Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Люди всегда испытывают какие-либо эмоции. Это может быть радость или грусть, удивление или страх и др. И, независимо от того, на каком языке они разговаривают, часто понимают выражение лица собеседника. Это говорит о том, что эмоции носят врождённый характер. Несмотря на то, что эмоции сопровождают нас постоянно, мало кому известно, почему в некоторые моменты одни люди реагируют так, а другие совсем иначе.
На одинаковые по характеру события люди реагируют часто по-разному. Чтобы в этом немного разобраться, необходимо хорошо понимать теорию психологических эмоций. Эмоции, которые переживает человек, оказывают непосредственное влияние на выполняемую им деятельность. Психологи считают, что наследственность влияет на эмоциональный склад личности, а так же генетические предпосылки имеют в этом вопросе большое значение. Некоторые исследователи склоняются к тому, что с этим можно работать и важным фактором влияния на выражение эмоций может стать индивидуальный опыт человека.
Объект исследования: эмоции и чувства человека.
Предмет исследования: влияние эмоций на деятельность человека.
Цель работы: изучить влияние эмоций на деятельность человека в современном мире.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие и сущность эмоций человека.
2.Представить классификацию эмоций и чувств человека.
3.Опытным путём определить уровень эмоционального состояния студентов в период подготовки к сессии.
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования эмоционального состояния студентов.
Гипотеза исследования: уровень ситуативной тревожности студентов в период экзаменационной сессии уменьшится, в случае разработки и реализации «Программы психологической коррекции эмоционального состояния студентов в период подготовки к экзаменационной сессии».
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния эмоций на деятельность человека в современном мире
1.1. Понятие и сущность эмоций человека
Эмоциональный характер человека обусловлен его социальным опытом. Этот опыт приобретается человеком с раннего детства. От эмоций человека в его жизни зависит очень многое. Прежде всего, от проявления тех, или иных эмоций зависит успешность взаимодействия человека с окружающими его людьми.
Этой же позиции придерживался и основатель научной психологии В.Вундт. По его мнению, эмоции – это, прежде всего, «изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чувства, а органические процессы являются лишь следствием эмоций» [7, с 112]. Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают на конкретную ситуацию. Можно говорить о том, что эмоции - это форма проявления чувств. Эмоции человека влияют не только на черты характера человека. Психологи считают, что эмоции и чувства человека влияют на его интеллектуальное развитие. Мир психических явлений состоит из познавательных и эмоциональных процессов и это делает его разнообразным и насыщенным. Психические состояния человека и его психические новообразования являются самостоятельными психологическими феноменами со своими особыми функциями. Современная история эмоций начинается с появления в 1884 году статьи американского ученого У. Джемса (1842-1910) «Что такое эмоция?». Джемс и, независимо от него, датский врач Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой ощущение эмоций, таких, как страх или печаль, есть неосознаваемое восприятие физиологических изменений, происходящих в организме [15].
Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. Если, к примеру, человек в какой-либо определенной ситуации испытывает страх, то он реагирует на эту ситуацию практически рефлекторно. Сердце человека начинает учащенно биться и появляется тревожная реакция.
Психические свойства определяются индивидуальными особенностями личности, а именно темпераментом, характером и способностями. Джемс и Ланге полагали, что на самом деле ощущение страха вызвало не само событие, а те физиологические изменения, которые произошли в результате. Теория эмоций Джемса – Ланге утверждает, что эмоции, которые мы ощущаем, обусловлены восприятием физиологического состояния организма. Именно органические изменения по теории Джемса - Ланге являются первопричиной эмоций. Под воздействием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме, а испытываемые нами эмоции являются результатом того, как наш мозг интерпретирует эти изменения. Психические состояния человека задают ему ритм и обусловливают его биологический потенциал. Эти процессы в свою очередь окрашивают деятельность человека определённым фоном и либо нацеливают его на активность, либо её тормозят. Исследователи в психологии говорят о том, что понятия эмоции и чувства очень близки между собой и практически неотделимы друг от друга. Тем не менее – эти понятия не тождественны. Считается, что эмоции – это непосредственные переживания человека в какой-либо промежуток времени. Эмоции связаны с реакциями человека, которые считаются врождёнными, связаны также с мотивами и потребностями человека. Психология глубоко изучает эмоции и чувства индивидов. Каждый день и в любой жизненной ситуации, чувства, разум и эмоции помогают человеку жить и направляют его поведение. Иногда разум и эмоции действуют согласованно. Эмоции человека могут ему помочь в достижении его целей, но могут и мешать этому. Они влияют на деятельность человека. Выступая в качестве регуляторов поведения, эмоции выполняют важную приспособительную функцию в плане организации взаимодействия субъекта с внешней средой, обеспечения активных форм его жизнедеятельности (Л.С. Выготский).
