Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что психологическое исследование семьи характеризуется множеством подходов, разнообразием используемых категорий, неопределенностью и чрезмерной шириной супружеских отношений. В то же время в этих исследованиях возникает ряд проблем, которые необходимо решать, в том числе вопросы выделения основных критериев удовлетворения брака, разработки новых теоретических подходов к изучению факторов удовлетворения брака. Многие проблемы, связанные с проблемой удовлетворения супругами брака, незаслуженно не учитываются в научном анализе.
Изучение социально-психологических аспектов семьи и брака, изучение взаимодействия супругов, их удовлетворение супругами, ролевые отношения в браке, стабильность и стабильность отношений в настоящее время являются наиболее важными задачами семейной психологии. Основным компонентом социального и психологического климата семьи является удовлетворение супругов отношениями и браком в целом.
Удовлетворенность браком рассматривается как соответствие между доступным и желаемым или отождествляется с субъективно испытанным чувством удовольствия-неудовольствия, когда супруги оценивают все аспекты брака. В психологической литературе выделяется так называемое общее удовлетворение браком и удовлетворение определенными аспектами брака, которое состоит из ряда оценок его различных сторон в зависимости от требований к личности партнера и условий семейной жизни. Поэтому необходимо учитывать и всесторонне изучать факторы, которые влияют на удовлетворение супругами брака.
Исследования показывают, что для гармоничного функционирования семьи недостаточно материального благополучия и адекватного уровня образования. Одним из важнейших факторов стабильности супружеских отношений является взаимопонимание между супругами, что является следствием многих различных влияний. Поэтому для психолога важно знать и уметь диагностировать общность взглядов супругов об их отношениях и, как следствие, степень согласованности их поведения.
На сегодняшний день существует значительное количество отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблеме супружеского благополучия. Среди них работы Алешиной Ю. Е., Андреевой Т. В., Варга А. Я., Гозмана Л. А., Гришиной Н. В., Делис Д., Дорно И., Егидес А., Ковалева В. А., Кратохвил С., Навайтис Г., Сатир В., Столина В. В., Сысенко В. А., Шнейдер Л. Б., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. и др.
Цель: выявить взаимосвязь психологической совместимости супругов и уровень удовлетворённости браком.
Объект исследования: психологическая совместимость.
Предмет исследования: взаимосвязь психологической совместимости супругов и уровня удовлетворенности браком.
Гипотеза: психологическая совместимость определяется сходством типов межличностных отношений супругов и определяет уровень удовлетворенности браком.
Задачи исследования:
1) изучить основные подходы к феномену психологической совместимости супругов в современной научной литературе;
2) изучить уровень удовлетворенности браком и его взаимосвязь с супружеской совместимостью в современной научной литературе;
3) провести эмпирическое исследование психологической совместимости супругов и уровня удовлетворенности браком;
4) изучить характер и направленность взаимосвязей между психологической совместимостью супругов и уровнем удовлетворённостью браком.
Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, научной литературы), психодиагностические методы (опрос, тестирование), методы математической обработки данных, коррекционный анализ.
Теоретико-методологическая основа исследования: общенаучные принципы познания; системный подход в рассмотрении функционирования семьи и характеристик супружеских отношений; исследования поло-ролевой структуры, ожиданий и притязаний в браке (В.С. Агеев, Ю.Е. Алешина, И.Ю. Борисов, А.Н.Волкова, А.С. Волович, И.С. Кон, С.С Бем и др.), научные разработки феномена удовлетворенности браком (Ю.Е. Алешиной, Л.Л. Баландиной, Е.В. Белоус, Н. Ю. Егоровой, Н. А. Камневой, О. Г. Прохоровой, Е. И. Холостовой и др.).
Эмпирическая база исследования: Эмпирическое исследование будет проводиться среди 15 семейных пар. В исследовании примут участие мужчины и женщины в возрасте от 21 до 54 лет, из них 15 мужчин и 15 женщин, (средний возраст мужчин — 32,8 лет, женщин — 27,8 лет).
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ СУПРУГОВ И УРОВЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Изучение психологической совместимости как объект в современной психологии
В настоящее время нет единого подхода к проблеме психологической совместимости, равно как нет однозначной трактовки самого понятия «комплаенс», общепринятых критериев и показателей совместимости.
