Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в настоящей курсовой работе, состоит в том, что сегодня все, что касается правовых и этических аспектов контроля в сфере массовой коммуникации и СМИ выглядит не достаточным. Нужно сказать, что развитие интернета привело к тому, что сегодня фактически информация превратилась в самый дорогой товар.
Сегодня любой человек может легко зайти в интернет и найти там любую информацию. При этом сам интернет не проверяет размещаемую информацию. Другими сорвали, сегодня, кто угодно может разместить что угодно. Особенно это правило касается блогеров.
Каждый журналист или блогер, который формирует свой контент, должен понимать, что его будет читать или слушать достаточно широкая целевая аудитория, имеющая различные идеологические и жизненные представления. Поэтому все аспекты деятельности СМИ должны быть построены на принципе толерантности по всем имеющимся признакам недопустимости дискриминации.
Цель исследования – провести анализ деятельности современных СМИ в контексте проблемы толерантности.
Объект исследования – деятельность современных СМИ.
Предмет исследования – деятельность современных СМИ в контексте проблемы толерантности.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Охарактеризовать принципы деятельности современного журналиста.
2. Рассмотреть этику журналистской деятельности.
3. Изучить научные подходы к понятию «толерантность».
4. Проанализировать проблему представления информации в современных СМИ на основе принципа толерантности.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, хронологический, моделирование, контент-анализ.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ И ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЖУРНАЛИСТА КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СМИ
1.1. Принципы деятельности современного журналиста
Информация становится одним из важнейших ресурсов для развития и функционирования государства и общества. Информационный обмен между различными институтами власти и общества становится критичным с точки зрения эффективного функционирования государства.
Медиа, в настоящее время, активно взаимодействуют с другими институциональными системами общества — политическими, экономическими, социальными структурами. При этом современные медиа, активно влияют на мировую политику .
Сегодня главной тенденцией является быстрый рост роли информации в жизни общества. Это обусловлено бурным развитием высоких технологий, всех отраслей производства и накопления опыта рыночных отношений.
В связи с развитием новых медиа, влияние государства на информационное поле во многом было минимизировано, отсутствовала сколь-нибудь вменяемая информационная государственная политика, и, строго говоря, возникла достаточно серьезная угроза вытеснения государственной власти из информационного пространства страны, что напрямую могло повлиять на уровень безопасности государства в целом (особенно в условиях крайне активного на тот момент времени присутствия в российском информационном пространстве внешних сил влияния) .
Отметим, что этико-правовые основы работы журналиста и специалиста по связям с общественностью в современных условиях формирования качественно нового информационного поля («медиа-поля») имеют первостепенное значение .
Как свидетельствует практика развития независимых СМИ в России в 90-х годах, несоблюдение этико-правовых основ журналисткой деятельности может способствовать нарастанию напряжения в обществе, и приводить к настоящим катастрофам (о чем свидетельствует уже мировая практика).
Таким образом, можно сделать вывод, что журналистика сегодня – это не просто профессия, а настоящая форма власти. Современный человек каждый свой день начинает с чтения газет, просмотра выпуска новостей или просмотра информационных материалов в интернете .
Все изложенное выше накладывает на журналистов особую ответственность. Эта ответственность заключается в том, что журналист выполняя свой служебный долг максимально широко собирает не только фактический материал по изучаемому вопросу, но и разнообразные мнения, объяснения происходящих событий.
Здесь следует заметить, что журналист в своей работе должен быть максимально беспристрастным. Его главная задача состоит в том, что бы собрать материал и изложить его максимально понятным языком. При этом основная задача журналиста состоит в том, чтобы не исказить сути собранных объяснений. В то же время следует отметить, что журналисту не следует каким либо образом подталкивать аудиторию к какой-то точке зрения. Аудитория должна самостоятельно делать выводы из предложенного ей к изучению материала .
Однако здесь нужно помнить, что журналистку не зря называют четвертой властью. Суть здесь состоит именно в том, что сегодня все чаще журналистов используют политики, политические и общественные организации для продвижения через СМИ своих идей. К сожалению, часто эти идеи оказывались отнюдь не безопасными .
С другой стороны следует сказать, что сегодня работа журналиста максимально облегчена. Сегодня большинство журналистов имеют максимально открытый доступ к информации. С другой стороны общество требует наказывать журналистов за нарушение правового и этического поля.
По сути, можно сказать, что сегодня само общественное мнение начинает защищать сообщество журналистов от нарушителей основных заповедей журналисткой работы.
1.2. Этика журналистской деятельности
В 1983 году ЮНЕСКО были разработаны и приняты всеми странами для исполнения международные принципы профессиональной журналистской этики. Этот документ впервые на международном уровне закрепил права и обязанности, как журналистов, так и права граждан.
Данный документ представлял собой точный набор правил регламентирующих этические аспекты работы журналиста. Однако кроме этого ЮНЕСКО записало в документ, что журналисты в своей деятельности должны руководствоваться необходимостью соблюдать право всех граждан во всем мире получать точную, верную и правдивую информацию. Для этого журналисты должны точно и без искажений рассматривать происходящие события .
Сегодня человечество наблюдает гораздо более печальную картину, связанную с работой СМИ. Сегодня в эпоху информационных войн и потери журналистами морально-нравственных начал происходит с одной стороны вырождение профессии журналиста, а с другой общество стремительно теряет доверие и интерес к материалам журналистских расследований.
