Фрагмент для ознакомления
2
взрослыми как ребенка. К юношескому возрасту, добиваясь признания своей взрослости, личность оказывается в ситуации, где ее поведенческих шаблонов не хватает для жизни в роли взрослого человека (еще нет опыта трудоустройства и т.п.), и эта ситуация так же является кризисной, хотя и протекает не так остро, как подростковый возраст.
Подросток ориентирован на межличностное общение со сверстниками, оно является основной ценностью данного возраста, ограничение в таком общении негативно сказывается на всем развитии учащегося, неудачи в общении сильно угнетают его, могут являться причиной подавленного состояния, иногда даже аддиктивного поведения.
Подросток становится более конформным по отношению к мнению окружения, чем был младший школьник и будет юноша. Часто для подростка важнее сохранить отношения с группой значимых сверстников, чем отстоять свое мнение. Этот период особенно опасен с точки зрения включения учащегося в различные асоциальные группы, которые могут оказывать на него глубокое воздействие и подталкивать к совершению противоправных поступков [12, c.78].
Это острый период и в отношениях с родителями. Согласно исследованиям, мальчики больше склонны ориентироваться на внешние по отношению к семейным идеалам, а девочки чаще пытаются сохранить благоприятные отношения с родными, готовы подчиниться требованиям семьи. Снижается авторитет родителей и их влияние. Подросток смотрит на родителей глазами товарищей, а дружба с товарищами строится на совместных делах.
Выигрывает та семья, где дети вместе с товарищами участвуют в общих со взрослыми делах, в развлечениях, походах, спектаклях. Если родители нравятся товарищам, то и собственные дети гордятся ими, подражают им. Педагогический принцип А. С. Макаренко – воспитание личности через коллектив – больше всего соответствует подростковому возрасту [6, c.183].
В процессе взаимодействия с коллективом сверстников встают вопросы рефлексии и саморефлексии. Потребность занимать уважаемое положение среди товарищей вызывает анализ и самооценку собственной личности как условие успешных взаимоотношений [6, c.184].
Особое внимание подросток уделяет своим недостаткам и способам их устранения. Размышления о себе становятся самостоятельным внутренним процессом; наблюдается недовольство собой и попытки самовоспитания. Все это подстегивается анализом взаимоотношений, которые часто не устраивают подростка. Возрастает самостоятельность в суждениях о себе, хотя самооценка бывает не только неадекватной, но и непостоянной.
От успешных или неуспешных поступков самооценка то неоправданно повышается, то резко снижается, и подросток чувствует себя никчемной личностью. Других он оценивает более объективно, чем себя.
Интересную деталь заметили психологи: школьники 5-7-х классов оценивают себя чаще всего завышено, а учителя тех же классов оценивают их занижено. Такая ситуация порождает аффективные реакции подростков, повышенную чуткость к оценочным суждениям и протест против несправедливости взрослых.
Подросткам свойственно выбирать себе ориентир для формирования в себе «взрослости», это может быть киногерой или реальный знакомый ребенка, вызывающий у него восхищение, обладающий какими-то привлекательными чертами, которые хочется позаимствовать [20, c.149].
Подросток обычно прибегает к копированию внешних проявлений – одежды, вредных привычек, каких-то поведенческих стереотипов, не всегда социально оправданных. Явление подражания кумирам не так однозначно негативно в подростковом возрасте, как можно предположить.
При внимательном отношении к учащемуся и помощи ему в выборе этого кумира, педагог может оказать большое положительное влияние на развитие подопечного.
Например, юному спортсмену, тренирующему в секции, тренер может указать на известного спортсмена и обрисовать его положительные качества, здоровый образ жизни, упорство в тренировках, и учащийся будет заимствовать именно эти качества. Особенно качественным такое воздействие будет, если подросток окружен сверстниками, увлеченными тем же спортом, которые поддержат его, а не будут оспаривать авторитет педагогов.
К юношескому возрасту личность обретает стабильность в оценках, независимость от мнения окружающих, определяет круг своих интересов, формирует четкую мотивацию действия (заниматься спортом не потому, что так делают друзья, а потому что заинтересован этим сам и др.).
В раннем подростковом возрасте мы говорим об обособлении от старших, родителей, педагогов, и ориентации на сверстников. Но к старшему подростковому возрасту, уже сформировав большую часть своих ценностей и взглядов на мир, подросток перестает быть так ориентирован на сверстников. У него появляется желание обособиться, проявить свою индивидуальность, иметь собственные, не такие как у остальных, увлечения и взгляды [17, c.122]. Часто это приводит к некоторой экстравагантности в поведении, но в целом обычно положительно сказывается на развитии подростка, поскольку подталкивает его к изучению нового и поиску себя.
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ ПОДРОСТКА
В подростковый период снижается мотивация учения, что объясняется увеличением интереса к окружающему миру, а также увлеченностью общением со сверстниками. С другой стороны, формируются зрелые формы учебной мотивации, происходит переход к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию, переход к иному отношению к учению, приобретающему именно в этот период личностный смысл.
В юношеском возрасте мотивация учения тесно связана с избранной профессией и зависит от правильности выбора: разочаровавшись в избранной сфере, личность чувствует падение мотивации и неприязнь к профессиональной деятельности.
Для подростка, как и для юноши, интереснее сложные творческие задачи, где можно проявить личную инициативу, показать, на что он способен.
Происходит то, что А. Н. Леонтьев обозначил как «внутренний отход от школы»: школа перестает быть для подростка центром его духовной жизни. Это следствие своеобразного «мотивационного вакуума»: те мотивы, которые в начальных классах (интерес к самому пребыванию в школе, к первым результатам учебного труда, общий интерес к учению как общественно значимой деятельности) уже удовлетворены, а новые мотивы, отвечающие возрастным особенностям подростка, не сложились [25, c.703].