Первые исследования «психологической совместимости» относятся к 1960-м годам и были вызваны развитием космических путешествий. В связи с подготовкой первых групповых полетов в космос возникла необходимость изучения совместной деятельности ограниченного числа людей в замкнутом пространстве. [2, с. 244]
Исследования проводились в лабораториях под руководством Ф.Д. Горбовой и М.А. Новикова первое определение категории психологической совместимости принадлежит одним и тем же авторам. «Психологическая совместимость, по ее мнению, - это концепция взаимного согласования характеристик членов группы. Сюда входят: взаимная симпатия, положительный характер эмоциональных установок, взаимное внушение, общие интересы и потребности, схожесть динамического выравнивания психофизиологических реакций в процессе деятельности хирурга и отсутствие выраженных эгоцентрических интересов в данной группе.
Исследователи выделили основные структурные компоненты, которые можно выразить количественно, во многом из-за их практической направленности, наиболее точно предсказывая возможность взаимодействия между людьми, составляющими экипаж космического корабля. [6]
В 70-е годы исследования продолжались в том же направлении, но А.А.Леонов и В.И.Лебедев говорили только о психологической несовместимости, хотя искали те же компоненты, что и Ф.Д. Горбоу с М.А. Новиков. В то же время следует отметить, что описанные авторами критерии психологической несовместимости также могут использоваться в качестве критериев психологической совместимости при зеркалировании. Например, «неспособность понимать друг друга в критических ситуациях», напротив, можно рассматривать с точки зрения совместимости как способность понимать друг друга. Аналогичным образом можно рассматривать описываемые авторами «асинхронные психомоторные реакции», «различия во внимании, мышлении и других врожденных и приобретенных чертах личности, препятствующих совместной деятельности».
Результаты анализа научной и психологической литературы показали, что в то же время в зарубежной науке исследования психологической толерантности шли несколько в другом направлении. В то время как местные исследователи рассматривали психологическую совместимость как взаимное соответствие характеристик индивидов, М. Шоу и В. Шутц интерпретировали это явление как удовлетворение индивидов совместной деятельностью. [3, с. 528]
В работах М. Шоу, например, встречается такое определение: психологическая совместимость - это «степень взаимного удовлетворения потребностей и поведенческих проявлений членов группы». В. Шутц определил это явление как характеристику отношений между двумя или более людьми, между человеком и ролью или между человеком и рабочей ситуацией, которые приводят к взаимному удовлетворению индивидуальных или межличностных потребностей и к гармоничному существованию.
Психологическая совместимость в деловом общении определяется преобладающим отношением к совместному решению бизнес-задач при условии взаимного принятия людей, гармонизации их интересов и мотиваций, а также функционально-ролевых ожиданий: человек должен соответствовать тому, чего от него ждут в этой должности классифицируют и в соответствии с возрастом, полом и квалификацией в команде. Кроме того, психологическая совместимость требует: взаимной симпатии, отсутствия эгоцентричных отношений, готовности и способности ладить с другим человеком. [1, с. 208]
Психологическую совместимость можно определить, как способность членов группы работать вместе на основе их оптимального сочетания. Очевидно, что при наборе групп для определенного вида деятельности важно учитывать не только индивидуальные психологические характеристики каждого человека, но и потенциальное влияние, которое может иметь объединение этих людей. Психологическая совместимость основана как на схожести некоторых характеристик членов группы, так и на различии других их характеристик. В результате это приводит к взаимодополняемости людей в условиях общей деятельности, так что эта группа представляет собой определенную целостность.
Проблема психологической толерантности для каждого человека состоит в том, чтобы нравиться самому себе, работать с неприятными и противоречивыми людьми, воспринимать конфликты.
