Фрагмент для ознакомления
2
Мы живем в «век высоких технологий», где одним из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения, здравоохранения и других направлений деятельности человека стала робототехника. Поэтому возникла необходимость в профессиях, требующих навыки работы с инновационными программируемыми устройствами, которые поступают на производство. Начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Следовательно, перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача развивать у детей навыки конструкторской, творческой деятельности. Это говорит о том, что зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов.
"ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ - это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции" (по словам Г.И. Малых и В.Е. Осипова). То есть мы можем говорить о том, что зрелое инженерное мышление – это залог успеха на производстве у специалистов технической отрасли. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения «погружения» ребенка в техномир (приучение с раннего возраста исследовать цепочку «кнопка — процесс — результат» вместо обучения простому и необдуманному «нажиманию на кнопки»). Так же ребенок должен получать представление о начальном моделировании, как о части научно-технического творчества. Основы моделирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы и цвета.
Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
Проблемой развития инженерного мышления является отсутствие опыта, программы, обеспечивающей формирование у детей дошкольного возраста технических навыков и пропедевтической работы в области программирования. Востребованность развития широкого кругозора воспитанников и формирования предпосылок основ инженерного мышления способствовали разработке программы «Робототехника» по развитию конструктивного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники. Данная программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов дошкольного образования на основе разработок компании LEGO System.
Внедрение технологий образовательной робототехники в образовательную деятельность способствует формированию личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных действий, и, без сомнения предпосылок к учебной деятельности являющихся важной составляющей Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования.
Цель исследования: Изучение подходов к рассмотрению проблемы развития инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: Развитие инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Методические условия изучения и развития инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Изучить особенности инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
2) Формирование инженерного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3) Факторы влияющие на формирование инженерного мышления у детей дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составили теории развития Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконина, Ю. Б. Гиппенрейтер, И. Ю. Кулагиной и др.
Методы исследования: теоретический метод (анализ литературных источников); наблюдение, беседа, изучение учебно-методической документации;
Практическая значимость состоит в том, что результаты полученного исследования можно использовать для планирования и проведения работы по развитию инженерного у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: исследование проводилось на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
Структура курсовой работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст — это «период первоначального фактического склада личности», так писал А.Н. Леонтьев. В это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Формируется самосознание, развиваются эмоциональная и мотивационная сферы.
Дошкольное детство — период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Для дошкольного детства характерна спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, сиюминутные затруднения воспринимаются не остро, теряют свою значимость. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. День дошкольника может быть настолько насыщен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.
В дошкольном возрасте происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане. Действия ребенка уже строятся на основе представлений о предмете, о возможности его достичь в ближайшем будущем, о желательном результате. Эмоции с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.
Механизм эмоционального предвосхищения описан А.В. Запорожцем. Им показано, как меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения. До начала действий дошкольника, у него появляется эмоциональный образ, отражающий будущий результат. Ребенок заранее знает, хорошо или плохо он собирается поступить, эмоционально предвосхищая последствия своего поведения. Если он предвидит возможное неодобрение или наказание, у него возникает эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные действия.
В дошкольном возрасте происходит смещение эмоционального образа с конца к началу деятельности, который становится первым звеном в структуре поведения. В основе эмоциональной регуляции действий ребенка лежит механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В структуру эмоциональных процессов помимо вегетативных и моторных компонентов входят сложные формы восприятия, воображения, образного мышления. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только что он делает в данный момент, но и, что ему еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.
Изменяется содержание аффектов — расширяется круг эмоций. Особенно важно появление у дошкольников эмоций, сочувствие и сопереживание другому, без которых невозможны сложные формы общения детей и совместная деятельность.
Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, деятельность является эмоционально насыщенной. Все, во что включается дошкольник — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, не способен делать то, что ему неинтересно, в силу своего возраста.
Самым важным личностным механизмом, считается соподчинение мотивов, который формируется в этот период. Соподчинение мотивов появляется в начале дошкольного возраста и развивается, с этими изменениями связывают начало становления личности ребенка.
Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание, еще слабее — собственное обещание ребенка. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка.
Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более импульсивно. Затем, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле: образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение. Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов старшие дошкольники легче ограничивают свои непосредственные желания. Наиболее благоприятные условия для ребенка подчинения побуждений правилам поведения, создаются в ролевой игре.
Жизнь дошкольника разнообразна, появляются новые мотивы, ребенок включается в новые виды деятельности, системы отношений. Это мотивы связанные самооценкой, самолюбием — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваиванием моральных норм, и другие.
Сталкиваясь с отдельными удачами и неудачами, у ребенка происходит влияние на мотивацию и эффективность выполняемых действий. Для старших дошкольников успех является сильным стимулом. Также многих из них к деятельности побуждает и неуспех. После неудачи они стараются добиться нужного результата, преодолеть возникшие трудности и не собираются «сдаваться.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вегнер К.А., Внедрение основ робототехники в современной школе /К.А. Вегнер// Вестник НовГУ. – 2013. – №74. – С. 17-19.
2. Венгер Л.А. Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. Книга для воспитателей детского сада./Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1998. – 144с.
3. Выготский Л.С. Психология развития человека./Л.С. Выготский. — М.: Эксмо, 2005. — 1136с.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь./ Л.С Выготский. – Национальное образование, 2016. – 368 с.
5. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина – Сфера, 2019. – 128 с.
6. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС/ М.С. Ишмакова.— ИПЦ Маска, 2013 г.
7. Комарова Л. Г. Строим из Lego. / Л.Г. Комарова. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 88 с.
8. Лусс Т.В. Формирование навыков консруктивно – игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО/ Т.В. Лусс. — ВЛАДОС, 2003. —120 с.
9. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов./ А.Г. Маклаков — СПб.: Питер, 2010.-583с:
10. Миназова Л.И. Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста/Л.И. Миназова// Молодой ученый. – 2015. - №17. – С. 545-548.
11. Образовательная социальная сеть. Формирование инженерного мышления у старших дошкольников – https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/03/formirovanie-inzhenernogo-myshleniya-u-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 15.05.2022).
12. Пузырная Е.В. Пророкова А.А.Методические аспекты внедрения основ робототехники в образовательный процесс [сайт]. – URL: http://robo.detinso.ru/publications/105 (дата обращения: 15.05.2022).
13. Сазонова, З.С., Чечеткина, Н.В. Развитие инженерного мышления – основа повышения качества образования – учебное пособие / МАДИ (ГТУ)/ З.С. Сазонова – М.: 2007. – 195с.
14. Сиваченко А.А., Волкова Е.А. Методические подходы к развитию инженерного мышления у учащихся основной школы // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» – URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017038313">https://scienceforum.ru/2017/article/2017038313 (дата обращения: 15.05.2022).
15. Skolkovo Robotics International Conference [сайт]. – URL: http://community.sk.ru/press/events/febfuary2013/robotics/ (дата обращения: 15.05.2022).
16. Растим будущих инженеров в детском саду / Н. А. Хламова, Н. А. Новикова, Р. Р. Тарунина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 335-337.
17. Урунтаева Г.А Практикум по психологии дошкольника/ Г. А. Урунтаева – Аcademia, 2009. – 368 с.
18. Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду/ Е.В Фешина – Сфера, 2019. – 144 с.
19. Якобсон С. Г., Соловьева Е.В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон. — М.: Дрофа, 2006. — 176с.
20. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2015 – 269 с.