Нарастающее стремление подростка к самостоятельности и взрослости особенно остро не удовлетворяется тогда, когда школа использует преимущественно традиционную структуру урока. Они ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.
В начальных классах дети воспринимали на веру все суждения и рассуждения. А сейчас они стремятся иметь свою точку зрения, чтобы высказать ее на уроке, любят, когда учитель вызывает к их сообразительности. Младшеклассники скорее равнодушны к задаче взаимоконтроля, а вот подросткам интересно, когда в учении есть элементы соревнования, когда можно самим сравнивать результаты своей работы.
К юношескому возрасту человек переходит от соревнования к кооперации, где другая личность, обладающая большими знаниями, рассматривается как источник информации, а не только конкурент.
Для учеников средней школы характерно исследовательское отношение к материалу. Они склонны задаваться вопросами о глубоких причинах явлений, живо включаться в выдвижение и обсуждение различных точек зрения. Им интересно самим прийти к выводам и обобщениям, они любит практические и лабораторные занятие. Не случайно в отрочестве заметным становится новое явление — самостоятельное приобретение знаний вне школы (поиски других источников информации).
Чрезмерное увлечение внешкольными занятиями приводит и к нехватке времени для выполнения домашних заданий («Не хватает времени учиться», — говорят некоторые подростки). Исследователи выделяют у подростков разный виды интересов: изменчивые, ситуативные (так называемые аморфные); захватывающие широкий круг учебных предметов (широкие); стержневые.
Характер интересов подростков тесно связан с их учением, с тем, что перед ними открывается широкое поле деятельности, возможность приложить свои силы к самым разным делам. С течением времени происходит становление именно стержневых, избирательных интересов. Косвенным следствием этого является вполне отрицательное отношение старших подростков к некоторым учебным предметам.
Исследование Л. А. Регуш свидетельствует о том, что неудачи в школьной жизни, связанной с проблемой поиска идентичности и с трудностями в отношениях с учителями, переживаются девочками-подростками с большей интенсивностью, чем мальчиками [24].
Благоприятным направлением развития подростка будет выделение избирательных интересов, связанных с профессиональной ориентацией, что пойдет на пользу развитию в юношеском периоде. Но не стоит оказывать на
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеев Д.А. Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка Изд. 3е. – М., ДАРЪ, 2008. — 256 с.
2. Авилов Г.М. Ролевая игровая деятельность в период поздней юности. Монография. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. – 234 с.
3. Александрова Ю.В. Возрастная психология. Характеристика психологических особенностей подростков и юношей. – М.: Современный гуманитарный университет, 1999. – 66 с.
4. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика Подростки о родителях и ее практическое применение. 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: ФАРМиндекс, 2001. – 68 с.
5. Афонькина Ю. А. Профессиональное развитие как предмет психологического исследования: научный анализ отечественных концепций // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2010. №2 (4).
6. Белоусова Н. С. Психолого-педагогическая технология коррекции детско-родительских отношений социально и педагогически запущенных подростков как фактор предупреждения и профилактики аддиктивного поведения // Педагогическое образование в России. 2013. №4. С.181-185
7. Божович Л. И. заглавие: Личность и ее формирование в детском возрасте серия: Мастера психологии. Санкт-Петербург. Питер, 2008. – 398 с.
8. Волков Б. С. Психология подростка. М.: Академический Проект, 2017. – 240 с.
9. Волков Б. С. Психология юности и молодости. Учебное пособие. - М.: Академический Проект: Трикса, 2006. - 256 с.
10. Зуев К. Б. Психологические особенности подростков из неполных семей // Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. №324. С.329-332
11. Казанская В. Подросток. Трудности взросления. СПб.: Питер, 2006. - 240 с.
12. Касаткина Н. Э., Брыксина Е. С. Возрастные особенности подростков и методы организации образовательного процесса // Вестник КемГУ. 2014. №3 (59). С.75-78
13. Кобзарева И. И. Профессиональное самоопределение подростка как психолого-педагогическая проблема // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. №1. С.34-38
14. Корнилов К.Н., Рыбникова Н.А. Детство и юность. Педологический сборник. – М.: Работник просвещения, 1992. - 114 с.
15. Лахин Р. А. Социально-нравственное воспитание детей и подростков средствами народной игры // Сибирский педагогический журнал. 2008. №3. С.352-356
16. Лепешова Е. Развитие личности школьника. Работа со словарем психологических качеств. – М.: Генезис, 2007. – 120 с.
17. Медникова А. А. Особенности структуры коммуникативных способностей старших подростков // Вестник ТГПУ. 2009. №2. С.120-123
18. Подольский А. И., Идобаева О. А. Связь ценностных ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их учителей и родителей // Национальный психологический журнал. 2016. №2 (22). С.84-93
19. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.
20. Потёмкина Г. Н. Анализ причин девиантного поведения детей подросткового возраста // Вестник МГЛУ. 2012. №16 (649). С.141-152
21. Пояркова З. Д. Психолого-педагогическое сопровождение подростков группы риска в процессе трудовой реабилитации (из опыта работы социально-реабилитационного центра) // Сибирский педагогический журнал. 2008. №11. С.369-370
22. Пинаев П. В., Некрасов Д. Ю. Влияние семьи на формирование девиантности подростка // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. №1 (13). С.142-149
23. Пятунин В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции. М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010. Ч.1. С. 282
24. Регуш Л. А. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №100.
25. Эргашев У. Э., Муртазаева Ш. А., Эшонкулова Ф. Б. Мотивы учения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 702-707.