Психологическая несовместимость объективно определяется несогласованностью мотиваций и интересов, принципиальными различиями эмоциональных реакций и стилей поведения. Субъективно несовместимость воспринимается одним человеком как нечто такое, что другой угрожает «моему Я» своим существованием или поведением, и эту угрозу невозможно устранить даже общим желанием. Например, люди с противоположным темпераментом (холерик и меланхолик), исполнители и критики, люди с комплексом неполноценности и творческие натуры несовместимы, поскольку имеют диаметрально противоположную личностную ориентацию. [4, с. 352]
Исследователи, занимающиеся проблемой психологической совместимости дома и за рубежом, сосредотачивают свое внимание на группах, которым приходится выполнять свои задачи в условиях относительной изоляции от социальной среды (космонавты, полярники, участники различных экспедиций). Однако без исключения важна роль групп с психологически совместимыми людьми во всех сферах совместной деятельности. Наличие психологической совместимости между членами группы способствует повышению их трудоспособности и, как следствие, более высокой производительности труда. По данным исследования Η. Н. Обозова отметим следующие критерии оценки совместимости и отзывчивости:
• результаты деятельности;
• эмоциональные и энергетические затраты его участников;
• удовлетворение этой деятельностью.
Существует два основных типа психологической совместимости: психофизиологическая и социально-психологическая. В первом случае подразумевается определенное сходство психофизиологических характеристик людей, а на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций, синхронизация темпа совместной деятельности. Во втором случае имеется в виду эффект оптимального сочетания поведения людей в группе, общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций. [5, с. 144]
Следует отметить, что не каждый вид совместной деятельности требует психофизиологической совместимости членов группы. Возьмем, к примеру, группу станков, каждый из которых самостоятельно выполняет соответствующие операции на своем станке. В этом случае будет важен только социально-психологический аспект совместимости для оптимизации руководства этой группой.
В психологических работах дается только описательное определение совместимости. Определение Ф. Д. Горбов и М.А. Новиков: «Совместимость - это концепция взаимного согласования характеристик членов группы. К ним относятся: взаимная симпатия, положительный характер эмоциональных установок, взаимное внушение, общие интересы и потребности, схожесть динамического выравнивания психофизиологических реакций во время деятельности хирурга и отсутствие выраженных эгоцентрических устремлений в данной группе. [7]
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов позволил Н. Н. Обозову и А. Н. Обозовой выделить три подхода к исследованию психологической совместимости.
В рамках структурного подхода совместимость рассматривается как устойчивая адаптивная структура, основанная на сходстве и разнообразии партнеров. При анализе эмпирических фактов разных авторов становится ясно, что те характеристики, которые основаны на врожденных характеристиках личности (например, характеристиках, определяемых влиянием воспитания, влиянии социокультурной среды (например, взглядах, ценностных ориентациях) в основном похожи.
Функциональный подход (А.С. Алексеева, И.Ю. Дундулите, А.Н. Волкова и др.) Рассматривает партнеров как носителей определенных функций, носителей социальных ролей. В этом случае совместимость функционирует как соответствие социальных и ролевых ожиданий партнеров. Брак вызывает большее удовлетворение в семьях, где мужчины и женщины относятся к этому одинаково.
Адаптивный подход делает упор не на совместимость, а на результат: позитивные межличностные отношения, эффективное общение. В данном случае мы говорим о совместимости как о терпимости партнеров. В рамках адаптивного подхода исследователи сосредотачиваются на «высших уровнях» личности: самооценке, установках, ценностных ориентациях, мнениях, оценках - словом, культурном фонде личности. [9, с. 208]
Исследования по когнитивной направленности зарубежной психологии показали, что согласованность этих характеристик партнеров является источником их совместимости. Поскольку многие из этих характеристик можно скорректировать в процессе взаимодействия с людьми и под воздействием целенаправленной работы терапевта, исследования в контексте адаптивного подхода к переносимости имеют большое практическое значение.
Исходя из многоуровневой структуры семейных и супружеских отношений, можно говорить только о совместимости супругов на каждом из уровней: о психофизиологической совместимости (темперамент, эмоциональность, реактивность тела), психологической (характер и другие черты личности, интеллект и т. д. и др.), социально-психологическими (ценностные ориентации, общие цели и позиции, межличностный статус и др.) и социокультурными (социально-экономический статус, род занятий, подготовка).
Таким образом, исследования показывают, что психологическая совместимость в группах возникает из-за воздействия различных факторов. Их степень может отличаться из-за динамики межличностных отношений на разных этапах жизни группы. [8, с. 734]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Класс, 2015. - 208 с.
