурентные преимущества в издержках в течение очень длительного времени. Устойчивые преимущества затрат достигаются не за счет постоянного затягивания поясов, а за счет эффективного использования ресурсов [3, с. 44-67].
Существует три различных способа, с помощью которых компания может сократить свои удельные издержки, эффективно организуя свои внутренние операции: экономия за счет ассортимента, масштаба и опыта.
Стратегии дифференциации подходят в тех случаях, когда потребности и вкусы покупателей слишком отличаются от потребностей покупателя к покупателю. Производитель, успешно применяющий принцип дифференциации, внимательно изучает поведение и потребности клиентов, чтобы выяснить, что клиенты думают о ценности и значении определенных характеристик.
Дифференциация может обеспечить дополнительную прибыль, если премиальная наценка способна покрыть дополнительные расходы, связанные с ее реализацией. Дифференциация не приносит желаемых результатов, если характеристики, лежащие в основе дифференциации продукта, не оцениваются клиентами настолько высоко, чтобы окупить дополнительные затраты на дифференциацию компании.
Концентрированная маркетинговая стратегия достаточно привлекательна для предприятий с ограниченными ресурсами малого бизнеса, когда вместо того, чтобы сосредоточиться на небольшой доле большого рынка, компания предпочитает сосредоточить свои усилия на большой доле одного или нескольких сегментов рынка. Компания обеспечивает сильную рыночную позицию в отдельных сегментах, поскольку имеет подробную информацию о требованиях к этим сегментам, знает специфику потребительских требований и пользуется хорошей репутацией [10, с. 23-64].
Таким образом, использование специальных методов концентрации в обслуживании ниши целевого рынка является основой защиты от пяти конкурирующих сил. У конкурентов нет равных возможностей обслуживать целевых клиентов компании, используя стратегию концентрации. Специальные методы компании, применяющей стратегию концентрации, дают ему преимущество в международной конкуренции, что мешает ему войти в свою рыночную нишу. Его специальные методы также являются препятствием для тех, кто хочет его заменить. В какой-то степени неспособность влиятельных клиентов заключить бизнес зависит от их нежелания иметь дело с предприятиями, которые имеют меньше возможностей для удовлетворения их потребностей.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция).
4. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об обращении лекарственных средств».
Библиографический список
5. Беленов, О. Н. Международная конкурентоспособность организации / О.Н. Беленов. - М.: КноРус, 2015. - 144 c.
6. Березин, А. Инновационно-инструментальный механизм повышения конкурентоспособности / А. Березин. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 156 c.
7. Бондаренко, С. И. Конкурентоспособность продукции фармацевтической компании России: моногр. / С.И. Бондаренко. - М.: Научная книга, 2015. - 104 c.
8. Волкова, Н. Конкурентоспособность предпринимательских структур / Н. Волкова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 176 c.
9. Головачев, А. С. Международная конкурентоспособность и стратегия развития / А.С. Головачев. - М.: Вышэйшая школа, 2015. - 907 c.
10. Данилов, И. П. Конкурентоспособность организаций России. Теоретические основы и методология / И.П. Данилов. - М.: Канон+РООИ, 2016. - 368 c.
11. Квасникова, В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум / В.В. Квасникова. - М.: Инфра-М, Новое знание, 2015. - 192 c.
12. Конина, Н.Ю. Конкурентоспособность и международные стратегии / Н.Ю. Конина. - М.: Проспект, 2015. - 419 c.
13. Крупорницкая, И. А. Конкурентоспособность аптечной организации в условиях глобализации.: моногр. / И.А. Крупорницкая. - М.: Наука, 2016. - 348 c.
14. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И.М. Лифиц. - М.: Высшее образование, Юрайт, 2015. - 464 c.
15. Осадчук, Е. В. Конкурентоспособность в Интернете. Как сделать свой проект успешным / Е.В. Осадчук. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. - 152 c.
16. Парамонова, Т. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: моногр. / Т. Парамонова. - М.: КноРус, 2016. - 664 c.
17. Подосинников, С. Конкурентоспособность сети аптек / С. Подосинников. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 308 c.
18. Попова, А. Конкурентоспособность инновационной продукции / А. Попова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 128 c.
19. Рохчин, В.Е. Управление стратегической конкурентоспособностью промышленного предприятия на основе развития его потенциала / В.Е. Рохчин. - СПб.: Изд–во СПбГУЭФ, – 2018. – 262 с.
20. Рубин, Ю. Б. Качество и конкурентоспособность / Ю.Б. Рубин. - М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2017. - 448 c.
21. Саяпина, О.Н. Современные направления повышения конкурентоспособности организаций // Символ науки. – 2017. – Т. 1. – № 2. – С. 101–104.
22. Степанов, Д.С. Механизмы регулирования конкуренции на региональных рынках // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. – 2020. – № 1. – С. 74–76.
23. Страусова, В.А. Анализ конкурентных преимуществ и конкурентной среды крупнейшей российской телекоммуникационной компании // Синергия Наук. – 2018. – № 21. – С. 127–137.
24. Устимкин, О.А. Оценка и пути повышения конкурентоспособности предприятия // Форум молодых ученых. – 2019. – №1 (29). – С. 7–10.
25. Фатхутдинов, Р. А. Международная конкуренция среди организаций / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Стандарты и качество, 2016. - 464 c.