Изучение подходов к исследованию роли эмоциональной сферы в психической адаптации человека показало неоднозначность разрешения этого вопроса в работах исследователей разных лет и разных направлений. Одни исследователи рассматривают функцию эмоций как разрушающую и дезорганизующую поведение человека, другие приписывают эмоциям позитивную роль в организации мотивации и подкреплении поведения. Эмоции, комплексы эмоций практически всегда проявляются во взаимодействии с перцептивной, когнитивной и двигательной системами. И эффективное функционирование личности зависит от того, насколько сбалансирована и интегрирована деятельность различных систем. В жизни человека каждое, даже малозначимое событие, окрашено эмоциями. Когда люди вспоминают своё прошлое, лучше всего в памяти воспроизводится именно то, что было ярко окрашено эмоциями [4].
Потребность в эмоциональном насыщении удовлетворяется человеком во время борьбы за достижение разных целей, о чём говорит мотивационно-регулирующая функция. Возникают случаи, когда эмоциональное насыщение становится самоцелью, например, при прослушивании музыки. К. Изард считает эмоцию сложным феноменом, который в себя включает:
1. Нейрофизиологический компонент.
2. Чувственный компонент.
3. Двигательно-экспрессивный компонент.
Рассматривает он эти компоненты в свете теории дифференциальных эмоций. По его мнению, эмоции никогда не имеют объективной привязки к чему-либо, в отличие от тех же чувств. Эмоции возникают по отношению к ситуации в целом и не возникают по отношению к отдельным аспектам чего-либо или кого-либо. Эмоции человека могут не иметь внешних проявлений. При этом они воздействуют на всё: на тело, на разум, в том числе, они влияют на все аспекты существования человека [2].
Эмоции – это реакция человека на внешние события. Очевидно, что эмоции будут оказывать большое влияние на любую его деятельность. Можно даже говорить о том, что в большинстве случаев эмоции отвечают за действия человека. Эмоции, связанные с деятельностью человека занимают особое место. К примеру, эмоциональная составляющая включена в учебную деятельность не в качестве сопровождения, а в качестве знакового элемента, который влияет как на результаты учебной деятельности, так и на процессы. Всё это оказывает большое влияние на формирование личностных структур человека. Это связано с его дальнейшей самооценкой и уровнем притязаний.
Интерес и любопытство человека иногда могут выступать как достаточно сильный и эффективный мотив, соответствующий содержанию деятельности человека. Психологи считают, что особенно сильно это проявляется по отношению к познавательной деятельности. Если в эмоциях людей отсутствует элемент удивления или интереса, в некоторых случаях нельзя говорить об успешном выполнении какой либо деятельности субъекта и было бы хорошо, если бы человеку всегда удавалось при выполнении какой-либо деятельности испытывать чувство новизны и необычности. Однако всё это относится к быстротечным эмоциям. Главное для человека - поддерживать необходимую мотивацию, поскольку она всегда выступает как сильный аргумент, побуждающий к соответствующим действиям. Действия в этом случае могут быть самые разные. Человек стремится что-то прояснить, выяснить, удостовериться и др.
Эмоция гнева возникает всегда в ответ на препятствие в достижении человеком желаемых жизненных целей. В данном случае человек ограничен возможностями профессиональной или учебной самореализации. Если человек зависим от мнения других людей и ему со стороны начинают часто говорить о том, что он неудачник, или что-то в этом роде, у него начинает развиваться комплекс неполноценности. У него может возникнуть чувство стыда от того, что он не оправдывает чьих-то надежд. Особенно остро это переживается на фоне сравнения себя с другими. Стыд сильно парализует работу интеллекта и оказывает сильное влияние на действия и поступки человека. Постепенно это захватывает всё его внимание.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алтунина, И.Р. Социальная психология: Учебник. [Текст]/И.Р. Алтунина. – М: Юрайт, 2015. – 427 c.
2. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства [Текст]/Ю.А. Александровский. - Ю.А. Александровский.-М.: Наука, 2011,- 225с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших
учебных заведений. [Текст]/ Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 431 с.
4. Бутузова, Ю. С. Чувства и эмоции. Как человеку управлять ими / Ю. С. Бутузова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 310-312. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33939/
(дата обращения: 18.05.2022).
5. Волков, Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до
старости. Логические схемы: Учебное пособие. [Текст]/ Б.С. Волков – М.: ВЛАДОС, 2013. – 511 c.
6. Волков, Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до
старости. Логические схемы. [Текст]/ Б.С. Волков. – М.: Владос, 2013. – 511 c.
7. Влияние эмоций на деятельность человека [azps.ru] Психология от А до Я, М.: 2010, Режим доступа: http://azps.ru/hrest/48/6926689.html(дата обращения: 12.05.2022).
8. Влияние эмоциональных состояний на деятельность человека Статьи по психологии, М.: 2012, [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bookucheba.com/sudebnaya-psihologiya-knigi/vliyanie-emotsionalnyih-sostoyaniy-deyatelnost-21831.html(дата обращения: 12.05.2022).
9. Гельгорн, Э. Эмоции и эмоциональные расстройства [Текст]/ Э. Гельгорн, Д. Луфборроу.-М.: Наука, 2010,- 672 с.
10. Гершон, Б.Б. Психология эмоций [Текст]/ / Б.Б. Гершон.- М.: Наука, 2010. - 440с.
11. Грот, Н.Я. Психология чувствований [Текст]/ / Н.Я. Грот.-М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2010. - 226 с.
12. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное
пособие. [Текст]/ О.О. Гонина. – М.: Флинта, 2016. – 272 c.
13. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных [Текст]/ / Ч. Дарвин.- СПб.: Питер, 2010.-507с.
14. Кулагина, И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста:
Учебник и практикум для академического бакалавриата. [Текст]/И.Ю. Кулагина – М.: Юрайт, 2016. –291 c.
15. Карамышева, Е. О. Эмоции человека / Е. О. Карамышева, Д. А. Головченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 433-437. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35231/ (дата обращения: 18.05.2022).
16. Маллаев, Д.М. Гендерная тифлопсихология дошкольного и младшего школьного возраста: Монография. [Текст]/ Д.М. Маллаев. – СПб.: Речь, 2013. – 128 c.
17. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное
пособие. [Текст]/ Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2013. – 288 c.
18. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное
пособие. [Текст]/ Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2013. – 288 c.
19. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]/ А.Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2010. - 583 с.
20. Марищук, В.М. Роль эмоций в накоплении негативного опыта и формы его актуализации [Текст]/ В.М. Марищук.- М.: Психология, 2011,-32 с.
21. Носков, А. В. Психологическая составляющая успеха человека / А. В. Носков, Е. А. Колобова, А. В. Горячих, А. А. Сукаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 703-706. — URL: https://moluch.ru/archive/136/37961/ (дата обращения: 18.05.2022).
22. Середина, Н.В Основы медицинской психологии: общая, клиническая патопсихология [Текст]/ Н.В. Середина, Д.А. Шкуренко.- Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 512 с.
23. Теории эмоций. Статьи по психологии, М.: 2014, [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kazedu.kz/referat/141121(дата обращения: 12.05.2022).
24. Теория эмоций. М.:2013, [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/emocii-vidy-emociy-teorii-emociy(дата обращения: 12.05.2022).
25. Функции эмоций. Психология отношений, М.: 2013, [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://womanadvice.ru/funkcii-emociy#ixzz3Y8om4pmF(дата обращения: 12.05.2022).
26. Фирсова, Т. А. Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов / Т. А. Фирсова, Е. А. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 829-831. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10459/ (дата обращения: 18.05.2022).
27. Эмоции. Энциклопедии и Словари, [Электронный ресурс] - Режим доступа, М.: 2014. - http://enc-dic.com/pedagogics/JEmocii-1435/ (дата обращения: 12.05.2022).
28. Эмоции. Национальная энциклопедическая служба [Электронный ресурс] - Режим доступа. М.: 2013 – http://vocabulary.ru/dictionary/7/word/yemoci (дата обращения: 12.05.2022).