2. Андреева Т. В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2016. – 244 с.
3. Берг-Кросс, Л. Терапия супружеских пар / Пер. с англ. Н. Рассказовой, А. Багрянцевой. – М.: Издательство Института психотерапии, 2016. – 528 с.
4. Браун, Дж. Теория и практика семейной психотерапии / Дж. Браун, Д. Кристенсен. – СПб.: Питер, 2016. – 352 с.
5. Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб.: «Речь», 2014. – 144 с.
6. Варданян Ю. В. Удовлетворенность браком как индикатор благополучия супружеских отношений // Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Отв. ред. С.А. Водяха. 2018
7. Гнивковская А. И., Михайлова И. В. Удовлетворенность браком как показатель супружеской совместимости // Симбирский научный Вестник. 4 (34), 2018 года. // https://readera.org/udovletvorennost-brakom-kak-pokazatel-supruzheskoj-sovmestimosti-14114500
8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М:
АСТ, 2020 – 734 с.
9. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга,
2013. – 208 с. – (Серия «Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии»).
10. Звоников В. М. Особенности семейной адаптации мужчин и женщин с разным уровнем психологической совместимости // НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МОСКОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2021. - № 1. // https://journals.mosgu.ru/trudy/article/viewFile/1319/1602
11. Иванова Е.С., Копытова К.С. Исследование представлений партнеров об объективных факторах устойчивости эмоциональных отношений // Психологическое сопровождение семьи в социо-культурном пространстве современной России. //URL: http://econf.rae.ru/article/7826
12. Коломийцева Н.В. Оптимизация совместимости супругов в молодой семье: психолого-педагогические аспекты // ЦИТИСЭ : электрон. науч. журн. – 2018. – № 4 (17). – URL: http://ma123.ru/ru/2018/12/оптимизация-совместимости-супругов/
13. Полякова О. О. Образ идеальной жены в представлениях современной молодежи (результаты эмпирического исследования) [Электронный ресурс] / О. О. Полякова, К. А. Ежова // E-Scio. – 2017. – № 6 (9). – С. 35–41. – URL: http://e-scio.ru/wp-content/uploads/2017/06/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%95%D0%B6%D0%BE%D0%B2%D0%B0.pdf
14. Савенышева С.С. Факторы удовлетворенности браком в период после рождения ребенка: анализ зарубежных исследований. // Психологические исследования. - 2017. Том 10. No. 51. // http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n51/1381-savenysheva51.html
15. Ситников В. Л. Образы супругов в сознании мужчин и женщин с разным стажем семейной жизни / В. Л. Ситников, Л. И. Доева // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. – 2017. – № 186. – С. 61–71 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-suprugov-v-soznanii-muzhchin-i-zhenschin-s-raznym-stazhem-semeynoy-zhizni
16. Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология / Пер. с англ.-М.: Класс, 2006. – 78 с.
17. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова Славская. – М.: Мысль, 1991 – 299 с.
18. Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи / Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2014. – 416 с. – (Серия «Мастер-класс»)
19. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. – 2000 – №5. – 9 с.
20.Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо / Л.Кэмерон Бэндлер – М.:«Психология» 2013 – 232 с.
21. Зинкер Дж. В поисках хорошей формы: Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями / Дж. Зинкер. – М.: Класс, 2000 – 320 с.
22. Скиннер Р. Семья и как в ней уцелеть / Дж. Зинкер. – М.: Класс, 1995 – 69 с.
23. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб. пособие для врачей и психологов./ Э.Г Эйдемиллер, И.В Добряков, И.М Никольская- СПб.: Речь, 2006.- 16 с.
24. Николаева Е.Н. Психология семьи: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения./ Е.Н Николаева СПб.: Питер, 2013.-53 с.
25. Тимченко М.Н. Психологическая совместимость и адаптация молодых супругов на начальном этапе образования семьи // Психологическое здоровье личности: теория и практика : сб. науч. тр. по материалам V Всерос. науч.-практ. конф., 24-25 окт. 2018 г., г. Ставрополь /отв. ред. И.В. Белашева. – Ставрополь, 2018. – С. 244-246.