Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственная служба — это сложная и постоянно развивающая-ся система, многогранный и творческий процесс, в котором нет ведущих или второстепенных элементов, каждый играет свою роль и при этом несет полную ответственность за качество и эффективность своей администра-тивно-исполнительной или законотворческой деятельности. Без такой службы ни один орган власти не только не сможет эффективно работать, но и вообще существовать. Надежность, стабильность и эффективность власти определяется профессионализмом, компетентностью обеспечиваю-щих ее структур, качеством организации и функционирования государ-ственной службы.
Общество воспринимает государственную службу как механизм правильного исполнения закона, именно поэтому общество ждет от госу-дарственных служащих грамотных и справедливых решений, а не мимо-летного мнения, внушенного порывом чувства или предвзятым взглядом . В наше время необходимо стремиться к тому, чтобы на государственной службе были задействованы образованные, высококомпетентные и непри-миримые ко всякого рода нарушениям, начиная от закона и заканчивая морально-этическими нормами граждане, тогда государство будет право-вым и демократическим.
Актуальность темы «Виды государственной службы и их взаимо-действие» заключается в том, что государственная служба в России являет-ся важнейшим инструментом преобразований во власти, экономике, соци-альной сфере, в области национальной безопасности. Публичный характер госслужбы
заключается в осуществлении ею общеполезных целей для достижения общественного блага.
Глава 1. «Общая характеристика системы государственной службы в
РФ»
1.1 Понятие и становление государственной службы
Понятие государственной службы стало складываться в эпоху про-свещённого абсолютизма в 18 веке. В царской России состоящими на госу-дарственной службе считались не только собственно государственные служащие, но и лица, занимающие некоторые выборные должности по земскому и городскому самоуправлению, а также в дворянских сословных организациях. В основе правового регулирования государственной служ-бы до Октябрьской революции лежала введённая ещё Петром 1 «Табель о рангах» 1722 года, где все должности, как гражданские, так и военные, разделялись на 14 классов и чинов. При поступлении на государственную службу подробно регламентировался порядок прохождения по лестнице чинов.
Конец 19 и начало 20 вв. является особым этапом в истории госу-дарственной службы России, когда был введен принцип комплектования полиции по "найму" взамен направления на службу в полицию солдат и унтер- офицеров, признанных негодными к военной службе.
После Октябрьской революции новая власть радикально изменила подходы к правовому регулированию государственной службы. 23 ноября 1917 года был принят декрет ЦИК Советов рабочих и солдатских депута-тов "Об уничтожении сословий и гражданских чинов", а 16 декабря 1917 года - декрет СНК "Об уравнении всех военнослужащих в правах". Были упразднены классные чины, воинские придворные звания, ученые степени и звания. Что касается классных чинов, то они возродились лишь через 75 лет. Воинские же звания, ученые степени и научные звания молодой Совет-ской Республике вскоре понадобились вновь и были восстановлены.
В советский период российского государства, несмотря на столь резко негативное отношение в начале зарождения молодой власти к
государственным служащим, государственная служба все-таки су-ществовала. К ней относили тех граждан, которые работали в государ-ственных органах, предприятиях, учреждениях и организациях. Служа-щий, в отличие от рабочего, крестьянина, занимал государственную долж-ность, пользовался распорядительными и регулирующими полномочиями.
Понятие "государственный служащий" того времени определялось следующим образом: такими "являются советские граждане, работающие в государственных организациях, занимающие в них должности по назначе-нию, выборам или в ином, установленном законом порядке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующие по пору-чению государства в целях практического осуществления его задач, полу-чающие определенную плату за свой труд.
В трудах российский учёных-юристов о правовом регулировании госслужбы говорилось очень мало, так как при советской власти, так и не был принят закон о государственной службе. Лишь детально регулирова-лось прохождение службы в Вооружённых силах и органах внутренних дел.
Полноценное восстановление государственной службы как профес-сиональной сферы осуществляется в стране с 1995 г. с начала законода-тельного действия и развития в новой России настоящей, а не формализо-ванной государственной службы. Признание большинством ученых зако-нодательного оформления понятия государственной службы, содержаще-гося в Федеральном законе "Об основах государственной службы Россий-ской Федерации", взято как основа для дальнейшего развития научных взглядов на проблему государственной службы.