Печальная, правда, такова, что СМИ полностью стали коммерционализированными предприятиями. Журналисты откровенно работают не столько за заработную плату, а за коммерческий интерес в виде материального поощрения от заинтересованного лица. Проблема здесь состоит в том, что журналисты начали обслуживать интересы таких заинтересованных лиц .
Это, в свою очередь, ведет к тому, что журналисты часто начинают писать материалы, основываясь на заведомой лжи. Общественности часто пытаются подсунуть второсортный материал, который не в состоянии
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, В.С., Смирнова, А.О. Этико-правовые аспекты работы журналиста / В.С. Андреева, А.О. Смирнова. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Барышникова, Е.Н., Хвостовская, И.А., Пирогова, М.А. Принципы дифференциации подходов к понятию толерантности в современной науке и практике / Е.Н. Барышникова, И.А. Хвостовская, М.А. Пирогова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы социологической науке на современном этапе развития общества». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2021. – С. 89–100.
3. Бурковская, Е.Г., Щадринская, М.И., Вологдина, О.С. Социальный и психологический характер толерантного отношения человека к современному обществу: основные факторы формирования и социально-психологические последствия / Е.Г. Бурковская, М.И. Щадринская, О.С. Вологдина // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного российского общества». – Р.-на-Д.: Ростовский государственный университет, 2022. – С. 104–120.
4. Ваганова, Е.Н., Смольникова, Г.С., Пилецкая, Я.В. Проблема толерантности в СМИ: теоретические подходы к исследованию / Е.Н. Ваганова, Г.С. Смольникова, Я.В. Пилецкая // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2021. – № 3. – С. 40–53.
5. Владимиров, Н.С., Корнеев, Е.М. Средства массовой информации. Этические правила / Н.С. Владимиров, Е.М. Корнеев. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
6. Губерниева, О.А., Хабарова, С.М., Червонникова, Г.А. Социологические и психологические подходы к изучению толерантности как социально-политическому явлению: история и современная трактовка понятия, перспективы изучения / О.А. Губерниева, С.М. Хабарова, Г.А. Червонникова // Сборник статей Кемеровского государственного университета. Вып. 3. Социология. – Кемерово: Издательство Кемеровского государственного университета, 2022. – С. 90–103.
7. Дмитриев, П.И., Тимофеев, Г.С. Средства массовой информации. Правовые нормы / П.И. Дмитриев, Г.С. Тимофеев. – Мурманск: Полярные зори, 2020. – 389 с.
8. Жилина, Е.Ю. Средства массовой информации. Развитие и совершенствование правовых норм / Е.Ю. Жилина. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
9. Колокольникова, Н.А., Порогина, С.И., Гаврикова, А.А, Принципы толерантности в работе журналиста как основа профессиональной этики: история и современность / Н.А. Колокольникова, С.И. Порогина, А.А. Гаврикова // Вестник Пермского государственного университета. – 2021. – № 6. – С. 23–37.
10. Куликова, А.В., Петровская, И.Г., Хамовникова, С.М. Социальная и психологическая сущность толерантности: теоретические и методологические подходы / А.В. Куликова, И.Г. Петровская, С.М. Хамовникова // Вестник Волжского государственного университета. – 2019. – № 12. – С. 36–49.
11. Лебедев, О.М., Носов, М.С. Корпоративно-этические нормы в средствах массовой информации. Достоинства и недостатки / О.М. Лебедев, М.С. Носов. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
12. Медведева, Н.А. Петрова, М.С. Средства массовой информации. Роль. Место. Задачи / Н.А. Медведева, М.С. Петрова. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
13. Пономарева, Л.В., Васильева, О.В. Средства массовой информации. Формы и методы регулирования / Л.В. Пономарева, О.В. Васильева. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
14. Семенов, О.В. Борисов, А.В. Средства массовой информации. Актуальные проблемы регулирования / О.В. Семенов, А.В. Борисов. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
15. Смирнова, А.О., Федорова, Г.В., Алексеева, Т.В. Средства массовой информации. Этико-правовые нормы / А.О. Смирнова, Г.В. Федорова, Т.В, Алесеева. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
16. Тихонова, Е.Е. Этико-корпоративно-правовые нормы в СМИ. Современный подход / Е.Е. Тихонова. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 128 с.
17. Трубникова, Е.Н., Николаенкова, И.И., Перельман, О.С. Толерантность как основа деятельности современного журналиста: проблема изучения в современных социально-экономических условиях / Е.Н. Трубникова, И.И. Николаенкова, О.С. Перельман // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 4. Социология массовых коммуникаций. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2022. – С. 90–105.
18. Утина, И.В., Проводина, Г.П. Этико-корпоративно-правовые нормы в СМИ и нью медииа. Плюсы и минусы / И.В. Утина, Г.П. Проводина. – Нижний Новгород: Фара, 2020. – 623 с.
19. Фадеева, А.Ю. Средства массовой информации. Вчера. Сегодня. Завтра / А.Ю. Фадеева. – Омск: СпецЛит, 2020. – 588 с.
20. Якобсон, И.Ю., Гаджиева, Е.Е., Финагентова, А.А. Толерантность как научное понятие: основные подходы к изучению и проблемы практического исследования в социологии и психологии / И.Ю. Якобсон, Е.Е. Гаджиева, А.А. Финагентова // Вестник Тюменского государственного университета. – 2022. – № 1. – С. 70–84.