«Служба является одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека. Служба состоит в управлении, осуществлении гос-ударственной деятельности, обеспечении самого управления, социально-культурном обслуживании людей». Традиционно советская государствен-ная служба рассматривалась как особый вид государственной деятельно-сти, осуществляемой на профессиональной основе работниками государ-ственных органов в целях выполнения задач и функций государства и оплачиваемая им. При таком подходе к определению государственной службы, выделяются, с одной стороны задачи и функции государства, ко-торые оно выполняет в лице государственных органов и служащих, а с другой - трудовая деятельность по осуществлению данных функций и ре-шению конкретных задач. Необходимость создания государственной службы и её правого регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями, а также потребностью в органи-зации кадрового потенциала государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти). Именно служащие действуют как пер-сонал в многочисленных структурах государственных органов, учрежде-ний и организаций, внутри институтов управляющей и управляемой си-стем; именно их компетентность определяет реальное использование воз-можностей управления с целью установления требуемого правового по-рядка в государстве и обществе.
Федеральный закон от 27.05.2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» дает правовое определение государствен-ной службы. Государственной службой Российской Федерации является профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федера-ции по обеспечению исполнения полномочий:
• Российской Федерации;
• федеральных органов государственной власти, иных федераль-ных государственных органов;
• субъектов Российской Федерации;
• органов государственной власти субъектов Российской Феде-рации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
• лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
• лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредствен-ного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
Из определения гражданской службы можно сделать следующие выводы. Государственная служба — это профессиональная служебная дея-тельность. Данная деятельность должна отвечать специальным требовани-ям, предъявляемым к ее субъектам, в качестве которых выступают госу-дарственные служащие. В законодательстве Российской Федерации поня-тие "профессиональная деятельность" используется довольно широко в различных законах, регламентирующих трудовые, конституционные и ад-министративные отношения. При этом единого содержания он не имеет. Более того, в законодательстве допускаются его различные трактовки. В доктрине под профессиональной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков, требующая определенной подготовки и образования. Профессиональная служебная деятельность связана с выполнением, как правило, в качестве основного вида деятельности специальных должностных полномочий за вознаграж-дение, выплачиваемое за счет средств соответствующего бюджета. Госу-дарственная служба осуществляется на должностях, об этом свидетель-ствуют корреспондирующие данному определению понятия государствен-ной гражданской службы, военной службы правоохранительной службы, закрепленные в Законе от 27.05.2003 № 58-ФЗ.
И, наконец, государственная служба определена как профессио-нальная служебная деятельность исключительно граждан Российской Фе-дерации. Для такого решения есть конституционные основания. В статье 32 Конституции Российской Федерации определён равный доступ граждан к государственной службе.
1.2 Принципы построения государственной службы в Российской Федерации
Еще раз отметим, что государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федера-ции по обеспечению исполнения полномочий РФ, федеральных государ-ственных органов, субъектов РФ, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, а также государствен-ные должности субъектов РФ. Для того, чтобы рассмотреть виды государ-ственной службы необходимо определить на каких принципах строится сама государственная система Российской Федерации. Ссылаясь на Феде-ральный закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О си-стеме государственной службы Российской Федерации" перечислим основ-ные принципы построения и функционирования системы государственной службы в РФ.
Федерализм. Обеспечивает единство системы государственной службы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Березина Е.С., Игнатьева Я.А., Камышанская А.С. Особенности системы мотивации на государственной службе // В сборнике: Евразийская эконо-мическая конференция сборник статей IV Международной научно-практической конференции. 2019. - 110 с.
2. Василенко, Л.А. Аутсорсинг - инновационная кадровая технология государственной службы / Л.А. Василенко. - М.: Наука, 2011. - 216 с.
3. Верховых А.Э. Методы борьбы с коррупцией в органах государ-ственной власти // Аллея науки. 2019. - Т. 2. - № 1 (28). - 170 с.
4. Вершель, В. П. Формирование государственной службы Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2018. - № 1. - С. 47-50.
5. Веселова Н.Ю. Г осударственная и муниципальная служба / Н. Ю. Веселова, Н. П. Бычкова. Краснодар: ФГБОУ ВО "КубГТУ", 2017. - 203 с.
6. Власть. Политика. Государство и государственная служба. Аналити-ческий словарь-справочник / В.Ф. Халипов и др. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 384 с.
7. Гапоненко Е.С. Служебные правоотношения гражданских служа-щих: возникновение, изменение, прекращение // Студенческий форум. 2020. № 5-2 (98). С. 16-18.
8. Государственная гражданская служба Российской Федерации. Нор-мативно-правовые акты. - М.: КноРус, 2014. - 616 с.
9. Государственная и муниципальная служба. Учебник / А.В. Кочетков и др. - М.: Юрайт, 2015. - 560 с.
10. Государственная служба и этика государственного служащего / [со-ставители: С.А. Болтунова, Ю.О. Новикова]. Владимир: Шерлок-пресс, 2018. - 59 с.